Нацбанк рассказал, каким ждет курс рубля, что происходит с инфляцией и будет ли включать печатный станок

 
34 838
11 ноября 2020 в 15:00
Автор: Настасья Занько
Автор: Настасья Занько

Сегодня на заседании правления Нацбанка по денежно-кредитной политике регулятор принял решение не менять ставку рефинансирования. Она осталась на уровне 7,75%. При этом председатель правления Павел Каллаур отметил, что инфляция в стране ускорилась и сейчас она достигла 6,2%. Как дальше себя будет вести регулятор? Какие прогнозы он дает по курсу белорусского рубля на следующий год? На эти вопросы руководство Нацбанка ответило во время традиционного брифинга.

— Годовая инфляция ускорилась и по итогам октября составила 6,2%, — заявил Каллаур. — Главным образом на рост цен повлияло произошедшее в августе ослабление белорусского рубля по отношению к иностранным валютам. В первую очередь это отразилось в ценах на импортируемые товары непродовольственной группы. Ослабление белорусского рубля произошло в результате повышенного спроса на иностранную валюту на внутреннем валютном рынке. Этому способствовали возросшие негативные ожидания относительно перспектив дальнейшего развития экономики. Одновременно наблюдался отток рублевых и валютных сбережений из банков.

В настоящее время ситуация на финансовом рынке стабилизируется. В сентябре и октябре замедлился отток средств из банковской системы. Сформировалось чистое предложение иностранной валюты. Это способствовало относительно устойчивой динамике обменного курса. Анализ текущей ситуации свидетельствует о том, что факторы, лежащие в основе ускорения инфляции, носят временный характер. Их влияние будет ослабевать.

 

Какой прогноз у Нацбанка по инфляции?

— По итогам текущего года прирост потребительских цен ожидается около 6%. В дальнейшем прогнозируется постепенное замедление инфляционных процессов. К концу 2021 года инфляция приблизится к целевому уровню 5%. Этому будет способствовать преобладание продолжительных дезинфляционных факторов. Начну с внешних. Сохраняется предположение, что возобновление мирового экономического роста будет продолжительным. Происходящее ухудшение эпидемиологической обстановки в мире замедлит процесс восстановления, — говорит Каллаур. — Слабый спрос ограничит инфляцию в зарубежных странах. В этих условиях предполагается проведение мягкой денежно-кредитной политики Европейским центральным банком, Федеральной резервной системой США и Банком России. При этом ожидается, что инфляция за рубежом останется ниже целевых параметров до конца 2021 года. Внешние факторы в совокупности окажут сдерживающее влияние на инфляцию в Беларуси через цены импортируемых товаров, а также на экономическую активность страны в целом.

А что в целом с экономикой?

— По мере оживления внешнего спроса, которое прогнозируется со второй половины следующего года, ожидается возвращение белорусской экономики на траекторию устойчивого экономического роста, — считает глава Нацбанка. — Восстановление деловой активности в мире станет фактором улучшения состояния платежного баланса. Со стороны обменного курса не ожидается проинфляционного влияния.

Предполагается сохранение бюджетной поддержки предприятиям и населению для преодоления последствий пандемии и возврата к экономическому росту. В то же время по мере восстановления деловой активности потребность в значительных фискальных стимулах со стороны государства снизится. В результате бюджетный дефицит постепенно сократится.

— В прогнозируемых условиях денежное предложение будет формироваться в объеме, позволяющем приблизить инфляцию к цели к концу 2021 года, — отметил Каллаур.

Он добавил, что есть риски, которые могут негативно повлиять на инфляцию.

— На фоне пандемии сохраняется неопределенность относительно будущей траектории восстановления деловой активности в мире, в государствах — торговых партнерах Беларуси, а также ее влияния на нашу страну, — отметил он. — Внутренние риски связаны с ожиданиями экономических агентов, нормализация которых может происходить медленнее, чем предполагалось. Таким образом, комплексный анализ показывает, что в настоящее время целесообразно сохранить текущее состояние монетарных условий.

Что будет с курсом белорусского рубля?

— В бюджет закладываются определенные прогнозы нашего обменного курса. Это необходимо для планирования валютных расходов и доходов бюджета в рамках соответствующих сценариев развития экономики, которые прорабатываются, — объяснил заместитель председателя правления Нацбанка Сергей Калечиц. — В подготовке этих сценариев принимает активное участие и Национальный банк, конечно же. Но традиционно мы воздерживаемся от любых оценок обменного курса, потому что проводим политику плавающего курса. И любое наше предположение и оценка сразу воспринимаются экономикой как некое обязательство со стороны Национального банка. Могу только сказать, что в основу расчета мы закладывали предположение о полуторапроцентном снижении реального эффективного курса белорусского рубля в следующем году. Соответственно, кто хочет, эксперты могут сами попытаться посчитать двухсторонние номинальные курсы и сделать свои собственные предположения кросс-курсов тех мировых валют, которые входят в наше внешнеторговую корзину.

Будет ли Нацбанк смягчать монетарную политику?

— В следующем году мы планируем сохранить текущий режим, а именно монетарное таргетирование. Наверное, на наш взгляд, пока преждевременно говорить о возможности однозначного смягчения денежно-кредитной политики в следующем году, — добавил начальник Главного управления монетарной политики и экономического анализа Национального банка Дмитрий Мурин. — Опять же, в силу того, что сохраняется достаточно высокая неопределенность того, как будет развиваться ситуация в целом в мире и в странах — основных денежно-кредитных партнерах. И как это будет сказываться на динамике экономического развития нашей страны. Будет продолжена тактика, которая действовала и в прошлые годы. Мы на каждом заседании правления будем рассматривать эту ситуацию и принимать соответствующие решения.

Кроме этого, Дмитрий Мурин заявил, что принятые ограничения по поддержке ликвидности банкам уже дали результат.

— Мы видим в определенной степени стабилизацию ситуации и на депозитном, и на валютном рынке. Если говорить кратко, то последние два месяца на валютном рынке сформировано чистое предложение. И мы покупаем валюту для пополнения резервов. Что касается депозитного рынка, то отток вкладов, пик которого пришелся на август, в настоящее время существенно замедлился. Оперативная статистика, которую мы имеем по ноябрю, говорит, что цифры там близки к нулю, — заявил он.

Сколько денег уже потратили на поддержку банков и предприятий? Это смягчение монетарной политики?

— Прежде всего работа Нацбанка и банковской системы по поддержанию реального сектора экономики в непростых условиях начиналась с принятия целого ряда решений, носящих контрциклический характер, — отметил Сергей Калечиц. — Они всем известны. Они позволили банкам участие в поддержании реального сектора экономики очень активно принимать. В то же время в сложившейся ситуации у банков произошло уменьшение средств в белорусских рублях предприятий и населения по отношению к 1 января на 2,2 млрд рублей. В этих условиях для поддержания текущей ликвидности Национальный банк осуществил рыночные операции по ее предоставлению в сумме 1,8 млрд рублей. Правительство также размещало свои средства в банках примерно на 1,5 млрд рублей. То есть вот эта поддержка компенсировала с точки зрения ликвидности этот отток. С нашей стороны Нацбанк проводил ее на рыночных основаниях. Характеризовать ее как смягчение монетарной политики нельзя.

Потребуется ли поддержка банкам из-за выросших рисков?

— Прежде всего я скажу, что на текущий момент полностью обеспечивается устойчивая работа нашего банковского сектора. Банками выполняются все основные нормативы безопасного функционирования. Уровень достаточности нормативного капитала по состоянию на 1 октября составляет 16,4%. Притом что для каждого банка минимальный уровень (с учетом консервационного буфера) — 12%, — отметил Сергей Калечиц. — То есть запас достаточности по системе очень хороший. И говорить в этой связи о необходимости какой-то декапитализации всего сектора или массовой декапитализации нет никаких оснований. Отдельные банки эту работу проводят в рамках своих планов развития, во взаимодействии со своими собственниками. В том числе и государством. Но это, наверное, вопрос не влияния какой-то ситуации, а желание иметь потенциал для развития своего бизнеса.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро