Найти всех и привлечь организаторов за рубежом. Генпрокурор Беларуси высказался о делах по массовым беспорядкам

 
04 января 2021 в 22:39
Автор: Настасья Занько. Фото: скриншот видео
Автор: Настасья Занько. Фото: скриншот видео

Сегодня генеральный прокурор Беларуси Андрей Швед докладывал Александру Лукашенко о ситуации в стране. После доклада в интервью телеканалу «Беларусь 1» он прокомментировал встречу и высказался о ситуации в Беларуси. Между тем о рассмотрении дел по насилию со стороны силовиков Швед не сказал ни слова, несмотря на то что именно под эгидой Генеральной прокуратуры была создана межведомственная комиссия по контролю проверки заявлений о применении физического насилия и специальных средств со стороны силовиков.

— Мы выработали меры, связанные с тем, чтобы обеспечить идентификацию всех участников массовых беспорядков и тех лиц, которые совершали преступные деяния, — заявил Андрей Швед. — Выработали меры, направленные на то, чтобы обеспечить безусловные взыскания причиненного ими ущерба, взыскания наложенных на этих лиц административных штрафов и других мер в соответствии с нашим законодательством.

— Сегодня, как вы видите, ситуация на улицах в первую очередь нашей столицы и других городов абсолютно стабильна и спокойна. Но это не значит, что правоохранители и прокуроры должны каким-то образом ослабить свою деятельность и самоуспокоиться. Наоборот. Сейчас мы адаптировались к новым условиям, выработали новые формы и методы работы и готовы к тому, чтобы на любые вызовы и угрозы, которые возникнут в этом году и будут связаны с насилием и посягательством на общественную безопасность, реагировать адекватно и оперативно.

Для себя поставили ряд других задач, которые необходимо решать в контексте этого комплекса мер. В частности, вопросы, связанные с выявлением и пресечением так называемых фактов дворовых протестных акций, финансированием протестных мероприятий. А ведь не секрет, что <...> большинство мероприятий осуществляется за деньги спонсоров из-за рубежа.

Про уголовные дела по массовым беспорядкам

По данным Генеральной прокуратуры, в отношении 309 человек в суды направлено 259 уголовных дел, 141 из которых суды уже успели рассмотреть. Часть из них переквалифицировали в акты терроризма, как, к примеру, поджог автомобилей в Гродно или блокирование железнодорожных путей.

— На фоне ситуации, сложившейся в прошлом году, конечно, на эти факты, которые на первый взгляд кажутся проявлением хулиганства, прокуроры стали смотреть более пристально. И как только в ходе доследственных проверок либо расследования уголовных дел выявлялись малейшие признаки, связанные с экстремизмом и терроризмом, мы принимали незамедлительные меры, чтобы переквалифицировать эти действия. Чтобы выявлять всех виновных лиц и обеспечить профилактику этих преступлений, — отметил Андрей Швед. — Судите сами. Октябрь прошлого года. На железной дороге более 60 фактов блокирования движения железнодорожного транспорта. И квалификация связана, как правило, либо с хулиганством, либо с другими составами преступлений. Как только Генеральная прокуратура отреагировала, обобщив эту ситуацию, и было возбуждено уголовное дело по статье «Терроризм», стало в десять раз меньше фактов. То есть уже единичные факты. Здесь сыграло свою роль понимание этими лицами того, что это не просто уголовное дело по хулиганству. Если они будут найдены и привлечены к ответственности (а они будут найдены и привлечены), это уже ответственность совсем другого плана по более тяжкой статье.

Исходя из общего контекста, понимая, что руководство этими действиями зачастую ведется из-за рубежа, из единого центра, мы работаем на перспективу. В ближайшее время придет тот период, когда в рамках дел, возбужденных в том числе или по предложению, или самой Генеральной прокуратурой, мы это все будем связывать в один узел — центр, который руководил определенными действиями, и последствия этих действий. На улицах, на железной дороге, поджоги, взрывы и так далее. Это всё элементы радикализации так называемых мирных протестных акций. Никакие они не мирные, когда из центра дают команду «Убей. Подожги. Взорви». Тогда наступает ответственность не только тех, кто это сделал, но и тех, кто давал команду из-за рубежа.

Швед отметил, что сейчас для привлечения к ответственности тех, кто руководит мирными протестами, есть «все основания».

— В любой стране мира организаторы, соучастники, исполнители подвергаются ответственности. Белорусское законодательство не исключение, — отметил он. — Прокуратура призвана и обязана обеспечить реализацию принципа неотвратимости наказания. В том числе и за эти тяжкие и особо тяжкие преступления.

О заседании Лукашенко и всего силового блока

Андрей Швед отметил, что Александр Лукашенко вместе со всем силовым блоком страны в ближайшее время проведет расширенное совещание, на котором не только будут обсуждаться вопросы усиления ответственности за экстремизм, но и произойдет «переосмысление, переработка всего нашего законодательства».

— В связи с событиями, которые произошли в прошлом году и были направлены на попытку смены конституционного строя, попытку захвата власти и другие действия, — отметил он, — будет рассматриваться необходимость и будут вырабатываться предложения по совершенствованию всего блока законодательства с учетом негативного опыта, который мы имели в прошлом году.

Кроме этого, на расширенном совещании, по словам Шведа, дадут оценку «пресечению фактов нарушения общественной безопасности и правопорядка и в целом противодействию преступности».

Про рост киберпреступности

Что касается ситуации с преступностью, то за прошлый год рост составил 8% и, по словам Шведа, зарегистрировано в 2,5 раза больше киберпреступлений.

— В 2020-м на фоне попыток дестабилизировать ситуацию кибермошенники, в том числе из-за рубежа, совершили 25 тысяч преступлений (в 2019-м — 10 тысяч). То есть воспользовались ситуацией и, по сути дела, спровоцировали целую волну преступлений, — отметил Швед. — Речь идет прежде всего о том, что посредством манипуляций и ухищрений они выманивали у наших граждан их персональные данные, связанные со счетами, карт-счетами, банковскими карточками, и воровали деньги — пенсии, заработные платы целиком, оставляя целые семьи без средств к существованию на определенный период времени. То есть, с одной стороны, дестабилизировалась ситуация с общественной безопасностью, нагнеталась эта вся обстановка, истерия, а с другой стороны, из-за рубежа возникла такая вот серьезная кибератака. Тут есть о чем подумать. Кто за этим стоит и почему такой значительный рост этих преступлений?

В целом же, по словам Шведа, Генпрокуратура отмечает снижение числа других преступлений в прошлом году.

— Мы отмечаем снижение числа разбоев, грабежей, краж, изнасилований и так далее. Их стало чуть меньше. Это говорит о том, что правоохранительный блок основные функции по противодействию преступности (несмотря на сложную обстановку, несмотря на то, что значительные силы были отвлечены на пресечение массовых беспорядков) выполнял с удвоенной, а то и утроенной нагрузкой. Но видите, кибермошенники все-таки воспользовались этой ситуацией. Правоохранители были отвлечены на охрану общественного порядка. И вот пошел такой вал преступности, связанный с хищениями денежных средств.

Здесь необходимо отметить еще очень важный момент. Анализ работы правоохранительного блока говорит о том, что по тем составам преступлений, где мы отмечаем снижение, если бы не было протестных акций и дестабилизации обстановки, мы уверены, ситуация была бы еще лучше. Это видно по динамике преступности, если брать первое и второе полугодия прошлого года. В первом полугодии по ряду составов преступлений шло достаточно активное снижение, а вот как только начались массовые беспорядки, когда правоохранители вышли на улицу, эта тенденция явно замедлилась. Не хватало сил и средств, чтобы в таком же режиме обеспечивать противодействие преступности.

Какие вопросы остались?

За без малого 28 минут видео генеральный прокурор Андрей Швед ни слова не сказал о том, как проходят проверки и возбуждены ли уголовные дела по фактам применения насилия со стороны силовиков начиная с 9 августа и по сей день. Хотя от начальника Ленинского РУВД Виталия Капилевича мы знаем, что всего в СК поступили 1800 заявлений по факту причинения телесных повреждений сотрудниками милиции. А под эгидой Генпрокуратуры создана специальная комиссия по контролю хода их расследования.

Не прозвучало ни единого слова о том, как идет расследование по делу о смерти Романа Бондаренко, Александра Тарайковского, Александра Вихора.

Нет ответа на вопрос, почему в СИЗО до сих пор находятся журналисты Катерина Борисевич, Дарья Чульцова, Катерина Андреева и другие.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро