Красота, талант и обстоятельства жизни. Рассказываем про успешных актрис театра, которые уехали из страны

30 мая 2020 в 11:00
Источник: Татьяна Орлова

Красота, талант и обстоятельства жизни. Рассказываем про успешных актрис театра, которые уехали из страны

Источник: Татьяна Орлова

Судьба распорядилась так, что красивые женщины всех времен и народов всегда были в центре внимания. Потому что, как известно, «красота — страшная сила». Им необязательно быть умными и совершенными в своих поступках. Им списывается многое. Вот что интересно: идеала красоты не существует. Напрасно наши женщины муштруют себя, чтобы достичь стройной фигуры, настраиваются на пластические операции, приобретают за бешеные деньги новейшую косметику для макияжа. Красота очень подвижна в возрасте и восприятии людей. Стандарты привлекательности в веках и странах очень удивляют нас, сегодняшних. Хочу рассказать о некоторых актрисах белорусского драматического театра, которые, сделав карьеру на родине, навсегда уехали в другие страны. Уехали покорять, естественно, и с помощью красоты.

Знаменитая египетская правительница Нефертити, таинственная Мона Лиза и даже Венера Милосская были далеко не идеальны в наших современных предпочтениях. Женщины художника Рубенса толстоваты. Волшебная царица Клеопатра и вовсе лицом не вышла. Но сводила с ума мужчин.

Многие красавицы близких нам веков становились особенно притягательны, когда начинали танцевать. Можно вспомнить известную шпионку Мату Хари. После ее танца самые законспирированные мужчины теряли бдительность. Айседора Дункан ввела привычку танцевать только босиком. Одри Хепберн до последнего дня жизни выматывалась у балетного станка. Советские актрисы Любовь Орлова и Людмила Гурченко прославились уникальными тонкими талиями. Элизабет Тейлор и Брижит Бардо — идеалы своего времени — всегда ленились, со своим обликом специально ничего не делали, но мужчины падали к их ногам.

Секрет красоты не расшифрует ни одна умная машина. Тем более не предложит линию поведения, чтобы завоевать сердца людей противоположного пола. Покопайтесь в истории, взгляните на ужасающую фигуру Венеры времен палеолита. Две притягательные точки — грудь и бедра — не поддаются никакому описанию. Но она стала идеалом времени, потому что много рожала и выкармливала своих детей.

Вот и сегодня установить приметы «первой красавицы» невозможно. Знаменитый стандарт 90—60—90 не работает. Впрочем, красавицы в людском сознании все равно определяются.

Воспитанницы нашей Академии искусств всегда отличались своей прелестью еще в студенческие годы и получали работу в лучших театрах и кино.

Начну с купаловской актрисы Ольги Фадеевой, которая уже давно не живет в Беларуси. Уехав, она вскоре вошла в список самых красивых женщин России. В интернете о ней постоянно писали, что она потрясающая актриса и идеал женской красоты. Отмечу, что знала ее публика исключительно по многочисленным ролям на экране.

Между тем начинала она актерскую карьеру в минских театрах. Ее, еще студентку Академии искусств, режиссер и педагог Борис Луценко пригласил на роль Офелии в «Гамлете» НАДТ им. Горького. А по окончании учебы она попала сразу же в Купаловский театр. Успешно играла в спектаклях «Эрик XIV», «Ивонна, принцесса Бургундская», «С. В.», «Ромул Великий», «Любовь в стиле барокко», «Соломея», «Мертвые души». Любимой ролью была Фери в спектакле «Странная миссис Сэвидж». Роль характерная. Таких Ольга тогда еще не играла. Работа давалась тяжело, но ей все нравилось. В Купаловском театре Фадеева выходила на сцену рядом со своими педагогами Зоей Белохвостик и Николаем Кириченко. Ей нравилось работать с ними, особенно в экспериментальном спектакле без слов «С. В.», сделанном по сюжету «Вишневого сада».

Конечно, она мечтала о большой интересной роли в театре, а та все не подворачивалась. Фадеева, дочь артистов балета, и сама вначале мечтала о карьере танцовщицы, но поддерживала форму катанием на лошадях в Лошицком парке. Для нее это было не просто полезное занятие для поддержания формы, а своеобразная романтика, мушкетерство и, как оказалось в дальнейшем, возможность самостоятельно выполнять в кино разные трюки. По ее признанию, спецподготовка очень пригодилась:

— Я два месяца тренировалась с каскадерами для проекта «Непобедимый». Занималась с оружием по системе СМЕРШ. Жаль, что в проекте не использовали все мои навыки! Но я думаю раскрыться в следующем! И еще мне пришлось, опять же для «Непобедимого», за один день научиться водить катер, на котором я потом делала все трюки! Это уже было на Мальте, где мы и снимали.

Там, на Мальте, во время съемок она встретила свою любовь, продюсера и постановщика трюков Александра Самохвалова.

Но еще до этого она стремительно набирала обороты как звезда сериалов. Хотя звездностью никогда не была заражена. С 2000 года на молодую красавицу посыпались съемки в России, Украине, Беларуси.

Вот ее избранная фильмография за короткий срок: «Зорка Венера» (2000), «Ускоренная помощь» (2001), «Закон» (2002), «Адъютанты любви» (2005), «Туристы» (2005), «Я помню» («Отчий дом») (2005), «Кто в доме хозяин?» (2006), «Солдаты 1—2, 6—9» (2004—2006).

Кинокарьера началась до ее главного сериала «Солдаты» со случайности:

— Мне повезло. Я снималась в Минске в «Ускоренной помощи» в эпизодической роли. Сценаристы «Помощи» писали и сценарий «Солдат». Режиссером пригласили белоруса Сергея Арланова. А он решил попробовать меня. Я ездила на пробы, кастинг был огромный. На пробах зажалась страшно. Поэтому возвращалась в Минск в полной уверенности, что не прошла — в Москве столько артистов, почему выбрать должны меня? А потом раз — и все сложилось.

Сорок восемь серий было снято за полгода. Жила в поезде. В театре меня прикрыли партнеры. После спектакля в поезд — на съемки, после съемок — в поезд и на спектакль. Поначалу очень нравилось, а потом устала.

Это была ее первая серьезная киноработа.

Слава самого красивого сержанта-медика российской армии Ирины Пылеевой загремела по русскоязычному пространству. В Беларуси сериал показали только один раз. Но Ольга стала узнаваемой. Когда Фадеева появилась на выставке «Пресса 2006 года», презентуя журнал «На экранах», очередь за ее автографом растянулась от стенда «Белорусского дома печати» до выхода из выставочного павильона. К тому времени она уже уехала из Купаловского театра в Москву и поступила в театр Армена Джигарханяна. Но и там театральная судьба не сложилась, потому что предложили сниматься в фильме «Непобедимые». На съемках она познакомилась со своим мужем, сыграли свадьбу. Родился сын Алеша.

Она еще раз вернулась в Минск, когда снималась в 2013 году в мелодраме Александра Ефремова «Она не могла иначе». Играла замечательную певицу Валентину Толкунову. Даже успела стать лицом косметической фирмы «Белита».

Сегодня актриса снимается редко, наслаждается семейной жизнью и благотворительностью, участвуя в поисково-спасательном отряде «Надежда», продолжает тренировки по системе одного известного японского доктора, увлекается восточной живописью. Сыграла главные роли в картинах «Комната с видом на огни», «Фабрика счастья», «Цыганки».


Следующая известнейшая красавица — актриса Купаловского театра Светлана Зеленковская — проработала в Минске двадцать лет и стала признанной примой в своем коллективе. На Купаловской сцене сыграла Павлинку, Барбару Радзивилл, Снежную королеву и Леди Макбет. Кроме десятков прочих ролей это были для актрисы самые значимые.

Широкая общественность заговорила об актрисе Светлане Зеленковской после фильма «Анастасия Слуцкая». Об этой реальной фигуре белорусской истории почти не сохранилось никакого материала. Пришлось создателям картины придумывать, фантазировать. Сюжет драматургически был слабеньким. Его расцветили шикарными костюмами. Зеленковская — Анастасия Слуцкая была красавицей-княжной с гордой осанкой и властным взором. Такая белорусская Жанна д’Арк, которая повела мужчин в бой, и они одержали победу над татарами.

У фильма была хорошая прокатная судьба и множество наград. Для актрисы это был серьезный шаг в кино. Имидж Анастасии Слуцкой долго ее преследовал — предлагали в кино и театре подобные роли.

На экране ей удалось отойти от стереотипа. Последовали интересные работы в фильмах «Майор Ветров», «Покушение», «Все, что нам нужно…», «Оккупация. Мистерия», «Каменская», «Масакра», «Три талера» и другие. Особое место заняла картина «Одинокий остров». Ее снимал эстонский режиссер, играли белорусские артисты. Зеленковской пришлось вспомнить, что она наполовину эстонка, проявить нордический темперамент и даже начать искать своего отца, которого не знала с момента рождения. Как оказалось, он был известным спортсменом, жил в Таллинне, практически не говорил по-русски.

В театре ей совсем не хотелось повторять Анастасию Слуцкую, но яркие внешние и внутренние качества актрисы использовались для княгинь и паненок. Когда получила роль Барбары Радзивилл в «Черной панне Несвижа», наделила ее поэзией, трагедией, таинственностью. В спектакле «Похищение Европы, или Театр Уршули Радзивилл» (опять исторический персонаж) актриса начала озорничать, петь в опере, танцевать в балете.

В 2004 году по Беларуси прокатилась волна постановок чеховского «Вишневого сада». Купаловцы показали свою пластическую версию «С. В.». Постановщик Павел Адамчиков посчитал, что сыграть пьесу Чехова с полноценным текстовым наполнением — мало шансов. И рискнул делать спектакль атмосферный, с интонацией, которая будет создаваться опытными артистами, музыкой и движениями. Себя назвал лишь инициатором проекта, положившись на выдумку исполнителей. Светлана Зеленковская, к тому времени уже наша кинодива, просто потрясла исполнением роли Шарлотты. Это единственный персонаж «с речью», но эта речь — немецкая и воспринимается как некий страшный звук и знак. Идею своей Шарлотты — куклы с нарисованным лицом, взяла из записных книжек Чехова.

Настоящим театральным триумфом актрисы стала леди Макбет, злодейка мировой драматургии. Шекспировскую трагедию «Макбет» в новаторской манере ставил литовский режиссер Альгирдас Латенас. В шикарных нарядах, властная, женственная, жертвенная, несчастная и очень сексуальная — это была женщина, обделенная материнством и жаждущая власти. Ничего из этих качеств не было у самой Зеленковской. Все было создано магией таланта. Ни о какой власти, кроме власти искусства, она не мечтала. К этому времени у нее росла дочь и начиналось судьбоносное знакомство с будущим мужем. Бывший музыкант группы «Ляпис Трубецкой», лидер панк-рок-группы Brutto был ей знаком по общим концертам (Зеленковская пела в известном коллективе «Госьціца»). Полюбила его, переехала вместе с ним в Украину, родила двоих сыновей. Получила там вид на жительство, стала сниматься в украинском кино. В Купаловском все еще висит ее портрет, и режиссер Николай Пинигин продолжает приглашать в некоторые проекты.


Еще одна известная купаловка — Юлия Высоцкая — поездила по России и попытала счастья в Минске. Сразу же поступила в Академию и студенткой снялась в фильме «Пойти и не вернуться». Потом на сцене Купаловского театра у нее были ведущие роли. По линии кино встретилась с режиссером Андреем Кончаловским. Несмотря на 36-летнюю разницу в возрасте влюбилась в него и находится с ним в счастливом браке. Снимается в его фильмах. Широкой публике она стала известна по телепрограммам и книгам «Едим дома», где щедро делилась собственными кулинарными рецептами.


Гораздо менее известная по кино, но более известная любителям музыки купаловская актриса Анна Хитрик с 2001 года служила в этом театре и была очень востребована. Харизматичная исполнительница самых разнообразных театральных ролей руководила музыкальной группой «ДетиДетей» и S’unduk. Ее песни напевали в каждом доме. Хитрик вошла в топ-25 женщин, без которых не было бы белорусской музыки. Она была кукловодом Лисички Яны в «Калыханке» и получала награды на международных телевизионно-театральных фестивалях в Москве.

В театре она так ярко и по-своему сыграла Джулию в «Балладе о любви» по Василию Быкову, что ни у кого не возникло желания сравнивать спектакль с известным тогда фильмом «Альпийская баллада». Это действительно была Джульетта Великой Отечественной войны. Отсутствовали яркие зрелищные эффекты. Актеры Хитрик и Подоляко заставляли зрителя вслушиваться в текст великого белорусского писателя.

Не самая красивая, но притягательная, с очень выразительным лицом Анна Хитрик всегда умела привлечь к себе внимание.

Вот она кошка в мюзикле «Африка», Лиза в спектакле «Брат мой, Симон», хрупкая девушка-солдат в «Мотыльке», который специально для нее поставил Николай Пинигин в ТЮЗе. Ей нравилось играть на Малой сцене театра, где зрителям хорошо видны ее глаза, живые, говорящие, пронзительные. Одновременно детские и женские. Готовые к любви. Анна купалась в роли Флоренс в спектакле «Странная миссис Сэвидж», маленькой, но любимой роли. Это была растрепанная в смешных очечках неудачница с добрым сердцем. В каждом встречном она видела друга. По тексту у нее много юмора. Актриса щедро его использовала, и зрительный зал был в восторге.

Рыжеволосая, похожая на солнышко, актриса пела душевные песни и излучала сплошной позитив. До того времени, пока не случилась настоящая беда. Выйдя замуж за актера Сергея Руденю, родила сына Степана. В три года ему поставили диагноз «аутизм», и началась борьба за его здоровье, работа в благотворительном фонде. Сама заболела. С мужем приняли решение уехать на лечение в Израиль. Это было в 2017 году. Лечение прошло успешно, но театральная судьба пока ограничивается семейным театром и записями музыки для узкого прослушивания. Возраст актрисы позволяет надеяться на лучшее.


Марина Денисова, мягкая, нежная, романтичная актриса, совсем немного прослужила в театрах Беларуси. Сначала в НАДТ им. Горького, потом в Драматическом театре Белорусской армии. Хотя одиннадцать лет тоже срок немалый. В театре ей постоянно чего-то не хватало, и она участвовала в любых негосударственных театральных проектах. Сыграла Джульетту, Снежную королеву, героиню спектакля «Не покидай меня» по пьесе Алексея Дударева. За этот дебют получила награду «Крыштальная кветка». Умная, талантливая, трудолюбивая Денисова постоянно себя искала. Хотелось разных ролей и побыстрее. Искала и нашла. В 2015 году уехала в Москву, и теперь она российская киноактриса. На ее счету уже более 80 фильмов.

Еще в 2012 году поучаствовала в десяти картинах, сыграла сразу четыре главные роли. Марина Денисова, актриса с лучезарной улыбкой и голубыми глазами, доказывает в кино, что может быть очень разной, неузнаваемой. Напомню не фильмы (их можно посмотреть в интернете), а занятия ее героинь: медсестра, бухгалтер, врач, танцовщица, куртизанка, менеджер, снайпер. В фильмах «Сон как жизнь» и «Снайпер 2. Тунгус» крепко держит в руках оружие. Лично меня особенно потрясла ее работа в военной драме «А.Л.Ж.И.Р.». Это сильный фильм о жизни женщин — жен изменников Родины, которые были сосланы в сталинские лагеря. Пострадали ни за что, как и их мужья. Здесь у Денисовой жесткая, блатная, отчаянная уголовница Катька Кобла. Актриса не боится быть некрасивой и стервозной, вызывать отвращение к поступкам своей героини.

В минувшем 2019 году она снялась в пяти фильмах. Один из них — «Курорт цвета хаки» — скоро выйдет на экраны. Не пропустите. Замужем во втором браке. Воспитывает сына.


Некоторые актрисы иногда возвращаются. Купаловка Светлана Аникей на большой срок уехала в Польшу. В Белостоке ее буквально носили на руках. Вернулась.


Вот такие наши белорусские красавицы, смелые, жертвенные, трудолюбивые, находящиеся еще в молодом женском возрасте. Чего им не хватало? Про любовь и семейное счастье говорить не будем. Это очень личное, вне конкуренции. Нельзя не тревожиться о творческой неудовлетворенности. Надо бы понять подспудные жизненные процессы, социально обеспокоиться ими. Так не хочется отвечать на эти вопросы известной штампованной фразой: человек ищет там, где ему лучше. Конечно, ищет, далеко не всегда находит. Пусть всем уехавшим в поисках лучшей доли актрисам будет хорошо. И все же как хочется, чтобы они продолжали украшать наше отечественное искусство.

Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь

Самые оперативные новости о пандемии и не только в новом сообществе Onliner в Viber. Подключайтесь

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!