Человек в возрасте. Рассказываем про ветеранов белорусского театра, которые все еще выходят на сцену

4414
64
19 июля 2020 в 12:00
Источник: Татьяна Орлова

Человек в возрасте. Рассказываем про ветеранов белорусского театра, которые все еще выходят на сцену

Силы уже не те. Возможности ограничены. Это хорошо понимают спортсмены и артисты балета. Они рано уходят на пенсию, хотя, казалось бы, еще многое можно успеть. Хорошо, если удастся переквалифицироваться в педагога или тренера. Получается не у всех. Театральный критик Татьяна Орлова рассказывает про ветеранов сцены, которые все еще играют в спектаклях. 

В других профессиях, если ты хочешь еще работать, можешь получить место дворника, уборщицы, посудомойки, лифтера. Голова еще умная, а работа рутинная, низкооплачиваемая. Тебе дают четко понять: из активной жизни списан. Теперь ты балласт. Много вас развелось, пенсионеров. Тянете деньги у молодых, а то еще занимаете перспективные рабочие места…

Закон природы не повернешь вспять. Впрочем, эта самая природа существенно продлила время активного функционирования человека, сделав акцент не на физическую, а на духовную и умственную сферу.

Неправы те, кто думает, что для людей в возрасте главное — дача, телевизор, цены в магазине. В цивилизованных странах все реже говорят «бабушки» и «дедушки». Не используют слово «старики». Вводится понятие «пожилые люди». У них даже три возраста — молодые, зрелые, долгожители. Они не желают отключаться от живого внешнего мира, брюзжать и быть вечно всем недовольными. Они стремятся наверстать то, что пропустили, читать, путешествовать, осваивать цифровые технологии.

Конечно, люди пенсионного возраста остаются самой уязвимой группой на рынке труда, а пенсия не может обеспечить полноценной жизни.

В Швеции средняя пенсия в переводе на наши деньги 3700 рублей. Нашим о такой только мечтать, они не могут расслабиться. Стремятся оставаться действующей единицей. Иными словами, продолжать работать. При наличии богатого опыта и высокой квалификации это вполне возможно.

Не берусь судить о том, что происходит в разных профессиях. Расскажу о знакомом мне театральном деле. Сегодня, к счастью, сорокалетние не играют «Ромео и Джульетту» (а такое было в советском театре — хорошую роль давали за выслугу лет). Сейчас время молодых. Не только театр, но и кино требуют молодых красивых лиц. Выходит, творческая жизнь актера короткая. Актеры не умеют переквалифицироваться. В этом деле профессионализм, мастерство, которыми завоевывается зритель, наживаются годами, десятилетиями. И вдруг оказываются ненужными?

Они не любят, чтобы их называли дедушками и бабушками. Активных возрастных актеров в театрах единицы. Многие уходят на пенсию, не желая играть дедушек и бабушек. Иногда потому, что в жизни у них нет внуков. Они одиноки. Служа сцене, не смогли завести полноценную семью. Бывает горько, когда очень немолодого артиста, в прошлом признанного мастера, держат на подхвате. Будет в пьесе дедушка — дадим роль тебе. А вообще-то, на тебя уже не рассчитывают.

Геннадий Овсянников. Фото: kupalauski.by

Расскажу о тех, кто в душе не чувствует своего реального возраста. Мысленно пробежавшись по белорусским театрам, обнаружила очень ярких людей серьезной возрастной категории, которые имеют своих фанатов и остаются в строю. Кто-то из них только выйдет на сцену — и раздадутся в зрительном зале аплодисменты. Он еще ничего не сказал, не сыграл, а его приветствуют, узнают, любят.

Для примера — народный артист, купаловец Геннадий Овсянников. Так было с артистом НАДТ им. Горького Ростиславом Янковским. Да еще одна народная из РТБД Татьяна Мархель. Конечно, их популярность во многом создана многочисленными киносъемками.

В маленьком мире отечественного театра практически всю жизнь честно трудятся те, кто почти не снимался в кино, но заслужил высшие звания народных и заслуженных артистов. Дальше несколько теплых слов о них с просьбой присмотреться к их судьбам.


Конечно, по количеству действующих могикан лидирует столица. Здесь играют народные артисты-купаловцы Мария Захаревич и Зинаида Зубкова. В Русском театре Белла Масумян и Александр Ткаченок. Уже упомянутая Татьяна Мархель в РТБД. В ТЮЗе заслуженные артисты Вера Кавалерова и Леонид Улащенко. Все они хорошо известны, часто дают интервью.

Мария Захаревич. Фото: kupalauski.by

В областных городах тоже работают возрастные артисты. Именно о них хочется рассказать. Им всегда живется труднее, чем в столице. Ограничен круг общения одними и теми же людьми. Негде подзаработать. Редко приглашают сниматься в кино. Нет рекламы. Зато огромная возможность поработать над главными ролями в пьесах известнейших авторов. Тем самым осуществить мечту. Кстати, награды и звания доходят до них нескоро. Зато всегда большой авторитет и признание в своем городе.

Сегодня можно заносить в Книгу рекордов Гиннеса гомельского артиста Федора Иванова. Всю жизнь в одном коллективе. Недавно исполнилось 90 лет, и все еще появляется на сцене. Удостоен звания заслуженного артиста. Там же, в Гомеле, успешно работает народная артистка Беларуси Людмила Корхова. Признанная прима театра. Множество призов на фестивалях за лучшую женскую роль. Вершиной признания ее таланта и вклада в развитие театрального искусства Беларуси было вручение профессиональной награды СТД «Хрустальная Павлинка». Рядом с ней все еще трудятся Александр Лавринович, Алексей Бычков и Владислав Карако, пусть далеко не молодые, но все еще активные.

Федор Иванов. Фото: kino-teatr.ru

В Бресте продолжают демонстрировать высокий уровень актерского мастерства Тамара Левчук и Михаил Метлицкий. Чеховский «Дядя Ваня» в исполнении Метлицкого был настолько ярким и удачным, что спектакль и актер получили множество положительных отзывов в российской, польской и литовской прессе.

Следует отметить, что артисты, о которых мы рассказываем, верны прославленным традициям. Можно сказать, это мастера старой школы, получившие прекрасное образование и веру в моральные и культурные ценности.

В городе Бобруйске Могилевский областной театр драмы и комедии имени В. И. Дунина-Марцинкевича славен не только своим Фестивалем национальной драматургии, но и старейшими актерами — Александром Парфеновичем и ветераном Жанеттой Зарембо.

Александр Парфенович. Фото: kino-teatr.ru

Первого многие могут знать по рекламе и киноэкрану. Его самобытный облик нельзя не запомнить. Интеллигентная красавица Зарембо добежала до восьмидесятилетия, утверждая, что, когда она на сцене, у нее ничего не болит. Сейчас Парфенович и Зарембо репетируют новый спектакль. Жанетта активно выкладывает в соцсетях фотографии и рисунки с цветами и животными, видео с классической музыкой, доказывая, что милости природы могут украсить любую роль, а хороший вкус демонстрирует не только столица, но и провинция.

Заглянем в Витебск. Народный артист Беларуси, лауреат Госпремии БССР Тадеуш Кокштыс после окончания БГТХИ с 1958 года и по сегодняшний день работает в Национальном академическом театре им. Якуба Коласа. Родом из-под Молодечно, из деревни Хохловка, где жил известный просветитель Сымон Будный. Все, что связано с этим вольнодумцем, сформировало личность Кокштыса. Актер с виду неказистый, невысокий, но с ярким комедийным талантом в первые десятилетия работы в театре зарекомендовал себя как «король эпизода». Тогда в театре работали такие актерские величины, как Иосиф Матусевич, Александр Трус, Александр Ильинский, Георгий Дубов. Все они блестящие комики, заслужившие и получившие главные роли.

Тадеуш Кокштыс. Фото: kolastheatre.by

Наступил момент, когда Тадеуш Антонович резко вырвался вперед. Это было связано с приходом сильной режиссуры и яркой белорусской драматургии. Обаятельный и искренний национальный актер, которого ни с кем не сравнишь и не спутаешь. К своему восьмидесятипятилетию он получил в театре замечательный подарок — роль Деда в спектакле «Сымон-музыка» по Коласу. Само произведение — это неумирающая классика, содержащая духовные ценности и актуальные темы. Всему этому потребовалась современная интерпретация. Возможно, для кого-то Дед Курило — роль проходная. Спектакль выстроился так, что стал не эпическим полотном, а монодрамой Тадеуша Кокштыса. Актер не сходит со сцены полтора часа, играет четыре роли. Не просто произносит стихотворный текст, а проживает его. Становится то продюсером «Сымона-музыки», то вечным Дедом, то человеком от автора, затмевая всех остальных действующих лиц. Сошлось все: судьба, талант, звездный час актера.


Сегодняшний старожил Могилевского областного драматического театра народный артист Беларуси Григорий Яковлевич Белоцерковский родился в Барнауле. Родители — технари, переехали в Беларусь. Гриша Белоцерковский рос в рабочем районе Минска. Дружил с будущим купаловцем Николаем Кириченко и вместе с ним поступил на один курс в Белорусский театрально-художественный институт. Дружба продолжалась практически до ухода Кириченко из жизни. По окончании института оба поехали по распределению в Брест. Там Белоцерковский проработал 16 лет, встретил любовь всей жизни. Вместе с женой Наташей переехал в Могилев. Фактически в Могилевском областном театре и продолжилась его успешная актерская жизнь. Вот уже 35 лет на одной сцене. Подросла дочь Женя Белоцерковская, тоже актриса. Если взглянуть на послужной список Григория Яковлевича, сплошь главные роли в спектаклях по пьесам Островского, Сухово-Кобылина, Мрожека, Ануя, Гоцци, Мольера, Бомарше, Тургенева, Гоголя. Он оказался замечательным Мультиком в пьесе А. Дударева «Вечер». Обычно это отрицательный персонаж. Но у Белоцерковского такое актерское обаяние, что его герой вызывал огромную симпатию у зрителей. В чем-то не по задумке автора пьесы, но куда денешь эмоциональную заразительность?!

Григорий Белоцерковский. Фото: kino-teatr.ru

Еще один белорусский герой в спектакле «Последний» по пьесе гомельчанина Василия Ткачева. Последний участник Великой Отечественной войны в маленьком районном городке. В благодарность этому герою дают чистый лист бумаги — проси что хочешь, все исполним. Белоцерковский в этом спектакле наделяет своего героя замечательной энергетикой, воображением, темпераментом.

Думается, что актеру доступны все краски человеческой натуры. Однако он ухитрился сыграть даже Бога в интеллектуальной пьесе болгарского автора «Вторая жизнь Жанны д’Арк». Это был очень удивительный Бог, похожий на хиппи. В длинном полотняном плаще, неухоженный, идеалист и романтик, уверенный, что с человеком на Земле происходит совсем не то, что было задумано.

Белоцерковский неоднократно получал призы за лучшую мужскую роль на международных театральных фестивалях, доказывая неограниченность своих творческих возможностей, воображения и фантазии.


Все упомянутые артисты, пока выходят на сцену, постоянно существуют в состоянии стресса, напряжения, игры высоких энергий. Это закаляет и подбадривает, потому что каждый из них является действующей творческой единицей. Достоянием своей страны.

туалетная вода (EdT), аромат мужской, ноты - цитрусовые/фруктовые/водные/пряные/древесные, 100 мл

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Самые оперативные новости о пандемии и не только в новом сообществе Onliner в Viber. Подключайтесь

Источник: Татьяна Орлова
Без комментариев