21 036
131
28 марта 2020 в 12:00
Источник: Татьяна Орлова

Топ-5 самых харизматичных мужчин белорусского театра

Когда пишут про актеров, которые находятся на пике внимания, употребляют фразу: «Он может сыграть все». Это означает — образы комедийные, трагические, фарсовые, близкие к клоунаде или углубленные в человеческий характер. Кому-то это действительно удается, а кто-то знает свои сильные и слабые стороны. Предпочитает выбирать и от чего-то отказываться. Татьяна Орлова рассказывает про самых харизматичных мужчин белорусского театра. 

Те артисты, которых я выбрала для этой статьи, могут играть абсолютно разные роли, никогда ни от чего не отказываются и используются театром как социальные герои. Что это такое? Они отличаются мужественностью, храбростью, готовы на самопожертвование, не идут на компромисс со своей совестью. В Советском Союзе им даже давали звание Героя Социалистического Труда. Напомню их имена — Николай Крючков, Алексей Баталов, Игорь Ильинский, Вячеслав Тихонов, Олег Ефремов, Юрий Никулин. Их всех знают по кино. Они имели серьезные льготы вплоть до компенсации расходов на автомобильное топливо, не говоря уж о «коммуналке». Одним словом, востребованные актеры в театре и кино. Сегодня это иногда называют более современно — медийный артист.

По театральным правилам у них должен быть высокий рост, статная фигура, правильные черты лица, музыкальные способности, умение петь и танцевать. Словом, яркая мужская харизма.

Против исторически закрепленных театральных амплуа героев выступали К. Станиславский и Михаил Чехов (а что ему было делать, если он маленький, некрасивый и очень талантливый артист, который хотел играть Гамлета?).

Итак, социальный герой в театре — это модель поведения и социальный статус.

Познакомимся с нашими театральными героями поближе.

Личное пространство Игоря Сигова

Сейчас он заслуженный артист, обладатель множества наград, отшельник. Живет на хуторе в деревенском доме (обратите внимание: совсем недорогой особняк) с овчаркой по имени Арчи, приблудными котами, незначительным огородиком, дровяным отоплением, телевизором, книжками. Это его убежище. Есть хороший автомобиль. Без него никак. На нем в театр, на съемки, в другие города. Гулянок, друзей, внимательных женщин не наблюдается.

Лет десяток назад журнал «РиО» назвал Игоря Сигова секс-символом номер один театрального мира Минска. Он и сегодня, разменяв 50-летие, красив, строен, заманчив для женских глаз. Его хорошо знают по работам в кино ― больше 120 ролей и три фильма пока в производстве. Убедителен в ролях надежных мужчин, возлюбленных, военачальников. Очень убедителен, когда надо оборонять рубежи, воевать и побеждать. Ему нравится то поколение. Он и сам служил в армии. Знает, что такое нервы в кулаке. Из лучших его работ фильмы «Бессмертный гарнизон», «Днепровский рубеж», «Следы апостолов», «Одинокий остров», «Рыжик», «Черный пес», «Ой, ма-моч-ки», «Озеро радости», «Следы на воде», «Государственная граница», «Потому что люблю», «Ментовские войны» и множество других. За маленький семнадцатиминутный фильм «Двери» был приглашен в Голливуд на церемонию вручения премии «Оскар». Победила совсем другая картина. Наш молодой мачо все равно прошелся по красной ковровой дорожке, занял место в зале среди мировых знаменитостей и поднял бокал на фуршете.

Приглашение в Лос-Анджелес свалилось как снег на голову. Игорь Сигов не выезжал со своим театром дальше Европы. Да и то радости повидать свет были сопряжены с тряской и ночевками в автобусе, суточными, которых хватит на сдержанный завтрак, и спешной пробежкой по незнакомым городам. И вот нате вам, Америка. Слегка привыкнуть к английской речи, в срочном порядке взять уроки этикета, почувствовать себя представителем страны, о которой там слыхом не слыхивали. Для коренного белоруса, если бы он не был артистом, это нервотрепка на целый год. Игорь Сигов — хороший артист, и воспринял факт как очередную роль. Его сдержанная манера, актерский темперамент, подкупающая искренность и прекрасная внешность стали той изюминкой, которая позволила экспертам номинировать картину на высшую премию в области кино. Нашего артиста там, в Голливуде, заметили.

О работе Игоря Сигова в кино много написано. Все-таки он прежде всего театральный актер. На театральной сцене разворачивается его творческая жизнь. Он дважды поступал учиться «на актера» и дважды его не приняли. Третья попытка была случайной. Зашел из любопытства в наш тогда еще театрально-художественный институт. Попался на глаза члену приемной комиссии Валерию Мазынскому. Тот решил — абитуриент. Пригласил: почитай что-нибудь. Из аудитории Сигов вышел студентом, а позже попал к Мазынскому в Республиканский театр белорусской драматургии и задержался там на целых 20 лет. На нем фактически держался весь репертуар, и зрители ходили «на Сигова».

Одной из самых ярких его работ стало участие в спектакле «Последняя пастораль». Там трое героев без имен — Он, Она и Третий. Любовь, дружба, Война, апокалипсис. Мистерия. Метафоры. Почти отсутствие текста. Хотя в основе талантливая повесть Алеся Адамовича. Но пусть об этом расскажет сам автор. Вот строки из интервью с ним.

— Начал писать я эту повесть в Америке, сидя на 67-й стрит, где в здании ООН располагается и белорусская миссия. Почему начал писать именно там, хотя задумал повесть раньше? Ежедневно я ходил в ООН, видел практически все человечество, представленное делегациями своих государств. Видел табло, которое отражало желтыми и зелеными огоньками страсти политические, игры дипломатические. Иногда отражало ум, порой глупость. Одновременно видел и мелкие страсти, которые поражали меня, человека нового, неизощренного в дипломатии. Сижу рядом с представителем малой, бедной страны, потом иду выступать от имени Белоруссии.

Почувствовав все это, понаблюдав, задумал повесть, где хотел показать, что апокалипсис уже случился и что это значит. И тут встал вопрос: я должен напугать или идти от обратного и показать, что человечество потеряет? А потеряет человечество родовую жизнь свою, каждый потеряет тот путь, который предопределен человеку: горести и радости, утраты и обретения. Выбрал второе решение — потерю того самого-самого, чем человек обладает. А он не придумал ничего прекраснее любви. Тут и возник соблазн обратиться к жанру пасторали. Классическая форма. Задумался, как проявилась бы эта тема в послеядерное время. Что значит любовь на клочке земли, где чудом сохранилась капля жизни? Это пересечение сознаний последних существ в их последние мгновения. А потом все исчезает, как исчезает, если случится самое страшное. Мне важно было через самые понятные чувства — любовь, ненависть, ревность, страсти человеческие — смоделировать общественную ситуацию, идейную и политическую, которая может привести к гибели человечества. Мне хотелось смоделировать через человеческие страсти ситуацию, в которой находится современный мир с различными идеологиями, с разными системами и с полной убежденностью каждого, что ты прав, а неправота на стороне другого.

По задумке режиссера Николая Динова это было осуществлено как некий ритуал в просторно-временном измерении, спортивное и хореографическое перемещение по вертикальной стене. Вот где пригодилась прекрасная физическая подготовка Сигова. Страсть к каскадерскому искусству, бег, прыжки в высоту и длину, желание в кино все трюки делать самому без дублера. Этот спектакль получил Гран-при на первом фестивале белорусской драматургии в Бобруйске.

Визитной карточкой РТБД стал спектакль «Адвечная песня» — фольк-опера по поэме Янки Купалы, где Игорь поет. Сюжет с рождением, юностью, зрелостью, любовью и смертью — как рок. И опять Сигов — лидер спектакля.

Путь человека через Весну, Лето, Осень, Зиму. Круговорот человеческой жизни и природы. Через уникальные народные мотивы и обряды, соединенные с народной музыкой и современным стилем мышления.

Полный творческих планов Игорь Сигов осуществил свой авторский проект «Нямое каханне». В трудный момент труппа избрала его директором театра. И тут приглашение в НАДТ им. Горького на главную роль в спектакле «Бег» по Булгакову. Сдержанный и жесткий в своих театральных и кинематографических работах до «Бега» актер Сигов не смог раскрыть масштаб своей личности в классике. К тому же ему предстояло перейти с белорусского на русский язык и дебютировать под пристальной оценкой большой труппы горьковцев.

Многие исполнители роли Хлудова, в том числе и в известной киноверсии пьесы «Бег», подчеркивали психическое нездоровье этого персонажа. Сигов вместе с режиссером полностью отказываются от натуралистических проявлений больной психики. Жизнь потрепала его, но физической боли не ощущаешь. Наверное, он болен от бесцельности и бессмысленности того, что происходит. Выздоровление наступит, когда вернется на Родину с повинной. Говорят же, что зло — это потеря добра, порча, повреждение, ущерб. В том числе и человеческой психики.

Хлудов у Сигова как-то очень современен по образу мыслей, а еще покоряет своей человечностью.

С 2014 года он работает в Купаловском театре, но ролей такого уровня у него пока не было. Сигов красиво двигается, красиво танцует, красиво дерется, красиво поет. Он может быть сдержанным, флегматичным, зловещим, озорным. Если в театральном гардеробе артиста есть домотканая свитка, военный мундир, камзол и смокинг, значит, он может все. В один из самых плодовитых годов схватил сразу 7 кинопроектов и получил инфаркт. Теперь вы понимаете, почему актер предпочел уединиться в личном пространстве.

Обстоятельства жизни Евгения Ивковича

Критиками давно придуман набор характеристик, с помощью которых можно описать хорошего артиста. Это талант, мастерство, современное мышление, умение понять замысел режиссера и работать в команде. Но самое трудное в рамках этих характеристик разглядеть уникальность, своеобразие. Красота, трудоспособность, профессионализм есть у многих. Чем же он отличается от других?

Больше года я работаю рядом с этим артистом, пересмотрела его в спектаклях по несколько раз и все еще не разгадала его загадку. Высокий, стройный, подвижный. Очень заметный, но в силу характера скромный. Делает много, но никогда не выпячивается, предпочитая оставаться в тени.

Между тем его всегда замечали, отмечали добрым словом и наградами. На сегодняшний день это многочисленные дипломы, грамоты, нагрудные знаки, медаль Франциска Скорины и звание заслуженного артиста Республики Беларусь.

Все при нем: талант, харизма, органика, хорошая профессиональная подготовка. Герой-любовник. Острохарактерный артист. Интеллектуал. Объект пристального женского внимания. Одного не умеет: быть человеком без свойств ― сереньким, незаметным. При таких данных все норовят залезть в личную жизнь, раскрутить на скандальные подробности, уговорить рассказать анекдоты, наделать селфи и выложить в интернет. Вот она — дешевая популярность, которая может принести успех. А его здесь нет. Ему стыдно.

Мог бы при желании сыграть на простом происхождении, обычной семье, не знатных родителях. Сам вырос, выучился, поднялся из далекого полесского городка Столин до столичной известности. Ивкович себя никогда не пиарил.

Есть в актерской жизни одна непредсказуемая случайность. Надо, чтобы тип харизмы артиста совпал с запросами времени. Получишь звездную роль, сыграешь здорово, наутро проснешься знаменитым.

А если такая роль, пьеса, фильм, режиссер не подворачиваются? Что делать? Куда бежать? И надо ли суетиться?

Ивкович был готов соответствовать герою сегодняшнего времени, но соответствующие пьесы не попадали в репертуар театра. Его постоянно занимали в классике, но режиссеры были не самого лучшего качества. Его стойко определили в современную зарубежную пьесу на роли европейских мужчин ― опять что-то не складывалось. Даже поступить в хороший вуз к хорошему мастеру и учиться актерской профессии не удалось. С ходу, с первого раза.

Все пришло позже.

Знаете, что помогло? Обстоятельства жизни и движение к цели.

Руслан Чернецкий — супер

Так пишут поклонницы артиста НАДТ им. Горького в интернете. Еще постоянно задают вопросы о его личной жизни. Возможно, каждая мечтала бы в эту личную жизнь войти и остаться там навсегда. Для вздохов и объяснений в любви есть все основания.

Красивый тридцативосьмилетний артист имеет славянскую внешность, но смахивает на англосакса. Играет на гитаре, поет, отлично танцует. Играет в футбол, баскетбол, теннис, хорошо плавает и водит машину. А еще рост у него подходящий для книги рекордов Гиннесса в театральном пространстве Беларуси — 195 см. К актерской профессии пришел через спорт, армию, работу в охране, гитару и вокал в рок-группе Pride, игру в КВН. Пришел без специального образования — уж очень понравился режиссеру Борису Луценко. Тот понял, что такого парня нельзя упустить и сразу же стал давать ему роли, хотя нельзя утверждать, что все сразу пошло гладко.

Пришлось поступить в Академию искусств, учиться заочно, разрываться между мастер-классом Зои Белохвостик и желанием освоить режиссерскую профессию у Рида Талипова. Да еще продолжать играть спектакли в Русском театре, прокладывая путь к тому, что ты можешь делать лучше других. Режиссеры даже по-своему старались его завоевать, предлагая выигрышные роли в своих спектаклях. Конечно, на него сразу же «положила глаз» Валентина Еренькова. Поющий, танцующий, музыкально одаренный актер — находка для ее очень заводных спектаклей, таких как «Укрощение строптивой», «Валентинов день», «Лев зимой».

Борис Луценко, наоборот, хотел увести его от стихии игры, использования внешности, пластики, голоса к глубине чувств и серьезности мыслей. Так появилась у Руслана Чернецкого возрастная роль в «Визите старой дамы» и трагический «Эдип». Величественного и запутавшегося греческого царя Эдипа он играет и сегодня, правда, с другой партнершей. Здесь образ судьбы, что движется на человека как машина времени, гнет, ломает и уносит в невозвратное. Сегодня это самая серьезная и затратная роль артиста, которую он любит, бережет. В ней приоткрывает самого себя, такого, которого никто не знает, полного противоречий.

Роль важная, потому что актера все время уводит кино и телесериалы, где у Чернецкого очень похожие образы современных людей, часто второстепенные. Кажется, что актер только меняет адреса и партнерш. Остается самим собой. Со своей индивидуальностью, но без загадки. По разным подсчетам, Чернецкий засветился в 70, 80, 90 фильмах. Сам не подсчитывал. Мелькают те же, что у Сигова и Ивковича. «Снайпер», «Ой, ма-моч-ки». Сам лично выделяет «Кадет» и «На перепутье». Там большие серьезные роли, но главной и важной для себя в кино, возможно, еще не сыграл.

Лично я считаю своеобразным подвигом работу Руслана Чернецкого в спектакле Русского театра «Подводники». Этот спектакль Сергея Ковальчика о реальном герое-белорусе, подводнике был не понят нашими критиками и редко появляется в репертуаре. В образе сильного и прямолинейного Василя Мицкевича актер становится социальным героем, нашим современником, которому веришь и доверяешь.

Злые языки Голливуда говорят, что «героям» слабо удается искусство перевоплощения и «герои» толком играть не умеют. Это к герою театральной сцены и киноплощадки Руслану Чернецкому отношения не имеет. Он значительно расширил диапазон своих возможностей, обнаружив скрытые источники творчества.

Присмотритесь к супергерою Чернецкому внимательно. Список его героев не донжуанский, а рыцарский.

Свободный полет Андрея Новика

Полесский парень из маленького городка Столин, пожалуй, в своих талантах и увлечениях мало чем отличается от тех троих, про которых рассказано выше.

Учеба в Академии искусств, увлечение гитарой, танцем, автомобилем, футболом, баскетболом. Еще ездой на лошади. Отслужил в армии. Участвует в антрепризных проектах. Много съемок в кино в ролях второго плана. К сегодняшнему дню это 22 проекта. А еще рекламные проекты, связанные с МТС, velkom, Barista.

«Звездой» назвать рановато, хотя с публикой сложились дружеские отношения. Видный, улыбчивый, на вид очень надежный молодой мужчина. Работает без грима и внешнего перевоплощения. Играет своих современников. Понятно же, что культуру звезд создает кинематограф, а он там к своей звездной роли пока не дошел. Зато хорош в комедийных ролях. При очень солидном росте и плотной комплекции сыграл женскую роль в спектакле «Гендерные выкрутасы», которую обозвали фантастической комедией идиотских положений. Он там очень смешной и озорной. Вообще, Андрею Новику смелости не занимать. Он, тридцатилетний, уже сыграл деда Егора в спектакле «Мабыць». Испытал на себе «опасный квест по собственному сознанию». Именно так окрестили спектакль «Охота на себя» по «Утиной охоте» Александра Вампилова. Любой герой Новика всегда в центре бурлящей и вибрирующей жизни.

Тридцатилетний артист, ростом 185 см, русоволосый с неопределенного цвета глазами, бесстрашно бросается во все пластические проекты своего театра. Наравне со всеми выполняет сложные спортивные задачи в «Бетоне», названном визуальной поэзией, и в «Шлюбе з ветрам», где на основе народных песен проступает авторский взгляд на современную Беларусь. Здесь актеру пришлось много петь, и проступила модель поведения человека с белорусским менталитетом. Можно сказать, что из всех харизматичных героев Андрей Новик ― типичный белорус. Впервые он показал это в образе Сымона из «Раскиданного гнезда», потом в «Мабыць» ― документальном спектакле, потом в проекте «Гэтамы» по книге Андрея Горвата «Радзіва „Прудок“». Это своеобразный энергетический напиток для бодрости. Новик играет вместе с женой Дарьей и сборной компанией актеров, которые стали крепкой командой и уже побывали не только в регионах Беларуси, но и за ее пределами. В этом качестве его обязательно увидит национальное кино и зажжет звезду актера на нашем небосводе.

Бег с препятствиями Геннадия Горанского

Пока это самый закрытый для театрального мира человек. Моему убеждению, что Геннадий Горанский талантливый артист, прошу поверить под честное слово. Десять лет работает в театре для детей, много играет. Не заметить его на сцене просто нельзя. Когда огромный, гибкий, выразительный олень почти двухметрового роста скачет среди зайчиков, лягушек, букашек ― попробуйте его не заметить.

Между тем в открытых источниках сведений о нем почти нет. Рецензии на спектакли нашего ТЮЗа появляются очень редко. В них о творчестве отдельных актеров никто не пишет. Спектакли приходят и уходят. Взрослая публика ТЮЗа на игру актеров редко обращает внимание. Им бы справиться в зрительном зале со своими непоседами и порадоваться тому удовольствию, которое дети получили от спектакля.

У тюзовских артистов всегда особая, невыгодная с банальной точки зрения судьба. В чем-то и ограниченные возможности для самовыражения. Малышам и подросткам надо говорить о разумном, добром, вечном. А хочется, наверное… многого.

Сегодня у Горанского девять работ в кино. В основном эпизодические роли. Но раскрылась его музыкальная одаренность. Артист успешно сочиняет музыку, и она уже звучит в некоторых спектаклях. Геннадий человек очень ответственный, обязательный, трудолюбивый, не капризный.

Возможно, актерского мастерства на сегодняшний день ему не хватает. Фактически не работал с классическими текстами и разными интересными режиссерами. В прежние времена такие, как он, только в массовках выходили и к мастерам внимательно присматривались. Сегодня ситуация меняется. Никто не скажет: «Подожди, ты еще молод». У Геннадия Горанского все впереди.

туалетная вода (EdT), аромат мужской, ноты - цитрусовые/фруктовые/водные/пряные/древесные, 100 мл
туалетная вода (EdT), аромат мужской, ноты - цитрусовые/водные/древесные, 100 мл
туалетная вода (EdT), аромат мужской, ноты - цитрусовые/фруктовые/цветочные/древесные/мускусные, 50 мл

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей в одном месте

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Источник: Татьяна Орлова