Где же наши «ручки»? Как в Бобруйске делают настоящий антисептик и кто на нем наживается. Комментарий поставщика

UPD
07 апреля 2020 в 8:00
Автор: Андрей Рудь. Фото: Мария Амелина

Где же наши «ручки»? Как в Бобруйске делают настоящий антисептик и кто на нем наживается. Комментарий поставщика

Автор: Андрей Рудь. Фото: Мария Амелина

В последние пару недель наши читатели играют в одну игру. Она простая: надо сбрасывать нам фото антисептиков с ценниками. У кого дороже — тот чемпион. Обычно на картинках средство «Чистые ручки» бобруйского производства. То, которое у производителя стоит 8,5 рубля за бутылку, а у коммерсантов — раза в три дороже. Это простой и хороший гель, он защищает от вирусов — в отличие от бесполезных «антибактериальных» смазок, которыми сейчас для видимости наполнены дозаторы во многих заведениях. У него только один здоровенный недостаток: сложно найти и урвать. Ну, где-то, кроме как у спекулянтов. Мчим в Бобруйск искать чудо-средство.

Страна в поисках антисептика

— Побрызгайтесь! — радушно угощают нас на заправке под Бобруйском.

Что именно находится в пульверизаторе с наклейкой «Антисептик», местные работницы сами толком не знают, да и не задумывались. Вот же, написано… Вера творит чудеса. Мы упорно хотим не «побрызгаться», а купить нормальный антисептик. Потому что наша вера слаба. Но на продажу — нет.

Нет на заправках, в магазинах, аптеках… Зато в организациях и заведениях по всем углам наполненные чем-то дозаторы. Висят, создают иллюзию защищенности.

На очередном гордая наклейка — «Хлоргексидин». Это старый добрый больничный антисептик, убивающий бактерии. При чем тут он в наше лихое время? А неизвестно. Велено обеспечить антисептик — залили что было. Начальство не уточняло, что он обязан помогать против вирусов. Хлоргексидин к вирусам равнодушен. Поэтому тут тоже важна вера.

Напомним: ВОЗ говорит, что для убийства коронавируса содержание спирта в антисептике должно быть не меньше 60%.

Но где взять нормальный, спиртовой? Над этим вопросом сейчас бьются многие администраторы.

Вот одно из писем, чтобы понимать масштаб проблемы: «У нас небольшой коллектив, нужно-то было литра три антисептика. Естественно, обратились к организации „БелАсептика“. Услышали: до 14 апреля заявки не принимаются вообще! Решили искать по всей Беларуси. Начали с минских аптек — нет. Звоним по областным, находим где-то последний литр. Как только там узнают, что мы из Минска, — сразу отказ: „Для Минска нет. Мы обеспечиваем свою область“».

— А вот! — это уже на очередной АЗС радостная девушка протягивает нам 100-граммовый флакон. — 6 рублей.

Снова вертим носом: это никому не нужное антибактериальное средство с неизвестным содержанием спирта. Судя по этикетке, бодяжат где-то под Минском, стараясь успеть за рыночной конъюнктурой.

Но ничего. Сейчас мы будем плескаться в море настоящего антисептика.

Проснулись стратегическими

К Бобруйскому заводу биотехнологий (бывший гидролизный, а сейчас — подразделение Национальной академии наук) ведет разбитая дорожка, на которой когда-то был асфальт. Теперь по ней ежедневно катаются десятки автомобилей.

Предприятие, о существовании которого еще недавно мало кто подозревал, проснулось стратегическим. Теперь оно всем необходимо, все обрывают его телефоны. Потому что здесь производят противовирусный гель «Чистые ручки» с содержанием честного этилового спирта 65%.

Специфика транспорта, который приезжает за товаром: больших грузовиков тут нет — легковушки, максимум фургоны. На заводе объясняют, почему так: продают антисептик только непосредственным потребителям, не для перепродажи. А таковыми выступают фирмы и организации, которым вроде как не нужна целая фура.

Вообще-то, антисептический гель тут умеют выпускать давно, только до появления вируса он никому даром не нужен был. Не пользовался спросом. Вспомнили про него недавно.

— Ажиотаж начался где-то в первой половине марта, — рассказывает заместитель директора Александр Казусенок. — Сначала сразу всем в Европе понадобился наш спирт. А потом мы выпустили партию геля…

И понеслось. Производство теперь работает круглосуточно, и все равно мощностей не хватает, стране надо еще. Сегодня очередь за «Чистыми ручками» растянулась недели на три. Прежде всего стараются обеспечить Бобруйск и Могилевскую область.

Пока в сутки здесь производят 14 тыс. литров «Чистых ручек». Покупатели вычерпывают все досуха. Завод срочно докупил и монтирует новое оборудование, чтобы увеличить объемы. Наверное, когда вы это читаете, оно уже заработало.

Самое безопасное место

Антон Крюков — начальник цеха, где производят стратегически важный продукт. Рассказывает, что к чему.

Состав антисептика прост и универсален во всем мире: этиловый спирт (чтобы убивать вирусы), загуститель (для удобной консистенции), глицерин (чтобы не сохла кожа), отдушка (в нашем случае «Цветочная фрезия») и вода.

Спирт производят здесь же, под присмотром голубей. Вообще-то, у них здесь столовая. Как и у ястреба, который тоже, говорят, залетает пообедать.

Дальше спирт подается в цех, смешивается с остальными компонентами.

Из бака мощно пахнет спиртом.

— Самое безопасное место в стране, — гарантирует Крюков, пока мы принюхиваемся. — Тут никакой вирус не выживет.

Потом все тоже максимально просто. Гель подается на дозаторы и разливается по бутылкам.

— Дайте я! — никогда еще не разливал стратегический продукт.

Ясно, что мои две бутылки спасут от погибели немало народу.

Кто наживается?

Как все уже давно поняли, цены на «Чистые ручки» — больной вопрос.

У завода имеется фирменный торговый павильон в городе. Заместитель директора Александр Казусенок говорит, что каждый день туда отвозят 1080 бутылок антисептика (два стандартных поддона). В розницу литровая бутылка (850 граммов) стоит 8,64 рубля, по безналу для организаций — рубля на полтора дешевле.

Говорят, разметают очень быстро. Учитывая ситуацию, было бы странно, если бы не разметали.

При этом на заводе нам говорили, что не собираются, пользуясь ситуацией, задирать цену.

Крюков листает сайты и фотографии ценников на тот самый гель, который лично он изготавливает. Обидно получается!

Время сказочной маржи: коммерсанты продают антисептик в 55 раз дороже себестоимости

Как выходит, что на стратегическом продукте наживается кто-то, кроме производителя? В стандартном бланке договора, который завод заключает с покупателями, есть пункт: «Цель использования: для собственного использования и/или потребления».Если так, то ситуация на рынке обретает дополнительную загадочность.

На торговых площадках полно «Чистых ручек». 30 рублей — пока рекорд. Найдете дороже — сообщите нам.

Вообще-то, почти сразу после начала производства геля стали твориться странности:

— Мне звонят: видели ваш гель в Минске уже по 20, по 30 рублей, — рассказывал и Казусенок. — Но так же нельзя, это не по-человечески! Не та ситуация, на которой надо делать деньги.

На самом деле, наверное, можно. К поведению некоторых коммерсантов не всегда применимо понятие «по-человечески». Там, где торговцы могут накрутить, они не видят причин не делать этого.

Тайна коммерсанта

Берем наугад один из читательских снимков. Этот сделан в популярной торговой сети. Звоним, чтобы узнать, как им удалось изготовить такой красивый ценник. Потому что бесит: кто-то будет втридорога продавать эти мои две бутылки, которые я с таким трудом наполнял!

— Цены зависят от поставки, — объясняют знающие люди в компании. — У нас поставка свежая. Это значит, что в ближайшее время такая цена будет у всех…

И зачем-то добавляют:

— Паники никакой нет.

— А цена-то откуда такая взялась?

— От поставщика. С таким же успехом можно спросить, почему маски выросли в три раза… За какую цену он нам продал, я, конечно, сказать не могу. И кто поставщик, сказать не могу: это все коммерческая тайна. Давайте не будем сеять панику. Пришлите запрос.

Все же будем сеять. Запрос мы послали, если придет ответ, напишем.

Что до упомянутой коммерческой тайны, то разгадать ее непросто: надо повернуть бутылку другим боком.

Звоним поставщику. Начальства нет, записали номер, пока так и не перезвонили.

Наверняка этим цифрам на фото есть научное объяснение. Совершенно очевидно, что и торговой сети, и посреднику товар уже продали по такой зверской цене какие-то изверги. Вот бы их найти.

Еще один открытый вопрос: где коммерсанты взяли товар, если на предприятии утверждают, что продают только непосредственным потребителям, не для перепродажи?

Возможно, скоро узнаем.

Тем временем

Министерство антимонопольного регулирования и торговли включило антисептики в список товаров, цена на которые будет регулироваться государством.


Дополнено: комментарий поставщика

Сегодня на связь с нами вышел Владимир Чумак, директор ООО «Боникс Авто Плюс», которое значится поставщиком геля в торговую сеть ProStore. Он рассказал, откуда вообще взялся этот товар и как формировалась цена на уровне поставщика:

— У нас был прямой договор с Бобруйском на несколько поставок. «Чистые ручки» мы нигде не перекупали, брали по цене производителя — это 7—20 за бутылку с учетом НДС. Последнюю партию брали, если не ошибаюсь, 31 марта. И, кстати, они больше не отпускают. Насколько я знаю, на этот счет есть какое-то распоряжение о первоочередном снабжении Могилевской области.

Собственно, этот товар у нас уже закончился, его сегодня нет. Не буду говорить о ценообразовании сетей, того же «Простора». Но в нашем случае мы применили стандартную наценку, такую же, как к любой автохимии или автокосметике. Я не могу разглашать чужую коммерческую тайну, но мы точно не умножали цену на два или на три.

Мойки высокого давления. Есть на складе

1300 Вт, 330 л/ч, максимальное рабочее давление: 74 Бар, максимальная температура на входе: 40 °C, длина шланга: 3 м
1700 Вт, 380 л/ч, максимальное рабочее давление: 90 Бар, максимальная температура на входе: 40 °C, длина шланга: 6 м
Выбор покупателей
1600 Вт, 380 л/ч, максимальное рабочее давление: 100 Бар, максимальная температура на входе: 40 °C, длина шланга: 6 м

Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Самые оперативные новости о пандемии и не только в новом сообществе Onliner в Viber. Подключайтесь

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by