14 419
0
19 сентября 2020 в 10:32
Источник: Лора Нагапетян

«Нет ресурса для творчества». Почему белорусские дизайнеры закрывают шоурумы, уезжают из страны и делают «говорящие» коллекции

Творческие люди, будучи натурами утонченными, своеобразно реагируют на переживания: для одних это мощный толчок к творчеству, для других — блокиратор созидательных мыслей. В последнее время в Беларуси происходит много событий, вызывающих переживания, и они явственно влияют на белорусских дизайнеров. Практически никто не выпускает коллекции, кто-то уехал, другие вдохновляются на благотворительные акции и создание метафоричных вещей.

«Принято решение перенести Неделю моды на весну 2021 года»

Учредитель Belarus Fashion Week Янина Гончарова сообщила, что мероприятие отменяется уже второй раз за год. Не было плановых весенних показов, не будет и осенних. Сначала был коронавирус, теперь не до праздников.

— Учитывая регламент проведения Belarus Fashion Week (а это модные показы, презентации, встречи, красивые мгновения для каждого гостя), мы приняли решение перенести Неделю моды на весну 2021 года, — сообщает Янина. — Сказать, что это решение далось легко, я не могу. Год без модных событий для нас — это сложно. Плюс, когда не проходят недели моды, а параллельно через интернет развиваются мелкие производители одежды, нет того самого «фильтра престижности» и представления о том, кто же именно является дизайнерами-флагманами в белорусской моде.

Продажа весенне-летних коллекций не была простой, но сейчас время уделить внимание осенним коллекциям, которые уже продаются в шоурумах и на маркетах. Самые прогрессивные бренды (Лариса Балунова, Екатерина Бутер, Nelva, Lakbi) готовят весеннее-летние коллекции 2021 года. А малые дизайн-студии работают с осенним ассортиментом. В целом работа идет — не публичная, но очень активная. Многие известные бренды за последние полгода полностью перешли в онлайн. Брендам же среднего и премиального сегмента сложно продавать свою продукцию онлайн.

И да, мы остановились на проведении юбилейного, 20-го сезона Недели моды в Беларуси. Поэтому в следующем году нам нужно сделать его масштабным и ярким!

«В этом сезоне я не готова представить новую коллекцию»

Lena Tsokalenko — бренд, узнаваемый не только в Беларуси, но и в России, Украине, странах Балтии, притом что дизайнер, как правило, не занимается агрессивным маркетингом, а просто творит невесомые, романтичные, почти кутюрные платья. Однако в этом сезоне и в ближайшее время новых изделий Лена выпускать не будет. Также закрывается шоурум дизайнера на Октябрьской.

«Шелковые платья в пол, фарфоровые чашки, антикварные диваны… Я буду об этом помнить, — пишет Цокаленко у себя в Instagram. — Каждый день я просыпаюсь как мама, это то, кем я являюсь, это мой центр. Затем я гражданка своей страны, я хочу быть полезной обществу. И только после я художник. Это слова Анджелины Джоли, но они очень созвучны моим мыслям.

В этом сезоне я не готова представить новую коллекцию. Нет ресурса для творчества. Я хочу направить свой ручеек энергии в русло одной большой реки.

Я не хочу жить в своем маленьком мире на Октябрьской или же еще где-то, который существует исключительно на моей внутренней энергии, и я все чаще чувствую, что скоро ручей иссякнет. Я мечтаю о новом пространстве, в котором энергия перетекает из окон в окна. И я хочу быть в этом потоке».

«Мне заново придется строить свое дело, но уже не в моей стране»

В конце августа Onliner писал об инициативе Ольги Кардаш (Kardash): дизайнер, известная коллекциями с аистами, создала футболки с логотипами белорусских заводов. Случилось это в период проведения на этих самых заводах митингов, которые в итоге пролились недолго. Часть дохода планировалось отдать на благотворительность, в том числе на поддержку пострадавших во время мирных протестов. В первый день продаж поступило более сотни заказов. Ольга была очень вдохновлена, но радость продлилась недолго.

— Мне довольно грустно, потому что у меня были свои планы на развитие дела моей жизни. Это то, что вдохновляет меня и делает каждый мой день лучше.

Сейчас я могу с уверенностью сказать, что 9 августа — это день, который перевернул мою жизнь с ног на голову. Мои глаза не могут развидеть то, что они видели 9, 10, 11 августа. Это все ввело меня в сумасшедшую депрессию, какое-то время у меня дрожали руки. За время пребывания в этой ситуации у меня появились приступы страха и паранойи, я вскакивала от любого звука, похожего на петарды. Радость у меня в глазах начала появляться, когда пришла идея сделать благотворительный проект. У меня не было времени читать новости и куда-то ходить, я занималась сугубо работой 24/7. Но это продлилось недолго.

Заводы быстро запретили использовать свои логотипы, ссылаясь на закон «О товарных знаках и знаках обслуживания». Акцию пришлось прикрыть, а всю информацию о ней — удалить из соцсетей. Стало известно, что Ольга покинула Беларусь.

— Сейчас я владею информацией, которой не хочу делиться. Мне приходится жить уже не в Минске. В Беларуси мы закрыли сайт и все ресурсы, в том числе наш шоурум. У меня такой этап в жизни, что мне заново придется строить свое дело, но уже не в моей стране, а в стране, в которой нет связей. Благо у меня здесь есть друзья, дающие сильную поддержку.

Хочется поскорее сделать новую коллекцию, но пока для этого нет мощностей. Надеюсь, скоро появятся. Я верю, что у меня все получится и у нас все получится.

«Белые наручники — как напоминание, что мы будем свободны»

Милана Хасиневич (Killtoday) известна популяризацией кожаных портупей и созданием узнаваемой сумки с крылышками. Девушка воспринимает все происходящее философски.

— Я абсолютно уверена, что сейчас то время, когда происходят глобальные перемены не только в Беларуси. 2020 год — поворотный в истории человечества в целом и для каждого человека в частности. Каждый переживает эти трансформации и болезненные события по-своему.

Тот протест, что есть внутри меня, направлен на созидание. Я придумала несколько новых проектов, аксессуаров, поучаствовала в тематической съемке, где мы воплощали наши переживания через образы и свет.

Недавно дизайнер пополнила свои коллекции брелоком в виде сердца и белыми наручниками.

— «Бел-чырвона-белыя» сердца — это логическое продолжение серии моих аксессуаров в портупеях, — объясняет Милана. — Почему «бчб»? Я считаю, что нет более родного и гармоничного сочетания для наших глаз. Это заложено в подкорке: красным вышивали на белом полотне наши бабушки, кровь на белой ткани как символ чего-то первородного и магического. В природе, культуре, фольклоре можно найти эти знания. Просто сейчас люди подсознательно это вспомнили, и эти цвета как будто переживают новое рождение в наших душах.

Еще один аксессуар, вдохновленный последними событиями, — белые наручники. Сам белый браслет или белая лента как символ понятны без объяснения. Белые наручники для меня — это как напоминание о том, что мы будем свободны.

Сейчас я готовлю к выходу в свет новый аксессуар, который будет посвящен событиям последнего времени, будет все так же вдохновлять и мотивировать на движение вперед.

«Я так чувствую и делаю, иначе не могу и не хочу»

Катя — автор украшений под брендом Vedovka. Ее узнаваемая «разработка» — огромные круглые серьги из кожи и другие фактурные и нетипичные аксессуары преимущественно из кожи и натуральных камней.

— Сейчас труд и творчество — скорее вопреки ситуации, — говорит Катя. — Очень много сил и переживаний уходит в социальную сферу. Еще сейчас начало осени с затяжными дождями и желанием зарыться в одеяло и не выходить из дома несколько суток. Но по опыту могу сказать, что после затяжного мрака обязательно будет солнце.

Мне всегда очень сложно отвечать на вопрос о значении и вдохновении в моем творчестве. Что бы я ни вкладывала, как только изделия выходят в свет и находят своих хозяек, от меня остается тонкий след, и они уже сами напитываются новыми смыслами и силами.

Недавно Катя создала красно-белые украшения. Они поучаствовали в съемке, организованной в поддержку Натальи Климович, которая была задержана в своем ювелирном магазинчике в Бресте из-за расцветки платья. Цель съемки — показать, что красный и белый цвета, кроме всего прочего, — это еще и очень популярное сочетание в индустрии моды.

— Для меня было самым логичным решением сделать сейчас такие серьги. Я так чувствую и делаю, иначе не могу и не хочу. Ведь если не жить в унисон со своим творческим потоком, то от него ничего и не останется.

Катя делится планами, намерена продолжать творчество:

— Мы сейчас все в процессе перемен — внешних и внутренних. И это замечательно, пусть порой и очень тяжело. В ближайшее время планирую вернуться на офлайн-маркеты. Из-за ситуации с COVID-19 была большая пауза, а я очень скучаю по такому формату общения с клиентами. Планирую новые съемки, показы, жить, творить, вдохновлять и вдохновляться.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш Telegram-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by

Источник: Лора Нагапетян
Без комментариев