Баскетболистка Елена Левченко должна была выйти на свободу еще утром, но сначала арест продлили. Потом состоялся суд, где Левченко рассказала подробности, после которых закрались сомнения: мы точно не переписали историю сами? Вши, горячую воду выключили, слив в туалете закрыли, матрас с бельем забрали. В итоге суд оштрафовал спортсменку на 30 базовых. Сейчас на Окрестина ждут ее освобождения.
Баскетболистку задержали на излете сентября. Стояло 30-е число. Дело было в национальном аэропорту. Елена планировала отправиться на реабилитацию в Грецию через Францию. Из Минска Левченко летела в Париж. Правда, не случилось. Ее доставили в РУВД, а после на Окрестина. Спортсменку обвинили в участии в несанкционированных массовых мероприятиях по ст. 23.34 КоАП. В итоге суд Ленинского района Минска дал спортсменке 15 суток административного ареста. Они завершились сегодня ранним утром. В это время на Окрестина собралась группа поддержки Елены.
Напомним, на суде близкие поинтересовались у Елены, применяли ли к ней силу при задержании. Та парировала, что, когда приехала в аэропорт, там уже дежурили сотрудники милиции, будто караулили опасного преступника. Задерживали очень вежливо, однако, предъявив документы, сотрудник сразу их спрятал, не дав возможности прочитать имя и должность.
— Когда ко мне подошли два милиционера, я сразу поняла, в чем дело. Сила не применялась. Только хотели, чтобы я в машине села посерединке, но с моим «четырехметровым» ростом... я попросила, чтобы один из сотрудников сел впереди, а я с краю сзади. Потому что я физически не вынесу 45 минут ехать в такой тесноте.
Левченко вменяли в вину, что 23 августа около 15:00 на проспекте Независимости в Минске она участвовала в уличном шествии без соответствующего разрешения Мингорисполкома, чем нарушила закон о массовых мероприятиях. Согласно обвинению, во время шествия Левченко «с целью публичного выражения своего требования о проведении честных выборов в Республике Беларусь двигалась по проезжей части совместно с группой граждан». Кроме того, Левченко вменяется в вину, что 27 сентября в 16:10 вблизи дома №70 по ул. Машерова она нарушила закон о массовых мероприятиях, поскольку приняла участие в несанкционированном шествии и в целях публичного выражения своего требования о проведении честных выборов несла плакат с надписью «Народ — чемпион».
На суде Левченко не признала вину. Вот как она рассказала о событиях, произошедших с ее участием 23 августа и 27 сентября.
— Я была везде. Была в городе, гуляла, по делам ездила. Я не помню, чтобы 23 августа находилась в указанном месте. 27 сентября в 16:10 я не находилась на Машерова, 70. Я целый день гуляла. Я не помню, в какое конкретно время в каком месте я находилась.
Суд это не убедило. В итоге Левченко провела на Окрестина 15 суток. И сегодня близкие спортсменки с утра ожидали ее выхода. Люди собрались возле стен на Окрестина уже в половину седьмого. Некоторые из присутствующих были одеты в мастерки с надписью Belarus. Виднелись майки с фамилией Левченко.
Выделялись широкие спины товарищей Елены по свободному объединению спортсменов Беларуси — баскетболиста Егора Мещерякова, многоборца Андрея Кравченко, футболиста Василия Хомутовского и гандболиста Константина Яковлева, который до недавнего времени тренировал клуб «Витязь». Напомним, минская команда отказалась выходить на паркет в знак протеста против задержания Елены. Игра с могилевским «Машека» не состоялась. Довольно быстро профильная федерация сняла клуб с чемпионата.
Пришли метательница ядра Надежда Остапчук и самбист Степан Попов. Все общались между собой, приветствовали родителей Елены, Людмилу Павловну и Степана Васильевича, и надеялись, что после 7:00 Левченко выпустят.
В 7:18 родители спортсменки подошли к воротам ЦИП. После собравшиеся заметили слезы мамы Елены. Отец пояснил, что арест продлен на 72 часа.
Степан Васильевич быстрее справился с волнением и рассказал, что арест продлен по второму эпизоду. Изначально говорилось, что Левченко будут судить по двум статьям: 23.34 («Нарушение порядка проведения массовых мероприятий») и 23.4 («Неповиновение сотрудникам милиции»). Обвинение строилось на снимках спортсменки в социальных сетях и в газете «Прессбол».
Мы обратились к защитнику баскетболистки.
— Сегодня баскетболистку Левченко не выпустили после 15 суток, но задержали второй раз, не выпуская из камеры на Окрестина. Сегодня, возможно, состоится суд в Ленинском районе по той же статье КоАП 23.34, — сообщил Onliner адвокат Левченко Михаил Кирилюк.
Группа поддержки Елены испытала нескрываемое разочарование. Начались обсуждения и попытки узнать, когда состоится суд. Спортсмены подходили поддержать родителей Левченко. Мама, которой подарили цветы, плакала, отец держался.
После все разъехались. Рассвело.
В полдень суд Ленинского района Минска начал рассматривать дело Елены Левченко. Заседание получилось рваным. Присутствующих пять раз просили покинуть помещение по разным поводам: общение адвоката с подопечным, его ходатайство об отводе секретаря по причине отсутствия конфиденциальности общения, технические сбои и время на принятие решения.
Спортсменка не присутствовала в зале суда физически. Адвокат ходатайствовал о вызове подопечной на место рассмотрения дела. Мол, Skype в суде не лицензионный, о чем свидетельствуют постоянные сообщения от антивирусной программы. В результате связь прерывается и не дает нормально вести процесс. Судья не удовлетворила это и другие ходатайства защитника спортсменки.
В один из заходов, пока не пришел судья, родители Елены попытались стать так по отношению к ноутбуку, чтобы дочь смогла увидеть их. Однако им не дали этого сделать.
Левченко по ходу процесса рассказала об условиях своего содержания:
— Я хочу поставить вас в известность об условиях своего содержания. Они ставят под угрозу состояние моего здоровья. На протяжении последних 13 суток я сплю не на матрасе, который изъяли, а на холодных металлических палках. Также было изъято постельное белье. Две недели не было горячей воды. На протяжении всего этого времени не водили нас в душ. Также две недели отключили слив в туалете — это рассадник бактерий и микробов. Последний раз нас водили гулять пять дней назад. Вся эта антисанитария привела к тому, что у меня появились вши. Обострились мои старые заболевания — позвоночные грыжи. От холода у чувствую посрамления по-женски. Моя сокамерница уже переболела, и непонятно, была ли это простуда или что-то еще. Все вышесказанное представляет угрозу моему здоровью.
Судья сказала, что приведенные доводы не относятся к компетенции суда.
Левченко вновь судят по ст. 23.34 КоАП Республики Беларусь. Судья зачитала, что 20 сентября около 15:35 вблизи дома №11 на проспекте Победителей в Минске Левченко нарушила закон о проведении массовых мероприятий. Участвовала в шествии, которое проходило без разрешения Мингорисполкома.
Елена отказалась свидетельствовать против себя:
— Когда вчера принесли протокол, мне отказали предоставлять адвоката. Со мной не было больше никаких разговоров. Сложилось впечатление, что сотрудникам только-только дали документ. Я сначала была в шоке. Я же уже за это отсидела. Попросила адвоката. Не понимала, что происходит.
Просьба о вызове адвоката не была удовлетворена без пояснений. Те люди сказали, что не от них все зависит. Им просто нужно отдать бумаги. А я не знала, у кого еще можно спрашивать.
Мне не предлагали дать письменные пояснения. Просто: «Прочитайте, распишитесь. Сказали показать вам, из РУВД привезли, вот новое административное дело».
В итоге суд удалился принимать решение, которое объявят в 14:30.
В 14:30 итожилось заседание суда.
Судья зачитала приговор: судья постановила подвергнуть Левченко административному взысканию в виде штрафа в размере 30 базовых величин.
В зале встретили это решение облегченными вздохами и аплодисментами. После оглашения приговора родители Елены покидали зал в слезах. Мама Елены вытирает слезы и говорит: «Слава богу, все обошлось».
Родители Левченко ожидают, что сегодня они смогут забрать дочь домой.
После суда все переехали к зданию на Окрестина.
Родители Елены рассказывают, что они очень переживали перед судом. Мама не спала всю ночь, отец проснулся в 5 утра.
— Понимаете, у меня завтра юбилей — 70 лет. Я просто молилась, чтобы ее выпустили. Знаете, за все годы у меня не случалось подарка лучше.
Отец Елены добавляет:
— Она у нас поздний ребенок, мы ее очень ждали и очень любим. Когда узнали о состоянии здоровья, просто не могли успокоиться. Она же очень высокая, у нее были травмы — как она там находится, мы не представляем.
Поддержать Левченко собралось много людей. Кто-то пришел с шариками, многие — с цветами. Среди них и спортсменка Надежда Остапчук. Неподалеку заметили телеведущего Дмитрия Кохно.
Ожидание прервалось в районе половины пятого. Внимание собравшихся привлек к себе отец Левченко. Он сообщил, что Елена только-только набрала маме и уже дома. Получается, ее отпустили сразу после решения суда.
Родители по очереди поблагодарили собравшихся за поддержку. Папа просил прощения за волнение, мама держала в руках цветы и плакала.
Около 16:35 стало известно, что Елена Левченко позвонила маме. Она сказала, что уже находится дома — ее отпустили сразу после суда.
В 17:07 наш корреспондент сообщил, что родители Левченко приехали в квартиру. Левченко там не было, ее телефон стоял на голосовой почте.
Все вышли на улицу. В какой-то момент вдали появилась Dacia, из которой вышла Левченко. Все ринулись к ней.
Елену сопровождал мужчина в балаклаве. Был крайне вежлив. Предлагал помощь. Когда выгрузил все чемоданы (Елену задержали перед полетом во Францию), попрощался и уехал.
Общаясь с журналистами, Левченко отметила, что после Окрестина находилась в Ленинском РУВД. Беседа пошла нормально, но спортсменка не стала говорить о деталях. Также как и предпочла не делиться планами на будущее, парируя на вопрос «останетесь ли вы в Беларуси».
Левченко сказала, что ей сообщили об очередном суде вчера вечером. Ближе к концу рабочего дня она уже готовилась к завтрашнему выходу на свободу, хотя, признается, допускала мысли про «а вдруг». Выяснилось, что ее позвал человек из Ленинского РУВД.
Баскетболистка говорит, что больше переживала за реакцию родителей.
— Маме завтра 70 лет. Я очень хотела отметить эту дату вместе с ней и несказанно рада, что это произойдет.
Рассказывая об условиях своего пребывания в камере, Левченко вспомнила все сказанное во время суда.
— Не понимаю, откуда такое отношение. Мы были в камере на четверых, нам иногда подселяли пятого человека.
В некоторые моменты Елена с трудом сдерживала слезы. И назвала происходящее на Окрестина издевательством.
Левченко — одна из лучших баскетболисток в истории страны. Да и вообще спортсменок. Елена — важная часть культовой команды Анатолия Буяльского, которая дебютно отобралась на Олимпиаду, а после повторила свое достижение. Елена выступала за сборную с 2001 года.
Высшая точка клубной карьеры — финал женской НБА в 2010 году. Среди персональных успехов — признание лучшей центровой чемпионата мира.
Левченко активно проявляет свою гражданскую позицию. Она поддерживает движение спортсменов против насилия и фальсификаций на выборах и вошла в число тех атлетов, которые подписались под соответствующим письмом.
Елена снималась во множественных обращениях Свободного объединения спортсменов Беларуси (к коллегам из других частей мира, белорусским чиновникам) и в интервью заявляла о готовности на не самую мягкую реакцию по поводу своих заявлений.
Читайте также: