1091
16 января 2021 в 17:27
Автор: Станислав Иванейко. Фото: skoda-storyboard.com

«Бренды не хотят ассоциировать себя с негативом». Почему Skoda и Nivea отказались спонсировать ЧМ по хоккею в Беларуси

Nivea и Skoda официально подтвердили: в случае проведения чемпионата мира по хоккею в Беларуси эти бренды не будут спонсировать мероприятие. Что на самом деле означает такая позиция всемирно известных компаний, и подключатся ли к бойкоту остальные спонсоры ЧМ? С этими вопросами мы обратились к Екатерине Дейкало, эксперту по правам человека в сфере бизнеса, кандидату юридических наук, доценту.

— Почему бренды на самом деле отказались спонсировать чемпионат, если он пройдет в Беларуси?

— Nivea и Skoda сделали это не просто потому, что им жалко белорусов или они впечатлены ужасами происходящего. Хотя и определенная человеческая эмпатия тоже присутствует. Существует международный стандарт, по которому бизнес должен соблюдать права человека и обязуется не нарушать их ни прямо, ни косвенно. Что такое косвенное нарушение? Это когда ты, в том числе, спонсируешь, поддерживаешь деньгами тех, кто нарушает права человека.

У Volkswagen Group [Skoda входит в этот концерн. — Прим. Onliner] есть целая политика по правам человека, где упомянуты все ключевые конвенции по правам человека и обязательства, которые добровольно берет на себя корпорация. Основной документ в этой сфере — руководящие принципы ООН по бизнесу и правам человека.

То есть такое решение — их стандарт поведения, который прописан в политике корпораций. Они не хотят ассоциировать себя и свои бренды с теми, кто совершает… такие вещи.
Екатерина Дейкало

— Спонсоров у чемпионата мира по хоккею явно больше, чем два. Значит ли это, что остальные бренды тоже займут позицию Skoda и Nivea?

— Как правило, спонсоры таких чемпионатов — транснациональные корпорации, это глобальные бизнесы. И, в общем-то, весь бизнес подобного уровня придерживается определенных рамок. Например, если бы у чемпионата были крупные международные компании и мелкие белорусские компании — тогда мы бы увидели разницу в поведении. Потому что в нашей бизнес-среде, к сожалению, рамки еще не выставлены в силу различных причин.

Безусловно, весь крупный бизнес говорит на одном языке. И этот язык — «мы не хотим дружить с плохими парнями, потому что это влияет на нашу репутацию». В том числе это может влиять и на финансовые аспекты. Как отреагировали белорусы на Nivea? Сразу начали постить в соцсетях, что будут использовать теперь только их кремы. У них точно вырастут продажи, и это вклад в их репутацию.

Любая компания уровня Nivea и Skoda понимает, что права человека — это хорошо не только с точки зрения современного развития цивилизации, но и экономически помогает бизнесу быть более устойчивым.

Заметьте: Nivea была первой, а Skoda думала. Но когда ты понимаешь, что в твоем кругу принято вести себя вот так и кто-то первый уже так себя повел — то если выберешь другой путь, то будешь несколько иначе восприниматься.

Изображение: skoda-auto.com

— Локальные импортеры, дилеры Nivea и Skoda смогут поддержать чемпионат, или договоренности с центральными офисами не позволят это сделать? 

— Конечно, они не могут поддержать, если такова линия генерального офиса. Сделают это — возникнет вопрос чистоты цепочки поставок. Ведь ответственность бизнеса — это не только когда генеральный офис делает заявление в Twitter, а потом какой-нибудь дилер сделает все по-другому. Даже если так и сделают, обязательно будет разбирательство, на это обратят внимание.

— Посмотрим с другой стороны. Получается, бренды могут оказывать давление, диктовать Международной хоккейной федерации: вот в этой стране хотим проводить чемпионат, а в этой не хотим?

— Это не секрет, что глобальный бизнес уровня Skoda и Nivea — очень влиятельный игрок и его мнение порой важнее мнения некоторых государств. Тем не менее вопрос такой: если чемпионат проводится в стране, где нет никаких проблем — с какой стати отказываться? Они эти рамки соблюдают не для того, чтобы всем указывать. А потому, что они не хотят ассоциироваться с плохими вещами. Когда плохих вещей нет — то и ущерба репутации нет. И тогда какой смысл давить на федерацию?

Вообще, сама федерация должна была отказаться от проведения чемпионата в Беларуси, и без всякого давления. Думаю, так и произойдет. Потому что все спортивные и олимпийские хартии — они против всякого насилия, дискриминации.

Мы видели, что приезжал Фазель и у него была неустойчивая позиция. В тот момент, вполне возможно, что он поддержал бы проведение чемпионата. И тогда включаются такие механизмы [заявления брендов]. Это как противовес. Большой бизнес говорит: «Да, вы можете так считать, но тогда мы в этом не участвуем, ищите других спонсоров, если вы разделяете эти ценности. Потому что мы — не разделяем».


Боремся с суровыми холодами. Обогреватели от 27,9 р.

тепловентилятор, 2000 Вт, термостат, управление механическое, площадь обогрева 20 м2
конвектор, 1000 Вт, термостат, возможность крепления на стену, управление электронное, площадь обогрева 15 м2, влагозащищенный корпус
конвектор, 2000 Вт, термостат, очистка воздуха, возможность крепления на стену, управление электронное, площадь обогрева 25 м2, влагозащищенный корпус

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро

Автор: Станислав Иванейко. Фото: skoda-storyboard.com