Промышленный бизнес про меры поддержки: «Партнеры в госорганах выдают удивительные инициативы карательного характера»

 
16 141
29 апреля 2020 в 10:09
Автор: Никита Мелкозеров. Фото: Александр Ружечка
Автор: Никита Мелкозеров. Фото: Александр Ружечка

24 апреля президент страны подписал указ №143 «О поддержке экономики». Его очень ждали представители бизнеса. «Каждый день по несколько раз открывали ленты новостей — ведь только такой канал коммуникаций остался сегодня между бизнес-союзами и органами госуправления, не считая четверговых совещаний в Минэкономики, — отмечает председатель РОО „Белорусская научно-промышленная ассоциация“ Александр Швец. — Мы с пониманием отнеслись к такому поведению наших коллег-чиновников, которым нечего было нам сказать, они сами были в таком же ожидании».

В итоге указ был принят. Швец подробно раскладывает его суть со стороны бизнеса и говорит о последствиях и надеждах. Если коротко, жить веселей не стало.

Ожидания

Что именно правительство включило в свой проект, нам не сообщили. Но и премьер-министр, и министр экономики заявляли, что с предложениями они согласны и поддерживают. Поэтому у нас была надежда, что правительство будет отстаивать важные для бизнеса позиции. Хотя бы попытается! Надежду вселил еще и тот момент, что премьер-министр (по нашей информации) перенес рассмотрение антикризисного пакета с 31 марта на 26-е, то есть хотел, чтобы до конца марта он уже вышел. Бизнес был бы поддержан колоссально, если бы под отсрочку попали налоги за первый квартал. Эти средства многим позволили бы продержаться и сохранить коллективы.

Реальность

Указ принят через несколько дней после даты уплаты квартальных налогов, а от наших предложений там осталась ничтожная часть. В сюжетах по ТВ о совещании у главы государства, где обсуждались меры поддержки экономики, нам не показали, чтобы кто-то из правительства возражал, что-то просил или предлагал… Может быть, и отстаивали, но нам об этом неизвестно.

Аренда

Из того, на что мы обращали внимание наших коллег из правительства как на самое важное для выживания бизнеса, мы видим лишь часть по аренде. Да, до 30 сентября устанавливается мораторий на повышение базовой арендной величины, а организации из утвержденного списка отраслей могут рассчитывать на отсрочку по арендной плате до 30 сентября с последующей рассрочкой до конца года. Мы же просили об отсрочке до осени с последующей рассрочкой до 1 года. Мы исходили из того, что спрос, возможно, лишь начнет подниматься к сентябрю, но будет еще далек от полного восстановления.

Поэтому компаниям, у которых весь период отсрочки отсутствовала выручка, будет непосильно платить возобновившиеся штатные платежи и погашать полугодовые отложенные.

Налоги

По налогам и того скуднее: речь в указе лишь о налогах, уплачиваемых в местные бюджеты во втором-третьем кварталах. Предполагается рассрочка до конца года по решению местных властей. Земельный налог и налог на недвижимость тоже на откупе исполкомов. Особо настораживает, что меры эти не обязательные, а рекомендательные, а местные власти сами решают, что, кому и сколько. А главное — когда. Пока будет разработан механизм и критерии предоставления льгот, рассмотрены заявки, приняты решения, как бы не закончился и второй квартал.

Вот и получается, что весь мир осторожно говорит о начале восстановления экономики лишь к концу следующего года, а нам велено подняться из пепла за полгода.

Нарушения

И если по поддержке ясности никакой, то карательные меры прописаны четко. Указ дает Министерству антимонопольного регулирования и торговли, Госстандарту и Минздраву полномочия назначать внеплановые проверки и в случае нарушений приостанавливать работу торгового объекта, кафе или ресторана на срок до 90 дней. Вице-премьер пояснил, что мера, мол, временная и нацелена на безответственный бизнес.

При этом забыли в противовес поддержать ответственный!

Вопросы

Не хочу кликушествовать и излишне критиковать, но у многих сегментов белорусского бизнеса открыт вопрос: останавливать деятельность, вплоть до ликвидации, минимизации, либо пытаться тянуть, сохраняя коллективы, до наступления изменений? На этот вопрос указ так и не ответил!

Указ называется «О поддержке экономики» и перечисляет отрасли, которые особенно пострадали от пандемии. Уже сейчас могу сказать, что многие компании, входящие в наш союз, не попали в этот список, соответственно, на них даже эти меры не распространяются, и они не являются частью поддерживаемой экономики.

Последствия

Кризис ничего не изменил в нашем порядке вещей. Проблема расслоения государственного и частного бизнеса еще больше усугубилась. У нас как была экономика государственных компаний отдельно от экономики частного бизнеса, так и осталась. Они всегда были противопоставлены и развивались в разных условиях. Все мы можем сравнить одно только 222-е постановление, которое росчерком пера подарило за счет увеличения доли государства в уставных фондах госпредприятий 157,7 млн рублей (это только один пакет), со скудными послаблениями для частного бизнеса. 157 млн списанной задолженности перед бюджетом, образовавшиеся вследствие оказанной ранее (!) господдержки на фоне отсрочки арендной платы и местных налогов на несколько месяцев.

Есть свои предприятия, за которые отвечают вертикальщики и за которые будет ругать президент, — госкомпании со спорной эффективностью. А для своих ничего из наших общих бюджетных денег не жалко.

Я подчеркиваю: это наши общие, бюджетные, налоговые деньги! И стоило бы как минимум посоветоваться (или хотя бы сделать вид), на что их направлять. Какая будет эффективность от этих вливаний? Такая же, как эффективность АПК от 399-го указа? Эффект мы видим один — уничтоженное доверие частного сектора к действиям государства.

Перспективы

При этом, пользуясь ситуацией (или игнорирую ее), наши партнеры в госорганах каждую неделю выдают какие-то удивительные нормотворческие инициативы карательного характера.

Насколько меры, прописанные в указе, поддержат экономику, будет ясно уже в ближайшей перспективе. Как распорядятся местные органы власти своими полномочиями по реализации указа — мы тоже скоро увидим и на себе прочувствуем.

Складывается впечатление, что у нас в Беларуси всегда все по-своему. Главное — не как у всех. Когда все соседние страны делали ставку на малый и средний бизнес, у нас он был подопытным сектором. И развивался не благодаря, а вопреки. Высокая налоговая нагрузка, растущие откуда ни возьмись неналоговые платежи, постоянно меняющиеся правила и условия ведения бизнеса, недоступность кредитов, чрезмерный контроль регуляторов и неадекватная ответственность за нарушения, чиновничий произвол в правоприменении — вот условия, в которых привык жить наш бизнес до «ковидных» времен.

Но он жил и развивался, создавал комфорт, удобную и цивилизованную жизнь белорусам, привлекал туристов на наш продленный «безвиз», платил налоги, создавал рабочие места.

Стоит ли говорить, что бизнес привык надеяться только на себя и особо не рассчитывал на поддержку государства?

Надежды

Но небольшая надежда в душах все же теплится, что если не помогут, то хоть не толкнут в спину. Хотя бы в расчете на то, что нашему правительству покажется важным работать на имидж государства, адекватно реагирующего на кризис, подавая тем самым сигнал инвесторам, которые ох как будут нужны нам в ближайшем будущем.

Надеемся также, что власти вспомнят плачевный для нашей страны результат замалчивания и отрицания проблем, несвоевременных мер реагирования и отложенной ответственности, который мы получили после чернобыльской трагедии. Аналогии напрашиваются сами собой.

Итоги

Диалог есть — результатов его нет, предложения наши принимают, вопросы нам задают — ответов нам не дают. Указ принят, но с опозданием, очень спорный по эффективности, носит декоративный или ритуальный характер и перестанет быть актуальным уже через месяц.

Но мы ждем обещанного второго пакета мер, продолжаем мониторить ситуацию и внимательно следить за исполнением указа №143 на местах, помогать локально нашим членским организациям, работать с экспертным пулом РСПП и БНПА, взаимодействовать с правительством.

Суши и роллы, чтобы негрустно и вкусно проводить апрель в изоляции. Есть в наличии

сет, 40 шт, 1214 г, икра летучей рыбы, креветка, кунжут, лосось, лосось копченый, морские водоросли (чука), творожный сыр

Важно знать:
Важно знать:

Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь

Самые оперативные новости о пандемии и не только в новом сообществе Onliner в Viber. Подключайтесь

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!