«Распылил газ, нанес более 10 ударов». Обвинение просит 3 года за нападение на милиционеров 9 августа

 
UPD
21 387
06 ноября 2020 в 14:10
Автор: Андрей Рудь
Автор: Андрей Рудь

Девятого августа многие гомельчане собрались в сквере у драмтеатра. Туда же пришли силовики. Около 22:00 и произошел этот инцидент (один из многих в тот вечер). На коротком фрагменте записи с уличной камеры, который показал СК, видно: мужчина подскакивает к людям в черной форме, обрызгивает их из баллончика, потом убегает. Дальше видео обрезано, Следственный комитет рассказывает на словах: «В процессе последующего задержания гомельчанин распылил из баллончика газообразное вещество в отношении еще двух сотрудников ОМОНа, которые стали пресекать его противоправные действия, и нанес им несколько ударов». Сегодня этого человека судят.

Через 20 дней после нападения следователи опубликовали видео, на котором 29-летний Сергей Ефимов, находясь под стражей, говорит, что совершил ошибку «из-за глупости и первобытного страха» и раскаивается.

Обвинение было предъявлено по 364-й статье УК («Насилие либо угроза применения насилия в отношении работника милиции»). Минимум за такое — арест на 3 месяца, максимум — 6 лет колонии.

СК информировал, как идет расследование этого преступления: «Изъята и изучена запись камеры... проведены допросы мужчины, сотрудников милиции, свидетелей. Назначено проведение ряда экспертиз, в том числе по изъятым с места происшествия предметам...»

Сегодня рассмотрение этого дела начал суд Центрального района Гомеля.

Все стороны процесса возражают против съемки.

Ефимов по просьбе суда сообщает анкетные данные: судимостей нет, детей нет, до задержания работал водителем на Новобелицком комбинате хлебопродуктов. Отслужил срочную — в 38-й десантно-штурмовой бригаде в Бресте.

Обвинитель излагает суть дела. Это занимает около минуты: с целью воспрепятствования деятельности сотрудников ОМОНа, осознавая, что это именно они, применил в отношении милиционеров газовый баллончик "Шок перцовый"; одному из них нанес не менее 10 ударов руками в область головы и туловища (остались кровоподтеки), еще одному причинил боль и нанес побои.

Сам обвиняемый, когда ему дали слово, признал вину полностью. При этом, описывая события того вечера, говорит, что не планировал участвовать в несанкционированных мероприятиях и не делал этого. Вечером на машине приехал в центр города, чтобы погулять.

Прокурор уточнил, не была ли связана эта прогулка с подведением итогов выборов. Обвиняемый отрицает: просто гулял.

— Там у театра были люди, кто-то сидел, кто-то ходил, машины сигналили. Я из любопытства наблюдал. Позже уже узнал, что акции протеста проходили, но я в этом не участвовал.

Ефимов говорит, что вообще не участвовал в каких-то оппозиционных движениях, не интересовался этим.

— А баллончик зачем брали? — спрашивает обвинитель.

— Он всегда со мной. Просто я живу в таком районе... Для самообороны.

— От кого обороняться?

— Ну как повезет.

Сергей Ефимов уточняет, что, вообще-то, ни разу применять газ пока не приходилось. До 9 августа.

Отвечает он четко, уверенно. Рассказывает о еще одном обстоятельстве: уже находясь под стражей, написал письмо на имя начальника УВД с просьбой передать извинения пострадавшим сотрудникам. Говорит, не должен был так поступать — причинил вред им, испортил жизнь себе и близким.

Причины своих действий молодой человек в суде объясняет так: нападать не собирался, просто испугался и хотел выбраться.

— Там были люди, но ничего серьезного не происходило, — рассказывает обвиняемый. — Когда я увидел, как по Советской в мою сторону идет толпа, то был в замешательстве, не понимал, что происходит. А потом появились сотрудники милиции, я испугался, что начнут задерживать без разбора. Если б это были обычные милиционеры, так ничего, а тут ОМОН в масках и прочем... Заволновался, начал убегать. Потом наткнулся на сотрудника — вытащил баллончик и брызнул... Но это не с целью напасть, а именно чтобы вырваться. Первому не помню, наносил ли удары, мог и нанести. Потом — еще, может, и 10, не считал. Начали закручивать... Да, силу ко мне применяли, но не думаю, что больше, чем надо. На землю положили и все.

(Позже милиционеры расскажут, что все же применяли резиновую палку, а самого Ефимова пытались отбить какие-то люди.)

— Вы в курсе, что этот газ нельзя применять с расстояния меньше метра? — уточняет обвинитель.

— Нет, не читал инструкцию.

Начинается опрос потерпевших. Это три сотрудника гомельского ОМОНа во главе с командиром отделения.

Первый контакт Сергея Ефимова с сотрудником виден на записи. Сам милиционер говорит, что повернул голову, сразу получил в лицо струю газа и после этого перестал что-то видеть. Открыть глаза смог через несколько часов.

— По Советской шла толпа с флагами, криками, — рассказывает потерпевший. — Мы вышли, чтоб предупредить, что мероприятие не санкционировано. Кто-то понимал это, уходил... Наши подошли к человеку, который, как я понимаю, был координатором — вот его стали задерживать, кроме него, тогда никого не трогали. Я в этом задержании не участвовал, находился в стороне. Потом слышу крик: «Держите, твари!», повернул на него голову — и сразу получил в глаза струю газа. Больше ничего не видел. Я еще пытался задержать его, ударов не помню, может, в состоянии аффекта — я шел на него и снова получал газ.

Потом, по словам потерпевшего, он дошел до микроавтобуса, там ему на глаза лили всю воду, что нашлась; очень жгло. Впоследствии в больнице определили ожог роговицы первой степени.

— Больничный предлагали, но я не брал, на следующий день пошел на службу. Потому что ситуация была такая... В ту ночь почти каждому из наших досталось.

Говорит, все прошло без последствий. Что касается наказания для обвиняемого, милиционер считает так:

— Хорошо, что человек понял... На усмотрение суда.

Моральный вред, нанесенный себе, он оценил в 700 рублей.

Командир отделения, крупный плечистый мужчина, утверждает, что вообще не было задачи задерживать Ефимова. Вообще же, по его словам, удары Ефимов наносил в два захода.

— Смотрю — бежит, распыляет, начинает наносить удары. Подбежали еще двое, мы повалили его, отодвинули к забору, чтоб не мешал проходу граждан. Потом подошли шесть-семь парней, окружили, я достал изделие ПР — они убежали. И тут опять он начинает наносить удары. Я пару раз ударил палкой, прижал к земле, потом передали в микроавтобус... Его задерживали именно потому, что он дрался. Если бы он просто прошел, я бы и не обратил внимания.

Этому милиционеру тоже попал в глаза газ («Часа полтора сидел в машине, не мог глаза открыть»), были кровоподтеки от «не менее 10» ударов. Моральный ущерб он оценил в 800 рублей.

Еще один потерпевший предъявлять денежную компенсацию отказался.

Относительно эпизода с людьми, которые, по словам милиционеров, пытались отбить Ефимова, сам он утверждает, что понятия не имеет, кто это. И категорически отрицает, что кричал про тварей. (Потерпевший же говорит, что, когда повернулся на этот крик, других людей рядом не видел.)

Судья читает характеристики на обвиняемого. Из нормальной семьи, порядочный, уравновешенный, никогда не отказывает соседям в помощи — это с места жительства. Добросовестный работник, вежлив, дисциплинирован, тактичен, технику содержит в исправном состоянии — это из КХП…

Сам Ефимов материальные иски признал полностью.

Слово предоставляется прокурору. Он предлагает назначить Сергею Ефимову три года колонии общего режима. Также — взыскать издержки и удовлетворить иски потерпевших.

Защита выступает дольше и эмоциональней. Настаивает: Ефимов не отрицал вину, подробно все рассказал еще до того, как ему показали видео, ответил на все вопросы. В несанкционированной акции участвовать не собирался, нападать на сотрудников не планировал. Адвокат также делает упор на то, что подзащитный не имеет отношения к оппозиционным движениям, «вел обычный образ жизни». Из ее слов следует, что в результате обысков и проверок не было найдено ни переписки, ни иных свидетельств того, что он участвует «в чем-то таком». А в толпе — «поддался эмоциям».

С учетом всех обстоятельств, характеристик, раскаяния и уже отбытого под стражей времени (почти 3 месяца) адвокат просит применить наказание, не связанное с лишением свободы.

Напомним, минимум по этой статье — арест на 3 месяца, максимум — 6 лет колонии.

На этом заседание закончено. По всей видимости, приговор будет объявлен 12 ноября.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро