Указ «О поддержке экономики» и внеплановые проверки. Юристы объясняют, кому ждать в гости контролеров

 
31 494
05 мая 2020 в 19:01
Автор: Никита Мелкозеров
Автор: Никита Мелкозеров

24 апреля Александр Лукашенко подписал указ №143 «О поддержке экономики». Его нормы изменили действующее законодательство в сфере внеплановых проверок. Получилось, государство решило одновременно и поддержать бизнес, и ужесточить государственный контроль в экономической сфере. Детали нового документа объясняют представители адвокатского бюро «Ревера» Владимир Ангельский и Александр Гуринович.

Откуда вообще дополнительный контроль? Этому есть логическое объяснение, поясняют юристы.

— В стране контрольная деятельность регулируется указом президента №510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь». В кризисной ситуации его норм оказалось недостаточно для осуществления эффективного государственного контроля. Иными словами, в современных реалиях государству понадобились более жесткие механизмы реагирования на нарушения законодательства.

Теперь рассмотрим, что изменилось в сфере госконтроля после подписания указа №143.

Итак, руководители трех республиканских органов государственного управления получили право назначать внеплановые проверки при отсутствии оснований, но под свою персональную ответственность.

Право назначать внеплановые проверки без наличия оснований получили:

  • министр антимонопольного регулирования и торговли;
  • министр здравоохранения;
  • председатель Государственного комитета по стандартизации.

Кого будут проверять

Юристы полагают, что в первую очередь внеплановые проверки будут назначаться в отношении аптек, производителей средств защиты органов дыхания, а также дезинфицирующих средств. Кроме того, проверке могут быть подвергнуты торговые объекты и объекты общественного питания: рестораны, кафе, бары, кофейни.

Что будут проверять

МАРТ уполномочен проверять соблюдение антимонопольного законодательства, законодательства о ценах и ценообразовании, торговле, общественном питании, защите прав потребителей, рекламе. Например, могут отслеживать цены на социально значимые товары: определенные продукты питания, маски, дезинфицирующие средства и др.; соответствие законодательству рекламы лекарственных средств, предназначенных для борьбы с коронавирусной инфекцией.

Минздрав имеет право организовать проверки на соблюдение законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Например, в объектах общественного питания могут проверять, соблюдаются ли требования к размещению столов для обслуживания посетителей: расстояние между ними должно быть не менее 1,5 м друг от друга. Что касается аптек, то там, например, вполне вероятно, начнутся проверки соблюдения норм о единовременной реализации населению некоторых лекарственных средств.

Государственный комитет по стандартизации уполномочен проверять соблюдение законодательства в части обязательного подтверждения соответствия требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза (Таможенного союза). Например, наличие соответствующих документов на средства индивидуальной защиты органов дыхания от химических и радиационных факторов при их продаже.

Также контролирующие органы могут следить за тем, чтобы в объектах общественного питания не проводились заказные мероприятия, а в торгово-развлекательных центрах и магазинах — групповые презентации, дегустации, рекламные акции.

Обязательным условием при проведении таких проверок является их цель — оперативно выявить и пресечь нарушения соответствующего законодательства. В некотором смысле отсутствие оснований для назначения проверок компенсировано тем, что за обоснованность решений о назначении проверок несут персональную ответственность указанные должностные лица.

Руководителям контролирующих органов предоставлено право закрывать объекты торговли и общественного питания на срок до 90 дней.

В соответствии с указом №143, министру антимонопольного регулирования и торговли, министру здравоохранения, а также председателю Государственного комитета по стандартизации предоставлено право приостанавливать работу торгового объекта, объекта общественного питания до 90 дней.

Также в указе №143 отмечена обязанность соответствующих государственных органов принять совместное постановление, в котором будет закреплен порядок приостановления работы торгового объекта, объекта общественного питания.

Пока такое постановление не принято.

Решение о закрытии объекта может быть принято, если по результатам проверки будут установлены факты нарушения законодательства. Вместе с тем пока неясно, любое ли нарушение может стать основанием для приостановления работы, например, магазина, или должна быть некая совокупность таких нарушений.

Выявление нарушений при проверке чревато не только приостановлением деятельности организации. Кроме этого, оно может повлечь за собой привлечение юридического лица, его должностных лиц или ИП к административной ответственности и штрафам. Например, по ст. 12.17 КоАП («Нарушение правил торговли или оказания услуг населению»), по ст. 16.8 КоАП («Нарушение санитарно-эпидемиологических, гигиенических требований и процедур, установленных техническими регламентами, санитарных норм и правил, гигиенических нормативов») или по ст. 23.11 КоАП («Нарушение требований обязательного подтверждения соответствия продукции (работ, услуг) требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, технических регламентов»).

Разрешено проводить проверки вновь созданных компаний и индивидуальных предпринимателей.

В указе №510, за исключением некоторых случаев, установлен запрет на проведение проверок в течение 2 лет с момента создания юридического лица либо регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, при этом не имеет значения вид деятельности, который они осуществляют.

Вместе с тем указ №143 предоставил право проводить проверки компаний и индивидуальных предпринимателей в случае осуществления ими деятельности, связанной с торговлей и общественным питанием в период до истечения 2 лет с момента их государственной регистрации.

Таким образом, круг лиц, которые могут быть проверены, стал шире.

Практика применения указа №143: скорее всего, внеплановых проверок станет больше.

Очевидно, что указ №143 предоставил больше полномочий государственным органам в сфере государственного контроля, т. е. у контролирующих органов появилось больше возможностей для законного вмешательства в финансово-хозяйственную деятельность бизнеса.

В связи с этим рекомендуем организациям и индивидуальным предпринимателям следить за принятием новых нормативных правовых актов, которые в последнее время появляются достаточно часто, и соблюдать соответствующие предписания. В случае если нормы правовых документов будут неясными, следует обращаться за разъяснениями в соответствующие государственные органы.

Практика применения указа №143 только начинает формироваться. Предполагается, что акт президента направлен на повышение дисциплины в работе субъектов хозяйствования, особенно необходимой в условиях текущей экономической и эпидемиологической ситуации.

Вместе с тем полагаем, что предоставленные полномочия должны использоваться исключительно для борьбы с недобросовестным бизнесом, а не привести к узакониванию массовых внеплановых проверок.

Суши и роллы, чтобы негрустно и вкусно проводить май в изоляции. Есть в наличии

сет, 40 шт, 1214 г, икра летучей рыбы, креветка, кунжут, лосось, лосось копченый, морские водоросли (чука), творожный сыр

Важно знать:

Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь

Самые оперативные новости о пандемии и не только в новом сообществе Onliner в Viber. Подключайтесь

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!