Покупатели жалуются: Wildberries доставляет вещи только после предварительной онлайн-оплаты. МАРТ нашел нарушения в работе сети

 
06 июня 2020 в 11:03
Автор: Настасья Занько. Фото: mobile-business.by, wildberries.by
Автор: Настасья Занько. Фото: mobile-business.by, wildberries.by
Напишите отзыв на товар и получите шанс выиграть робот — мойщик окон

Пару месяцев назад Wildberries перешел на предварительную онлайн-оплату заказов. Если раньше у покупателей был выбор, платить онлайн картой или же заказать вещи и оплатить после примерки той же картой или наличкой, то сейчас его нет. Министерство антимонопольного регулирования и торговли признало незаконным подобное ограничение от магазина и выдало компании предписание об устранении нарушения. 

— Раньше было как? Ты просто заказываешь пару вещей для примерки, затем выбираешь ту, которая подошла, и оплачиваешь в пункте выдачи, — рассказала Onliner одна из покупательниц. — Но где-то с марта уже эта функция недоступна. Теперь ты выбираешь товар, оплачиваешь онлайн, он приходит в течение 2—5 дней, затем ты примеряешь, а если вдруг вещь не подошла, то тебе возвращают деньги. Я заказала товар во вторник, пришел он мне в пятницу, не подошел, поэтому отказалась. Деньги мне вернули только в понедельник.

 

В пункте выдачи заказа мне объяснили, что это связано якобы с пандемией. Мол, оплата онлайн позволяет снизить очереди в пунктах выдачи и меньше контактировать. Но это странно. Ведь за заказом и примеркой ты все равно приходишь в пункт выдачи, контактируешь там с продавцом и другими покупателями.

Мы получили несколько подобных жалоб, на новые правила жалуются покупатели Wildberries в социальных сетях и в отзывах самого Wildberries.

Обращения от покупателей получило и Министерство антимонопольного регулирования и торговли. По этому поводу МАРТ провело проверку. И вот к какому выводу пришло.

— В связи с поступающими обращениями граждан по вопросу оплаты товаров, предлагаемых к продаже в интернет-магазинах, а также в целях предостережения интернет-продавцов от нарушений законодательства о защите прав потребителей и торговле, обращаем внимание на следующее: потребитель вправе самостоятельно определять форму оплаты товаров — наличная или безналичная. Такое право представлено потребителю законодательством.

В соответствии с пунктами 1—2 статьи 9-1 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей»:

  • расчеты по оплате товаров осуществляются в наличной и безналичной формах;
  •  продавец обязан предоставить потребителю право выбора формы оплаты товаров, за исключением случаев, когда законодательство позволяет продавцу не осуществлять расчеты в безналичной форме при продаже товаров либо предусматривает обязанность продавца осуществлять расчеты при продаже товаров только в безналичной форме.

Согласно пункту 1 статьи 19 Закона о защите прав потребителей условия договора, ограничивающие права потребителя по сравнению с правами, установленными Законом и иным законодательством о защите прав потребителей, считаются ничтожными. Аналогичные требования к форме расчетов за товар (безналичная и (или) наличная) определены пунктом 29 Правил продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 июля 2014 г. №703.

Непредставление продавцом потребителю права выбора формы оплаты товаров (наличная или безналичная) является нарушением требований пунктов 1—2 статьи 9-1 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей». Пунктом 3 правил продажи товаров определено, что продавец обязан соблюдать законодательство о защите прав потребителей. За нарушение Правил продажи товаров статьей 12.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность в виде штрафа.

МАРТ установил нарушение ООО «Вайлдберриз» требований пунктов 1, 2 статьи 9—1 Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей» и пункта 29 Правил продажи отдельных видов товаров и осуществления общественного питания.

— В целях пресечения указанного правонарушения ООО «Вайлдберриз» было выдано предписание об устранении нарушений законодательства о защите прав потребителей и торговли, — отмечает МАРТ. — Однако поступающие в министерство обращения граждан, а также информация на сайте названного интернет-магазина свидетельствуют о ненадлежащем исполнении ООО «Вайлдберриз» названного предписания: ООО «Вайлдберриз» не приняты надлежащие меры по устранению нарушений.

Ответственность за неисполнение (ненадлежащее исполнение) предписания государственного органа предусмотрена статьей 23.1 КоАП Республики Беларусь; ответственность за нарушение законодательства о торговле и защите прав потребителей — статьей 12.17 КоАП Республики Беларусь.

— Должностное лицо ООО «Вайлдберриз» вызвано в МАРТ для составления протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных названными статьями КоАП Республики Беларусь, — отмечает министерство.

Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Самые оперативные новости о пандемии и не только в новом сообществе Onliner в Viber. Подключайтесь