Белорусы открыли авторский магазин с $2000 и верят в лучшее

24 марта 2020 в 13:00
Автор: Татьяна Ошуркевич. Фото: Анна Иванова

Белорусы открыли авторский магазин с $2000 и верят в лучшее

Автор: Татьяна Ошуркевич. Фото: Анна Иванова

Полгода назад у Андрея и Дарьи было только $2000 и желание открыть авторский магазин. «А почему бы и да?» — подумали они и рискнули. По словам предпринимателей, сейчас у них все хорошо: в числе клиентов есть очень благодарные, творческие и влиятельные. Но в любом удачливом кейсе есть одно но. Пока весь доход от продаж вкладывается в магазин, у самих Андрея и Дарьи нет зарплаты. Мы навестили их на рабочем месте и узнали, почему для них это не проблема, что делать, если боишься прогореть, и какой продукт нужен белорусскому покупателю.

Точка магазина Hmarachos находится в торговом центре «Московско-Венский». Пока пытаемся его найти, доходим до самого конца ряда и видим Андрея. Это ему принадлежит идея открыть авторский магазин.

— Вас клиенты долго ищут?

— Да без проблем находят, у нас уже есть постоянные, — улыбается мужчина и рассказывает о своих покупателях. — Они достаточно взрослые и требовательные. Им в среднем 25 лет, они смотрят за качеством и считают свои деньги, в основном приходят к нам после работы.

Подтверждением этому служит магазин: пока он пустует, как и весь торговый центр в целом.

— Есть смысл заезжать в Dana Mall и Galleria, но там аренда дикая по цене. Да и нас туда даже с горами денег не пустят: во многих торговых центрах есть отбор, — объясняет Андрей выбор местоположения и проводит нас внутрь.

За кассой стоит девушка, улыбается и присоединяется к разговору. Это Дарья, она художница, и все принты, которые вы увидите на фотографиях, вышли из-под ее рук.

— У меня давно была идея создать авторский магазин. Принты должны были быть интересными и уникальными, а не украденными из интернета, — объясняет свое решение Андрей. — Я хотел, чтобы у товаров была общая мысль. Договорился работать с человеком, но так получилось, что с ним мы не сошлись в видении. В это время я познакомился с Дашей в Instagram. Увидел ее работы с Дартом Вейдером и «Дзеўка, ты проста буська». Кстати, последний принт сейчас самый топчик по продажам. Предложил ей, мол, давай делать вместе. Сказал, что у нас будет не все так предсказуемо, как в масс-маркете, без лица. И она ответила: «Круто, давай». Так все и пошло. Мне кажется, у нас сейчас просматривается стиль, он больше ни на что не похож.

До того как начать свое дело, Дарья и Андрей занимались разными вещами. Андрей был совладельцем рок-магазина «Бастион», а Дарья работала фотографом-дизайнером.

— Потом я ушла в декрет, — рассказывает она. — Чтобы не двинуться «кукухой», начала рисовать и выкладывать в интернет работы. Пошла волна отзывов с репостами, я поняла, что с этим надо что-то делать. Так я и начала искать себя.

Андрей говорит, их цели совпали: оба хотели создавать что-то интересное и новое.

— В том же «Бастионе» все уже делали за тебя. Мне просто нужно было найти товар либо обложку альбома на футболку. Вот пример: есть сто групп, которые будут продаваться всегда. И тебе ничего придумывать не надо. Здесь же подход другой: это ты должен предложить покупателю что-то интересное.

Ребята говорят, доход, который им приносила предыдущая занятость, кардинально отличается от сегодняшнего. А вот точную сумму назвать отказываются.

— Скажем так: в «Бастионе» я получал зарплату, и все было хорошо. Здесь же мы деньги себе в карман не берем, зарплаты у нас нет.

Вся эта история с магазином начиналась с $2000. Собранная сумма — результат поисков средств по собственным карманам и помощи родственников.

— В кредит мы лезть не хотели: авторская тема — это всегда сложный процесс, нет никаких гарантий, что тебя поймут. Мы прикинули: в принципе, на такое небольшое помещение суммы должно хватить. У нас сложился план: продаем первую футболку, получаем 30 рублей выручки — и бросаем на рекламу. Так и делали. Затем продали еще две футболки — купили кружки. Оказалось, спрос на авторское есть. Так и работали, теперь сюда не стыдно зайти.

— Как вы рискнули что-то открыть с таким стартовым капиталом?

— Мы начинали просто безбашенно, — соглашается Андрей. — Знаю, что те, кто открывает магазин, еще откладывают деньги на аренду на два-три месяца. У нас этого не было. Мы просто решились — и будь что будет. Сейчас смотришь назад и думаешь: как это дико было… Ну а если бы никто не пришел? Мы как-то просто верили, что люди захотят видеть нашу искренность.

— Все сразу пошло легко?

— Нет, конечно. Работаешь, веришь, но мысли «А что, если?..» проскакивают. Бывало, все шло туго. Просыпаешься, думаешь, а хватит ли тебе на аренду? Где деньги брать, если что? Я себя не успокаивал. Просыпался, садился в машину и ехал на работу. Заметил такую фишку: когда ты эмоционально выгораешь, дела начинают потихоньку идти хуже. От этого ты меньше работаешь, страдает бизнес. А когда ты постоянно вкалываешь по графику с восьми утра до 65 лет, это дает какие-то результаты.

С июня критических моментов в принципе не было. Были месяцы, когда все шло просто супер. А было, работали впритык, но стойко выходили из ситуации.

Предприниматели признаются, что отслеживать тренды им помогают покупатели. Не так давно те подсказали, что в обществе появился запрос на что-то более простое. Андрей и Дарья такое не любят, так что пришлось выкручиваться.

— Мы придумали минимальные изменения — добавили надписи на обычные бокалы и не прогадали. Потом к нам пришли покупатели, сказали, что идея крутая, надо бы добавить такое и на пивные стаканы. Оказалось, парням это надо. Так что да, нам с клиентами просто капец как повезло.

Андрей говорит, одна из причин прироста лояльной аудитории — открытость и работа не ради денег.

— У нас есть такие проекты, — отвечает он на наши сомнения. — История с «Табакеркой» — отсюда. Я прочитал очередную статью на эту тему на Onliner, у меня такая волна гнева поднялась! Написал Даше. Все, наутро у нас уже был принт. Взыграло какое-то желание справедливости. Конечно, мы маленькие и никому не нужны, но надеялись, вдруг другие потянутся.

— Получилось?

— Не очень. Художники не откликнулись. Эти футболки у нас заказали 50 человек, многие не забрали, но люди приходили и говорили: «Спасибо, что вы все это сделали». Вот поэтому нас пока и не парит, что мы не зарабатываем кучу денег и не ездим на крутых тачках.

В общем, создать душевное место Андрею и Дарье удалось. Настаиваем на своем: что по расходам?

Аренда в «Московско-Венском», по меркам Минска, недорогая: говорит, платит €15 за «квадрат». В месяц выходит 700 рублей, вместе с «коммуналкой» получается около 900. Остальные расходы забирает реклама в Instagram — около $100 в месяц — и мелкие затраты.

— Самое прекрасное, что мы не думаем, через сколько начнем зарабатывать на себя. У нас нет графика, мы не настаиваем, что через год точно должны получать по 500. Просто знаем, что нам нужно продолжать рисовать и развиваться.

— А на что вы тогда живете?

— Я сдаю квартиру в Слуцке, — говорит Андрей. — Иногда бывает подработка: помогаю людям по сайту.

— А я во втором декрете, — улыбается Дарья. — Мы могли бы сейчас уже что-то забирать, но пускаем деньги на развитие. Вот стеночку красивую сделали, вложили 500 рублей.

Предприниматели говорят, сейчас у них нет страха, что деньги улетят в трубу: у магазина есть сформировавшаяся аудитория покупателей, продукцию заказывают со всей Беларуси и России.

— Совсем спокойно мы работаем с декабря. Конечно, в последние месяцы года проскакивали сомнительные мысли, когда что-то не получалось. Но тогда у нас было много организационных моментов, раскрутка, остальная накладка. Каждый раз, когда начинали переживать, садились что-то придумывать и оптимизировать работу. Мы очень много рисуем и запускаем много новинок. Но чтобы обезопасить себя, ввели на сайте предзаказ. Средний ценник на нашу продукцию — 35 рублей.

— Ваш бизнес можно назвать успешным, как считаете сами?

— Если судить финансово, наверное, нет. Но мы нашли идею и делаем ее по-своему, не обращая внимания на тренды. У нас есть покупатели и классные отзывы. В этом смысле мы успешны, — говорит Андрей.

— Давайте честно: конкуренции не боитесь?

— Я думаю, мы выделяемся по нескольким пунктам, так что ответ нет. До нашего появления белорусский язык на футболках носил политический или исторический контекст. А нам кажется, что белорус сейчас хочет другого. У нас считается, что белорусский обязательно должен быть привязан к этим темам, потому он настолько слаб в нашей стране. Нет такого продвижения, которое будет понятно молодым. И мы решили что-то с этим делать. К тому же в обществе есть запрос на юмор. Люди хотят улыбаться: они, может, и ходят угрюмые, но счастье нужно всем. Вот к этому мы стремимся и за этим к нам приходят.

Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by