У тактики «действовать оперативно и по ситуации» может быть большая эффективность на определенном этапе, но и побочки велики. Ни учителя, ни дети, ни родители не знают, что их ждет в понедельник и к чему готовиться. Сегодня БЕЛТА провела конференцию с экспертами системы образования. Выбрали самое интересное.
Ирина Каржова, начальник управления общего среднего образования Министерства образования:
— На сегодня у нас каникулы до субботы включительно. Минобразования готово к различным вариантам исходя из сложившейся ситуации, поэтому решение по дальнейшей организации образовательного процесса будет принято в ближайшее время с учетом всех рекомендаций Минздрава.
Ирина Старовойтова, первый заместитель министра образования Беларуси:
— Сегодня в Беларуси 99% всех учреждений образования имеют доступ в интернет. К использованию информационно-коммуникационных технологий готовы 85% педагогов, исключая учителей информатики.
Надо понимать, что работа в онлайн-пространстве предполагает большую самостоятельную работу, индивидуализацию процесса. Некоторые вузы предоставляют доступ к репозиториям библиотек.
Что касается практических занятий и дисциплин (работа в лабораториях, научные изыскания с использованием оборудования), то на данном этапе рациональность такой работы сводится к нулю. Мы рекомендуем вносить изменения в учебные планы и перенести эти работы на более поздний срок.
Ирина Каржова:
— Если получится, что часть учащихся будет сидеть за партой и получать знания в школе, а часть будет переведена на индивидуальный учебный план и для них будет предусмотрено сопровождение педагога, то нагрузка на учителя возрастет. Сегодня Министерство образования предусматривает возможность дополнительной доплаты учителям, которые будут задействованы в информационном сопровождении учащихся, обучающихся на удаленке. Уже есть предварительная договоренность с Министерством финансов.
Ирина Каржова:
— Мы сейчас говорим, что, в принципе, все возможно. Даже обсуждали физкультуру, что есть возможность обучаться удаленно.
Валентина Гинчук, директор Национального института образования:
— Мы рекомендовали некоторые сервисы, которые можно использовать для организации обратной связи, которые предполагают, что учитель будет консультировать учащихся по поводу затруднений, возникающих в процессе самостоятельного изучения материала. Именно учитель определяет, в каком формате необходимо предоставить выполненные задания, которые он предложил для самостоятельной работы. И эти задания будут оценены.
Ирина Каржова:
— Школа не закрыта, учителя работают. В помощь родителям, которые не могут оставить детей дома, в школе работают лагеря. Их посещают более 3 тыс. детей, и учителя обеспечивают их занятость.
Сегодня около 40% учащихся готовы сесть за парту и продолжить обучение в четвертой четверти.
Для учащихся, которые по заявлению родителей не придут в школы, мы рассматриваем возможность организации образовательного процесса с использованием информационных технологий. Более 75% учащихся готовы начать обучение удаленно.
Для тех, кто придет в школу и сядет за парты, мы готовы начать обычный образовательный процесс — очно, в традиционном режиме.
Тех, кто не готов сесть за парту и приступить к занятиям очно, мы предлагаем перевести на индивидуальный учебный план.
Каналы взаимодействия — электронная почта, сайт учреждения образования, Skype, Viber — выбирает учреждение образования в зависимости от специфики, возможностей и технического оснащения.
Ирина Каржова:
— Запретов здесь никаких нет. Решение принимает руководитель учреждения образования. Главное, чтобы ребенок получал знания.
Что не вредит учебе? Суши!