Кристина работает хирургом в 3-й больнице Минска. После президентских выборов девушка волонтерила на акциях протеста, принимала людей с легкими травмами и помогала медикам на Окрестина. А еще вместе с коллегами Кристина стояла в цепочках солидарности перед медуниверситетом, чтобы выразить несогласие с насилием на улицах страны. По мнению девушки, медики должны быть аполитичными, но относительно ситуации в сегодняшней Беларуси быть в стороне невозможно. О том, почему она решила высказать свою позицию и почему многие ее коллеги этого не делают, мы поговорили с Кристиной.
— Уволят меня за мнение — и что дальше? Я себе работу найду, — говорит девушка, когда мы встречаемся в кафе после ее смены.
Кристина — из числа тех медиков, которые всегда были аполитичными. Она до сих пор уверена, что дело ее жизни — лечить людей. Но когда вечером 9 августа в стране начались акции протеста, а за ними последовали жесткие задержания, она решила, что должна высказаться против насилия и сделать что-то важное.
9 августа у Кристины был выходной, но, когда вечером в городе начались активные действия, девушке позвонил заведующий и вызвал на работу.
— Я живу в центре города, возле стелы — там велась стрельба и взрывались гранаты. Естественно, мы начали ждать большого поступления людей с травмами. Вечером я уже с трудом выезжала из дома: люди перекрыли дорогу, нельзя было ни проехать, ни пройти. Но оказалось, что массового поступления пострадавших 9 августа не было — только под утро начали приходить пациенты с ушибами, их было около десяти человек. Для меня и моих коллег в эти дни самым тяжелым было то, что мы не могли оказать помощь людям, которых задержали, а у них наверняка были серьезные травмы. А потом оказалось, что таких пострадавших было очень много.
Когда Кристина и некоторые ее коллеги узнали, что происходит на самом деле, сразу решили помогать пострадавшим. В свободное от работы время они выезжали бригадами на акции протестов.
— 11-го числа мы разделились на группы и отправились по районам. Взяли с собой бинты и марлю. Наших девочек задержали, хотя они были в белых халатах. При этом они заранее подошли к сотрудникам ОМОНа и предупредили: врачи — люди аполитичные и просто хотят оказывать помощь, если она понадобится. После этого к ним подъехала машина с ОМОНом, девушек задержали, завезли в РУВД, некоторых — на Окрестина.
Девушка добавляет:
— Коллег, как и меня, возмутило, что во время протестов сотрудники ОМОНа ездили в машинах скорой помощи. Кто-то может отрицать этот факт, но я видела это своими глазами: машины были с опознавательными знаками и сигнальными мигалками. Такие факты просто дискредитируют всю нашу работу.
По ее словам, когда ситуация на улицах стабилизировалась, медики решили собраться вместе на акции солидарности. Кристина уверяет: врачи делали это, только чтобы выразить свое несогласие с насилием.
— Естественно, все врачи общаются между собой — мы знаем, где какие пациенты лежат и от чего они пострадали. У всех нас есть друзья, которых задержали. И конечно, мы выходили на улицы, чтобы это больше не повторялось, — объясняет девушка. — В цепочку выстроилось люди разных возрастов. Кто-то говорит, что там были только студенты. Но их мы не заметили: большинство из них сейчас боятся отчисления. В итоге нас тогда собралось около 200 человек. А вот когда к медикам подъехал автозак, стало совсем интересно. Задержали несколько врачей — вот и вопрос: зачем?
Ситуация с задержанием коллег Кристину не остановила, и, когда людей на Окрестина начали выпускать, она и другие медики собрались вместе и поехали к изолятору.
— Здорово, что никто там не остался безучастным: многие предлагали людям еду, воду и помогали добраться домой. Наша коллега, которая работала возле Окрестина, рассказывала, что медики вывозили из изолятора всех, кого могли. Машины скорых были переполнены, а сотрудники ЦИПа спрашивали: «Они что, все нуждаются в медицинской помощи?» — рассказывает Кристина.
Кристина не считает, что должна чего-то бояться.
— Уволят меня — и что дальше?
Да, я думаю, что медик должен быть вне политики и помогать как раненому омоновцу, так и обычному демонстранту.Но даже если я придерживаюсь оппозиционных взглядов, это неважно: я выполняю свою работу и делаю это качественно, — добавляет девушка. — В то же время я понимаю, что многие медики молчат, потому что переживают из-за увольнений и различных санкций.
— Но вы тоже могли после увиденного и услышанного продолжить работать дальше. Почему вы решили высказаться?
— На месте любой девочки из Окрестина могла оказаться я или моя сестра. Я не эмоциональный человек, в своей жизни увидела достаточно. Но когда после всех этих историй ты просто выходишь и плачешь, как же можно воспринимать это иначе? У нас и взрослые мужики-хирурги стояли и плакали, — объясняет Кристина. — Придерживаться нейтралитета после того, что я увидела, только чтобы не потерять работу, — по-моему, это даже эгоистично.
Если вы или ваши знакомые пострадали во время митингов и хотите об этом рассказать, напишите нам на osh@onliner.by или в Telegram по нику @oshurkev. Также ждем истории врачей, которые принимали в эти дни людей с травмами.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!