«По ощущениям как спортивный самолет». Белорусские военные показали свои новые истребители

34 112
943
01 июля 2020 в 13:54
Автор: Никита Мелкозеров. Фото: Анна Иванова

«По ощущениям как спортивный самолет». Белорусские военные показали свои новые истребители

Дело было в июне 2017-го. Тогда Беларусь и Россия договорились о закупке 12 истребителей Су-30СМ производства корпорации «Иркут» (иркутский авиационный завод). Согласно условиям заключенного контракта вся дюжина самолетов будет поставлена к нам до 2022 года. Новые Су-30СМ поставят на вооружение 61-й истребительной авиабазы, что в Барановичах. Наступил июль 2020-го. Сегодня новые самолеты заступили на военно-боевое дежурство, что обернулось присущей моменту торжественной церемонией. Позвали даже оркестр. Съездили на аэродром, послушали музыку, потусовались среди военных красивых-здоровенных, посмотрели на самолеты.

13 ноября 2019 года на авиационную базу Барановичей прибыла первая пара из 12 запланированных боевых истребителей Су-30СМ. Через неделю появилась еще одна — получилось звено.



Ребята из Министерства обороны выпустили тогда релиз с многоэтажными конструкциями вроде «решению о принятии на вооружение самолетов такого типа предшествовал цикл научно-исследовательских работ по формированию облика белорусской армии на среднесрочную перспективу, выполненных учеными Научно-исследовательского института Вооруженных сил по заказу Министерства обороны Беларуси».

Пока Су-30СМ в Барановичах четыре. Их активно облетывали, и вот теперь начинается настоящее боевое дежурство. В пресс-релизе было написано, что боевое дежурство — особый вид дежурства специально выделенных сил и средств противовоздушной обороны, находящихся в установленных степенях готовности к вскрытию воздушного нападения противника, выполнению боевых задач по уничтожению боевых воздушных судов — нарушителей Государственной границы Республики Беларусь или пресечению ее нарушения в воздушном пространстве. Проще говоря, истребители стерегут границы на всякий случай.

Собравшиеся отправились всем числом на аэродром. Приглашенный батюшка приятно улыбался и рассказывал истории, женщины из числа военных желали здравия и просили разрешения поцеловать встречных знакомых. Потом была торжественная часть с выступлением профильного министра и посла РФ в Беларуси. Пилоты, которым предстояло выполнить демонстрационный полет, ожидаемо напомнили о своих суевериях и попросили отсрочить общение с журналистами. Журналисты не особо обиделись и переключились на министра обороны.

Генерал-майор Хренин был готов к брифингу на фоне истребителя. Прозвучал взволнованный вопрос от коллеги из военной газеты о важности мирного неба и новых самолетов. Министр согласился, что, безусловно, все это важно, но после его заглушил звук двигателя, готового устремить боевую машину в небо. Общение было решено перенести.

О важном. В течение каждого года наши ВВС и войска ПВО будут пополняться одним авиационным звеном из четырех самолетов. Семейство Су-30 основано на двухместной учебно-боевой модификации знаменитого Су-27. И считается главным экспортным хитом русской авиационной промышленности.

Работе с соседями никто, понятно, не удивился. Ранее они поставили в РБ зенитные ракетные комплексы С-300, систему ПВО «Тор-М2». Сухопутный компонент белорусской армии пополнился модернизированными танками Т-72 БЗ.

«Двухместный Су-30СМ может использоваться как для выполнения боевых задач, так и для подготовки летчиков», — писалось на сайте Министерства обороны ранее.

Американское издание MilitaryWatch отмечало, что приобретение «самого тяжелого истребителя в Европе» значительно расширит потенциал белорусской военной авиации.

По версии его обозревателей, «Су-30СМ обеспечит белорусские ВВС дальней проникающей ударной способностью, что позволит им поражать цели в глубоком тылу противника с широкого диапазона высот с применением до 8000 кг современных управляемых боеприпасов». Таким образом, по своим характеристикам самолет в Европе будет уступать лишь американским истребителям F-22 Raptor, считают авторы обзора.

Истребитель делает в небе такие штуки, что становится нехорошо. Все ревет и трясется. На земле обсуждаются технические моменты. А про деньги никто не говорит. Различные источники уже называли данный контракт крупнейшим в военно-техническом сотрудничестве России и Беларуси. Стоимость всего контракта на 12 машин, по разным оценкам, составляет от $500 до $600 млн, что примерно соответствует верхнему порогу оценки внутренней стоимости истребителя Су-30СМ для российских ВКС. В Барановичах эту информацию не комментируют.

Министр обороны очаровательно умиляется, когда самолет глушит мотор. Его пилот подполковник Андрей Кривоносов удостаивается восторга и крепкого рукопожатия начальника. Тот счастлив. А летчик выглядит несколько уставшим после полученной перегрузки.

Хренин подходит к собравшимся журналистами с видом абсолютно счастливого человека: «Ну, вы видели, какой полет! Вот это здорово». Тишина все-таки дает возможность высказаться министру после повторного вопроса о важности сегодняшнего мероприятия.

— История нас научила, что миролюбивая политика должна поддерживаться способностью государства защищать свои границы. Наши вооруженные силы являются гарантом мира. На заре формирования белорусского государства было принято решение сохранить военную авиацию. Задача была сложной. Но сегодня в составе наших войск есть современные истребители, штурмовики, тренировочные самолеты, военно-транспортные, боевые вертолеты. Но главное, что всеми этими аппаратами управляют белорусские специалисты. Это дорогого стоит. Самое важное в любой технике — это человек.

Министр пояснил, что поступившие на вооружение еще в прошлом году самолеты сперва изучали, после обучали пользоваться ими наших пилотов и вот наконец поставили на боевое дежурство. Это заключительный этап.

Подполковник Кривоносов, который только-только отработал демонстрационный полет и получил похвалу министра, отдыхает, сидя на колесе истребителя. У каждой профессии есть свои прикольные привилегии. Просит не задавать ему сложных вопросов и сразу обозначает, что да — не укачивает, уникальных фигур он сегодня не выполнял. Петли, полупетли, катушки с торможением до минимальной скорости, колокола. Таким тоном вы обычно рассказываете друзьям, что ничего особенного за день не произошло.

— Истребитель тяжелый, но в кабине ощущения, как будто управляешь легким спортивным самолетом. На этом фоне у него возникают потрясающие возможности по боевому применению. Я летал на Миг-29, и на Су-27, и на Миг-23. По моим общим впечатлениям, Су-30СМ — лучший. Этот самолет создан для летчика. Комфорт, возможности. Все здорово. Чтобы вы понимали, в том же Су-27 можно было устать. Су-30СМ расслабляет летчика, если вы понимаете, о чем я говорю.

Люди доделывают последние фотки. Аэродром пустеет.

самолет, учебный, двигатель бесколлекторный, частота: 2.4 ГГц, 4 канала, время полета: 15-20 мин, дальность: 300 м

Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Самые оперативные новости о пандемии и не только в новом сообществе Onliner в Viber. Подключайтесь

Автор: Никита Мелкозеров. Фото: Анна Иванова