Критик Татьяна Орлова про Купаловский театр: «Незаменимых нет? Незаменимые есть»

29 августа 2020 в 10:15
Источник: Александр Чернухо

Критик Татьяна Орлова про Купаловский театр: «Незаменимых нет? Незаменимые есть»

Источник: Александр Чернухо
Татьяна Орлова — доктор филологических наук, профессор, театральный критик.

Итак, Купаловский театр закрыт. Проход в помещение за трудовой книжкой по одному и в сопровождении милиции. Ключи от гримерок сданы. Личные вещи вынесены на улицу. 58 уволившихся, из них 37 народных, заслуженных, без званий, пожилых, среднего возраста и молодых актеров.

Это произошло в год столетия театра и в год его, пожалуй, самой яркой раскрутки в национальном самосознании. Не помню времени, когда бы появилось столько информационных материалов, проектов, инициатив, вновь написанной истории театра, своего журнала «Купаловцы», интервью. В этом году у театра сплошные аншлаги. На некоторые спектакли билеты проданы на месяцы вперед. Задуманы интересные гастроли и долгосрочные мероприятия. Убыточное предприятие «театр» стало приносить доход.

Сначала закрыли историческое здание. Потом уволили артистов. По сути дела, здание Национального театра для тех, кто там работает много лет, — это свой дом. Это не просто место работы. Это дом, где люди этой профессии не только служат искусству, но и проводят личную жизнь в общении, учатся и передают мастерство.

Их лишили своего дома, средств к существованию, предложили уехать в Америку. По существу, выгоняют из дома и страны.

Слово «народ» мне всегда казалось слишком пафосным. Высшая ценность на земле — человек. Я давно не слышу в нашем информационном пространстве слова «человек». Театр прежде всего связан с человеком. Театр рассказывает о его жизни, сомнениях, ошибках, прозрении и этим воспитывает духовность в людях.

Без кого не могут функционировать театры? Однозначно — без актеров. Кого можно заменить? Технических работников. Кого можно пригласить? Режиссеров.

Без актеров театра нет. Купаловского тем более, потому что это национальная культура и особые люди, ею пропитанные.

Несколько месяцев назад появилось знаковое фото, связанное со столетним юбилеем Купаловского театра. Весь цвет коллектива на фоне здания, входа в театр. Они на улице. Словно чувствовали, что окажутся выгнаны из собственного дома.

Можно найти страну и приобрести там крышу над головой. Можно уехать. Тогда вопрос: кому достанется моя страна и мой дом?


Какие силы вступили в противостояние с Купаловским театром? Мы видели кадры общего собрания коллектива и присутствия министра культуры Бондаря. Он был хладнокровен, спокоен, неубедителен в речах и даже не скрывал улыбки. Отличная выдержка.

В зале узнаваемые актерские лица, поднятые листки с заявлениями об увольнении, бушующие страсти.

Люди искусства — создания эмоциональные. Им нельзя иначе. Это составляющая их профессии. Без волнений нервов, сердца, души, без этих затрат вряд ли создашь произведение, которое затронет тех, кому оно предназначено. Вряд ли увлечешь, убедишь, заставишь тебе поверить. Актеры здесь в первых рядах. Они не могут молчать.

Те, кто руководит людьми искусства, — создания рассудительные. У них на первом месте соображения о том, как поступить в конкретной ситуации. Как выполнить свою функцию, удержать эмоции.

Сколько помню, все действия тех, кто работал в Министерстве культуры, не были направлены на то, чтобы помочь и разрешить, а только на то, чтобы сделать и закрепить. Со временем к этому привыкаешь, уже не возмущаешься, а думаешь о том, как обойти выстроенное заграждение.

Несколько лет назад Министерство культуры стало присылать в некоторые театры своих представителей (тройки специалистов) на сдачу новых спектаклей. Они не рисковали запрещать, но вносили предложения, что надо сократить и убрать. Своеобразная цензура. Не агрессивная, но, по мысли министерства, необходимая. Эту тройку возглавляла моя бывшая студентка, привлекательная и улыбчивая.  Она не работала в министерстве, но никто из театральных людей не знал, что она ему докладывала.

Распоряжения из Министерства культуры всегда сыпались в театры как из рога изобилия. Они пишутся канцелярским языком, не обещают никакой конкретной помощи, но требуют исполнения.

Актеры, режиссеры, художники, музыканты, певцы, танцоры с этой стороной деятельности министерства редко или никогда не сталкиваются. Все это головная боль администрации.

Данный экскурс в проблему понадобился для того, чтобы понять, как действует административный государственный орган, подчиненный президентской власти, и может ли он иметь собственное мнение. Ответ ясный — не может. Потому что даже в переводе с латыни «министр» — это «слуга». Захотелось взглянуть на задачи Министерства культуры и оказалось… что первым пунктом идет «обеспечение прав человека на свободу художественного творчества». Следующим пунктом значится «сохранение национального культурного наследия».

Думаю, что мало кто заглядывал в эти уставы. Там и подбор кадров, выработка государственной политики в сфере культуры, контроль за исполнением и много всего хорошего. Однако нужны хорошо обученные профессиональные кадры, чтобы с этим справиться. Нужны незаурядные мозги и огромный опыт. Где это взять? Потихоньку Министерство культуры превратилось, как на выборах, в наблюдательный совет и избирательные комиссии, сформированные из людей, не имеющих своего мнения. Главное — исполнительность. И тут наш министр Бондарь не подкачал. Он сделал все как надо. Уверенно и спокойно.


В истории Купаловского театра были разные времена. Почти всегда страдали руководители — администрация и режиссеры.

Никогда не увольняли актеров в таком невообразимом количестве. Никогда. Возможно, вспоминали об обеспечении прав человека на свободу творчества и сохранения национального культурного наследия.

В эти дни черные человеки вошли в театры, церкви, больницы. Они оказались опасными. Артисты, священники и врачи — люди, умеющие трудиться. Они не захотят уезжать и выйдут в поле выращивать овощи. Только каким будет наш дом Беларусь?

Читайте также: 

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by