Эксперимент: как я ходила по общественным местам без маски

20 ноября 2020 в 8:00
Автор: Дарья Спевак

Эксперимент: как я ходила по общественным местам без маски

Автор: Дарья Спевак

Изо дня в день только официальное число случаев заражения коронавирусом в Беларуси превышает тысячу. На этой неделе белорусов из столицы и всех регионов страны обязали носить маски. В исполкомах заявили, что заведения и другие закрытые общественные места не должны обслуживать тех, кто не надел защитную повязку. Даже скептики, которые долго упирались и жаловались, что в такой атрибутике сложно дышать, вынуждены смириться. Но все же остались «неуязвимые» смельчаки, которые отрицают и вирус, и защитные средства. Журналист Onliner, предварительно сдав тест и получив отрицательный результат, отправилась по людным местам Минска без маски и проверила, как работает обязательный противовирусный режим в городе.

Если в начале года маски на лицах людей повергали нас в ужас, то весной они стали нормой и даже модной тенденцией. Сначала белорусы сметали их с прилавков аптек и даже вызвали дефицит, но торговля быстро подхватила тренд и дала людям размахнуться: выбирай цвет, фасон и материал. К лету граждане расслабились, но потом среди специалистов пошли разговоры о второй волне. Беларусь она захлестнула пуще прежнего. Первым в стране обязательное ношение масок ввел Могилев, за ним последовали и остальные — теперь вся страна должна носить маски в магазинах и кафе, автобусах и такси, а также других общественных местах. На дверях практически всех заведений крупным шрифтом написано, что вход без маски запрещен. Кроме того, продавцы, кассиры и другие работники таких мест должны отказать в обслуживании пришедшему без защиты на лице. Но на деле все иначе.


Мой экспериментальный маршрут начинается с продуктового магазина шаговой доступности. Недалеко от дома, мало посетителей — идеально для начала маршрута, да и не так стыдно. Тем более что на дверях торговой точки нет упоминания о масках, просто висит рекомендация держать дистанцию в полтора метра и пользоваться антисептиком (он стоит на входе в магазин).

Я захожу внутрь, смотрю на всех огромными глазами, полными стыда и страха («Сейчас проучат!»), жду своей очереди на безопасном расстоянии. Большинство покупателей — пожилые люди, они все в масках, но почему-то так и пытаются потереться о мою спину в очереди. Те, кто помоложе, прикрывают область рта горлышком кофты. Приходит моя очередь.

— Шоколадку Milka с елочками, пожалуйста.

— Прикладывайте карту.

— Спасибо.

Кассир ни слова не сказала о моем внешнем виде. Сама она была в маске.

Дальше я иду в аптеку, которая неподалеку. На двери черным по красному объявлено: «Вход в маске!!!» От такого количества восклицательных знаков бросает в пот, но придумываю себе оправдание: зайду, чтобы купить маску, вдруг у меня внезапно закончились?

— Здравствуйте, две маски, пожалуйста.

Провизор смотрит с меня с укором, но молча. Продает. Иду праздновать свой успех в местный «МакДональдс».

Снова прозрачная стеклянная дверь, снова объявление о масочном режиме. Нарочито игнорирую и двигаюсь навстречу утреннему капучино. Очереди в ресторане практически нет, в дверях встречаю выходящего мужчину без маски. «Ну если ему можно, то почему мне запретят?» — утешаю себя на пути к свободной кассе.

— Маленький капучино, пожалуйста.

— Прикладывайте.

Пока заказываю кофе, подходит администратор. У соседней кассы стоят два мальчика лет 10—12 со спущенными на подбородок масками.

— А ну надевайте маски, у нас обязательный режим! — задорно говорит им сотрудница, ребята повинуются. Думаю, сейчас и мне влетит. Но нет, пронесло. Принесли капучино, а я бодро и довольно отправилась «тестировать» общественный транспорт.

В троллейбусе почти все пассажиры в защитных масках, особенно люди старшего возраста, водитель тоже. А вот школьники по этому поводу не заморачиваются. На каждой двери предупреждение, что надо надевать защитный атрибут при входе в общественный транспорт.

«Паважаныя пасажыры, калі ласка, выконвайце масачны рэжым. Беражыце сваё здароўе!» — звучит голос диктора в громкоговорителе.

Пробиваю талон, проезжаю одну остановку — никто из пассажиров замечания не сделал, укорительных взглядов я не заметила.

Выхожу из троллейбуса и сразу вызываю такси: пора ехать дальше по объектам. В голове уже придумываю отмазки и уговоры, чтобы переманить водителя на сторону зла. Но не приходится: таксист хоть сам и в маске, но без проблем принимает меня в салон. Обмениваемся приветствиями и отправляемся в следующий пункт — налоговую инспекцию.

Я никогда не бывала в таких учреждениях, но как раз недавно родственники обсуждали, что хотят отказаться от участка земли, за который нужно платить налог. Пользуясь случаем, захожу, чтобы «просто спросить». На входе в здание посетителей встречают сотрудник налоговой и милиционер, у местного ресепшена стоит пара горожан — все в масках.

— Здравствуйте, хочу проконсультироваться насчет земельного налога, — говорю.

— 112-й кабинет, налево и до конца коридора, — отвечают.

Иду, стучусь и объясняю проблему трем специалистам, которые сидят в кабинете. Опять же все соблюдают противовирусный этикет.

— Девушка, по всему Минску обязательный масочный режим, где ваша маска? — с ходу говорят мне.

— Забыла, — тихонько вру я.

— Тогда стойте на месте и говорите оттуда, — отвечают налоговики.

Я, не отходя от двери, объясняю не свою проблему. Оказывается, это вопрос не налоговой, а БТИ. Радуюсь, что беседа оказалась короткой, и спешу на выход.

Снова вызываю «Яндекс» и даю такси второй шанс. Но зря. Молодой водитель сидит без маски. Благодаря этому мне не так стыдно. Будет ли предъявлять мне претензии человек, который сам не выполняет рекомендации? По радио объявляют, что обязательный масочный режим введен и в метрополитене. С максимальными рисками заражения доезжаем до Октябрьского РУВД — там мне действительно надо забрать арестованный телефон, хотя цель сейчас иная.

На железной двери милицейского отделения традиционное для последних дней объявление: «Вход в здание строго в масках!» Внушая себе, что не заметила, нагло захожу без. В фойе уже собралась горстка посетителей. Сотрудница на входе резко отправляет меня обработать руки антисептиком — сделано.

— У нас вход только в масках, девушка, вы зачем пришли?

— Забрать телефон из-под ареста.

— Все постановления на руках?

— Да.

— Извините, но к нам можно только в маске. Сходите купите, а потом возвращайтесь, — она вежливо рассказывает, где поблизости можно найти аптеку.

Благодарю и ухожу, но не за маской. Отправляюсь на проверку ближайшего почтового отделения.

Почему-то в отделениях «Белпочты» одни из самых суровых предупреждающих надписей. Кажется, если зайдешь за конвертом без маски, немедленно расстреляют. Осторожно дернув дверную ручку, просачиваюсь в здание. Беру талон и жду то ли своей очереди, то ли трибунала. Оптимизм вселяет еще одна посетительница, которая пришла без маски. Уже не так страшно. Спустя пару минут ожидания — ни угроз, ни криков, ни презрения. Успокоилась и мирно дождалась своей очереди.

— Два конверта по Беларуси, длинных таких.

— Карточкой?

— Да.

Спокойно расплачиваюсь и ухожу со своей добычей. Наполненная эндорфином и немного адреналином, рискую зайти еще в одну аптеку. Передо мной в очереди стоит молодой человек с обнаженным лицом, но покупает маски. То же самое спокойно делаю я. Выдыхаю и отправляюсь в гипермаркет — возрастной таксист опять без маски и претензий.

«Неужели человека, который полчаса выбирал продукты и наполнял ими тележку, просто возьмут и продинамят на кассе?» — раздумываю я по дороге. Чтобы увеличить риски быть отвергнутой, покупаю только шоколадный батончик — такую клиентуру развернуть не зазорно.

Все кассиры в масках, большинство покупателей — тоже, а я чувствую себя гадким утенком. Кто бы мог подумать о таком хотя бы год назад? Прикассовый транспортер движется медленнее обычного, ладошки потеют.

— 95 копеек, — говорит кассир. Опустив глаза в пол, оплачиваю и ухожу.

Заказываю такси и, пока едет транспорт, заглядываю в магазин трикотажа за носками. Без проблем покупаю их, а потом даю таксистам последний шанс. Оказалось, напрасно. У 57-летнего водителя маска болтается на подбородке, он рассказывает длинные и грустные истории о непростой жизни и причитает, как бы не заразиться коронавирусом. О масках — ни слова. Молчу и я, ведь надо спокойно добраться до самого богемного места Минска — кафе внутри универсама «Центральный».

Народу в этом заведении традиционно тьма-тьмущая. Одни пьют и едят, другие нескончаемыми потоками стремятся к прилавкам или выходу. Естественно, у стоек люди без масок — ведь как еще есть и пить? Но многие из очереди за пирожными и прочими лакомствами тоже брезгуют защитной атрибутикой. Весь персонал в масках, но спокойно обслуживает гостей с неприкрытыми ртами и носами. К слову, объявление о масочном режиме в заведении можно и не увидеть: оно находится на вторых входных дверях и только на одной створке. Еще одно — еле заметное — висит на стене кафе.

Без проблем покупаю сигареты и стремительно убегаю из одного вирусного скопища в другое — метрополитен. Двери минской подземки неоднократно предупреждают, что использование маски обязательно, и желают здоровья. Мысленно благодарю, но прорываюсь к турникету. Прохожу через него без препятствий, хотя и под пристальным взглядом охранника станции. Муки совести на пределе. Не выдерживаю и все-таки надеваю маску. Спускаюсь на станцию, уезжаю. Со страхом смотрю на тех, кто находится в вагонах без защиты.

«Уважаемые пассажиры, на основании решения Мингорисполкома на объектах метрополитена введен обязательный масочный режим. Берегите себя!» — говорит голос диктора в вагонах.

Пока еду домой, считаю, что в сухом остатке. Получается, только в РУВД мне не разрешили находиться без маски — счет 14:1 в пользу коронавируса.

Читайте также:

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by