Критик Татьяна Орлова: «Имеют ли сейчас право артисты веселиться и веселить зрителей?»

15 474
29 сентября 2020 в 8:00
Автор: Александр Чернухо . Фото: kupalauski.by

Критик Татьяна Орлова: «Имеют ли сейчас право артисты веселиться и веселить зрителей?»

Автор: Александр Чернухо . Фото: kupalauski.by
Татьяна Орлова — доктор филологических наук, профессор, театральный критик.

Не до вас! Отмахиваются многие, хотя в информационном пространстве все чаще фигурируют люди искусства со своим особым мнением. Они не создают жизненно важного продукта. Они показывают человеку окружающий мир и его самого, житейскую мудрость и социальный опыт. Культура — и кладовая накопленного опыта, и отбор информации, которая является национальной и общественной ценностью. Скажете: кому нужно это философствование? Сейчас не до этого. Нужно все понятное, конкретное, осязаемое. Напомню мысль об обмене яблоками — при этом у каждой из сторон остается по одной штуке. Когда обмениваются идеями, у каждого их становится две. И они, эти две, начинают спорить между собой, соперничать.

Сейчас, в это непростое время, очень активно обсуждается вопрос: надо ли приостанавливать работу во всех сферах жизни? Однозначного ответа нет и не будет, потому что при любом раскладе надо людей лечить, учить, обеспечивать условия жизнедеятельности. Это вопрос элементарного выживания.

Живое искусство — театр — в отличие от кинематографа, попадает в этот список. А чем поддерживать боевой дух, который сильно пострадал из-за пандемии и сегодняшних политических событий? Надо ли петь, танцевать, бить в барабаны, создавать стихи и рисунки? Заодно должны ли театры работать, играть спектакли? Если отложить в сторону трудовые соглашения, контракты и другие законодательные документы, посмотреть на проблему просто по-человечески, то вспомнится неустаревающий лозунг очень давних времен: «Хлеба и зрелищ!»

Если первая часть лозунга не вызывает сомнений, то вторая всегда была спорной. Существовала уверенность: «Когда пушки стреляют, музы молчат». Когда человеку плохо — не до веселья.

Впрочем, возникали контраргументы: в тяжелых обстоятельствах человеку надо отвлечься от плохих мыслей, поправить духовное здоровье, получить заряд бодрости, веры и даже посмеяться.

Вспомним еще одну истину или шутку. Безвыходная ситуация сначала воспринимается как трагедия, потом — как комедия. Когда устаешь страдать и плакать, хочется смеяться. Но уже не бездумным, а очень осознанным смехом. И здесь всегда на помощь приходило искусство. Люди пели, танцевали, читали стихи, начинали рисовать. Отвлекались и накапливали силы. Находили выход в творчестве.

Возможно, из этих мыслей возник бессмертный пушкинский «Пир во время чумы». Пир, карнавал, праздник всегда существовал рядом с искусством. Люди, создающие это искусство, работают в самой разной, иногда достаточно тяжелой моральной атмосфере. И лозунг стал меняться: когда грохочут пушки, музы не молчат.

Во время Великой Отечественной войны из артистов создавали фронтовые бригады, которые выступали на линии фронта перед солдатами, идущими в бой. Для некоторых услышанная песня, возможно, становилась последней в жизни. Артисты приезжали в госпитали и старались развеселить раненых.

Однажды мне удалось познакомиться с репертуаром фронтовых бригад и отзывами зрителей. Наибольший успех был у тех произведений, которые вызывали улыбку.

Так надо ли устраивать праздник во время тяжелой политической, экономической, моральной ситуации? Время само отвечает на этот вопрос. Люди выходят на улицы в нарядной одежде, с цветами, играют на музыкальных инструментах, поют, водят хороводы, танцуют. Что в этом плохого? Стали устраивать праздники во дворах с чаепитием и без алкоголя, приглашать профессиональных артистов попеть и даже сыграть спектакль.

Так освобожденный от государственной работы Купаловский театр бесплатно для жителей жилого комплекса «Магистр» сыграл свой знаменитый аншлаговый спектакль «Радзіва Прудок». Без декораций, освещения и оформления. Просто на улице. Ни у кого из зрителей не возникло мысли, что это плохо и является танцем на крови. Более того, купаловцы в день 100-летия своего театра выехали на природу, притащили бочки, использовали их как барабаны и сыграли фрагмент из своего имиджевого спектакля «Пинская шляхта». Стихи звучали в чистом поле. И это был настоящий театр.

Купаловцы не объявили забастовку, а поменяли дислокацию, чем доказали, что Купаловский театр — это не здание. Это люди. Личности. А национальный театр — это место создания нации.

Сентябрь всегда был месяцем открытия театральных сезонов, фестивалей и представления перед публикой новых произведений. Сейчас все не так, но многие театры открыли сезон, начинают встречаться со зрителями, что вызывает у некоторых неоднозначную реакцию. Имеют ли право артисты веселиться и веселить зрителей? Проще замолчать и перестать работать?

Некоторые руководители считают, что театр должен быть вне политики. Но политика сама приходит в наш дом. В том числе и в театральный. События в Купаловском и Гродненском театрах это подтверждают. Иное дело, как именно политика влияет на исполнение обязанностей и обязательств, где фигурируют личные убеждения человека.

То, что ты думаешь и что ты делаешь, может расходиться. Был в белорусском театре времен СССР очень уважаемый и талантливый народный артист, член Коммунистической партии и политбюро театра. Он заявлял открыто, что не желает играть роли плохих коммунистов. И его на них не назначали. Их играл кто-то другой, и не было никаких оргвыводов.

А вот теперь о работе вообще.

Работать никогда не стыдно. Стыдно, если дело, которым ты занимаешься, приносит людям вред, боль, унижает их и уничтожает морально. Театр всегда пусть маленький, но праздник. Спектакль согреет, порадует, заставит думать и отвлечься от повседневных забот.

Для тех, кто трудится в театре, это работа. Любимая работа. Очень непростая. Приходится постоянно доказывать непосвященным, что все, что делают в театре актеры, — это не кривлянье, не потеха, не простенькая клоунада, не скоморошество, а служение. Кому? Все тому же человеку, который обеспечивает хлебом.

Из-за пандемии и долгой изоляции театры оказались в простое. Они долго не общались со зрителями, теряли и без того маленькую зарплату, а главное — профессиональные навыки. Растренировались.

Это как у спортсменов. Необходим постоянный тренаж, даже если отменят игры и соревнования. Жизнь артистов и спортсменов коротка. Надо успеть самореализоваться, удивить. А значит, работать — репетировать, играть и выходить к зрителю, чтобы подпитывать его своей энергией и заряжаться от него аплодисментами.

Не остывают страсти вокруг закрытого Купаловского театра. Не получился праздник в день его 100-летия. Но живы строки, которые давно написал белорусский поэт Рыгор Бородулин в честь 65-летия этого театра. Тогда праздник состоялся, и сохранилась его «Ода з нагоды!»:

Актор — бядняк,

А нораў — багатырскі.

Мы ўсе — галіны,

А тэатр — камель,

Тэатр — шампанскае.

Vivat тэатр!

Хай будуць гледачы!

Такого образного сравнения роли зрителей и мощи театрального искусства никто, кроме нашего великого поэта Бородулина, не придумал. «Галiны» — ветки и «камель» — основание мощного дерева. Поменяются зрители, поменяются актеры, а театр будет стоять и служить верой и правдой своему зрителю. Vivat тэатр!

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by