«Как он мог дать объяснения проректору, если был задержан?» Отчисленные студенты судятся с БНТУ

 
23 718
21 января 2021 в 13:07
Автор: Дарья Спевак

В суде Советского района Минска продолжают рассматривать гражданское дело об отмене приказа. Истцы — отчисленные студенты, ответчик — БНТУ. 27 октября из вуза отчислили ряд студентов — «за систематическое неисполнение обязанностей обучающегося». Но молодые люди считают, что отчисление было незаконным. В суд они пришли с адвокатами и просят отмены приказа университета. Истцами выступают шестеро отчисленных студентов вуза. Сегодня на заседание явился представитель ответчика — первый проректор БНТУ Георгий Вершина. Также присутствует несколько свидетелей со стороны вуза.

Приказ об отчислении Андрея Занько от 27 октября 2020 года является незаконным и необоснованным — такая позиция защиты первого из отчисленных студентов. Адвокат ссылается на Кодекс об образовании Республики Беларусь — отчислить студента можно за более чем 30 дней пропусков без уважительной причины в течение учебного года. Также это возможно за систематическое (повторное) неисполнение обязанностей обучающимся, если к нему ранее применялись меры дисциплинарного взыскания.

— Основанием к отчислению Занько стало систематическое неисполнение им обязанностей обучающегося. Кодексом не допускается отчисление при таком нарушении. Решение о применении меры дисциплинарного взыскания должно подписываться ректором — там должно быть указано, за какое нарушение, в чем именно виноват студент и должны быть предоставлены доказательства — ссылка на внутренние документы вуза. Приказ никаких сведений о дисциплинарном проступке не содержит, а также формы вины и ее доказательств там нет, — говорит адвокат и подытоживает свою позицию: приказ об отчислении является незаконным.

Защита считает, что БНТУ существенно нарушил порядок дисциплинарного взыскания в виде отчисления.

— Ранее Занько Андрей не привлекался к дисциплинарной ответственности. <...> Кроме того, БНТУ не была предоставлена видеозапись, подтверждающая, что Занько участвовал в несанкционированном массовом мероприятии 26 октября — один из сотрудников безопасности вуза ссылается на нее, — говорит защитник бывшего студента БНТУ.

Со стороны БНТУ студенту вменяют четыре дисциплинарных проступка: несоблюдение правил внутреннего распорядка, отсутствие на занятиях, неисполнение законных требований педагогических работников, участие в несанкционированных массовых мероприятиях на территории БНТУ. Адвокат возражает.

— Как из одного события может получиться четыре? В этой вселенной это невозможно. Какую систему координат ни выбери, я здесь один и мои действия — единичны. То есть говорить, что истец совершил сразу несколько дисциплинарных нарушений, не имеет смысла, — говорит он.

Сам Андрей говорит, что не участвовал в мероприятиях вуза, просто шел через дворик БНТУ в обменник — в итоге его задержали сотрудники ОМОНа. Суд признал его виновным по ст. 23.34 и 23.4 КоАП — дали 15 базовых.

Георгий Вершина, первый проректор БНТУ, задает вопрос адвокату отчисленного студента.

— Скажите, а административный процесс тоже не относится к данному делу? — он утверждает, что административное правонарушение и дисциплинарное нарушение проходило в один и тот же день.

— Это два разных процесса и вида ответственности. Вы, считая, что студент совершил дисциплинарный проступок, должны всесторонне объективно и полно выяснить обстоятельства, — ответил адвокат.

— Почему не оглашаете, что у БНТУ есть претензия еще и по политической составляющей? — спрашивает первый проректор вуза.

Адвокат считает, что никакой политической составляющей в этом деле нет.

Бывшая студентка утверждает, что не шла с толпой протестующих, а шла в банк, а потом ее задержал ОМОН. Административное дело девушки суд отправил на доработку, и до сих пор по нему ничего не известно — уже прошло больше двух месяцев с момента задержания.

— Исковые требования не признаю, — в суде выступает представитель БНТУ Георгий Вершина.

Он говорит, что администрация вуза отчисляет студентов при систематических нарушениях правил внутреннего распорядка: пропуски занятий, неподчинение требованиям педработника, участие в незаконных массовых мероприятиях, участие в политической деятельности.

Первый проректор рассказал, что в БНТУ учится 22 тысячи студентов. По событиям за 26 октября были отчислены 54 человека, всего — 56.

Он вспоминает события того понедельника, после которого были отчислены студенты.

— 26 октября — накануне был объявлен ультиматум некой Тихановской об общенациональной забастовке, — начал он и вспомнил, что мониторил каналы и чаты, где были откровенные призывы выйти на забастовку.

Вершина вспоминает, в тот день выступил перед студентами и попросил толпу выслушать его. Говорит, что предупредил о незаконности массового мероприятия и сказал, что студентам нужно будет дать объяснения. Он также настоял, чтобы студенты вернулись на занятия. Вершина говорит, что сам ходил в толпе, немного позади. Также вспоминает, что сказал студентам, чтобы те пришли к нему и объяснились. Позже администрация решила, что по совокупности нарушений студенты будут наказаны.

— Мы отчислили не только тех, кто был задержан, но и тех, которых я знал лично и видел в колонне — я их указал в докладной. Вечером ректор подписал приказ, — вспомнил он.

— Если, допустим, студент участвовал в свободное время в сентябре в мероприятиях, какие-то меры по нему применялись? — спросила судья.

— Да, конечно. По БНТУ в целом было задержано 146 человек — некоторым давали выговор, некоторых — на воспитание, так сказать. Если в свободное от учебы время человек участвовал в законном мероприятии, к нему вопросов нет. Но если массовое мероприятие незаконно, к нему могут быть применены меры дисциплинарного взыскания, — ответил первый проректор и добавил: — Но такого беспорядка, как 26 октября, да еще и на политический призыв, в БНТУ никогда не было!

Вопросы представителю БНТУ задают защитники.

— Студенты одним действием допустили четыре нарушения? — спросила Елена Холупко, адвокат нескольких студентов по этому делу.

— Да, конечно, — ответил Георгий Вершина.

— Вы участвовали в несанкционированном массовом мероприятии? — уточнила она.

— Я не участвовал в этом мероприятии, а проводил профилактику.

— Если Сузень и Г., как и вы, ходили от ворот к воротам и были без символики, чем они отличались от вас? — спросила адвокат.

— Я выполнял свои обязанности! — ответил первый проректор вуза. Он также рассказал, что лично Сузеня и Г. он не знает. Решение по ним принималось исходя из «косвенного доказательства» — временного промежутка задержания этих студентов.

Судья показывает фото парня с 26 октября — Кирилл Сузень узнает себя. Георгий Вершина говорит, что ему жалко студентов и он очень переживает за них.

— Я понимаю, что это не они — они поддались на эти призывы. И я понимаю примерно, в ком дело, но об этом я буду говорить в Следственном комитете в рамках уголовного дела, — сказал он.

В докладной записке у Вершины было 44—46 студентов, некоторые из них были задержаны. По одному из отчисленных студентов адвокат спрашивает, как его подзащитный Б. мог прийти и дать объяснения первому проректору, если был задержан. По законодательству решение об отчислении можно применять в течение месяца, к чему такая спешка?

— В ректорате было принято решение принять меры немедленно, чтобы прекратить этот беспредел в вузе, — ответил он.

Адвокат спрашивает, если бы суд оправдал кого-то из студентов по ст. 23.34 КоАП, БНТУ отменил бы приказ или нет?

— Нет, — ответил первый проректор и сослался на то, что он лично видел этих студентов и у него есть доказательства их участия.

(будет дополнено)