«У наших людей либо „мы все умрем“, либо „никакого коронавируса нет“». Фельдшер минской скорой о том, как сохраняет оптимизм

 
19 марта 2020 в 9:54
Автор: Никита Мелкозеров
Автор: Никита Мелкозеров

У Насти уникальная ситуация. Иногда она немножко бьет людей, но по большей части их лечит. В том смысле, что девушка — член национальной сборной страны по тайскому боксу и по основной профессии фельдшер скорой помощи, который выезжает на вызовы самостоятельно. Это на небе только и разговоров, что о море, а на земле (ее белорусской части) — только о коронавирусе и его последствиях. Настя старается фильтровать панику и информационный бред, ретранслировать спокойствие и оптимизм по жизни и через «инсту». Поговорили о ее и до того тяжелой работе, отреспектовали врачам. Танец крабика, который спал два часа, прилагается.

— Когда стали множиться все эти новости про коронавирус в мире, я примерно понимала, что произойдет в Минске, если он все-таки придет сюда. Ожидания оправдались.

Настя говорит, что паника, понятно, бывает разной.

— Плохо, когда люди пересылают другу другу сообщения якобы от знакомых врачей и потом запираются чуть не в подвалах. Плохо, когда люди косо смотрят на других прохожих, если они не в масках. Плохо, когда люди истерят и скупают всю туалетную бумагу в городе. Просто должна быть настороженность и соблюдение хотя мы минимальных норм гигиены.

Коронавирус повлиял на мироощущение многих жителей нашей страны — и медики, конечно, ощущают это на себе. Хотя Настя отмечает, что все достаточно привычно.

— Знаете, меня ничего не удивляет. Ну вот недавно человек в четыре утра требовал у меня сделать ему анализ на коронавирус, просто потому, что чихнул. У нас публика порой сложная, так что появляется милиция. Ребята рассказывали, как еще до обнаружения первого зараженного в стране люди набирали 102 и жаловались: «В подъезде живут китайцы, вывезите их куда-нибудь». Подобное поведение — уже норма для некоторой прослойки нашего населения. А для меня — часть работы.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Ася Махно (@asjamahno)

От меня и до коронавируса требовали непонятных действий в непонятное время суток. Было такое, что в пять утра вызывали милицию на нашу бригаду. Я спокойно к этому отношусь. Просто сейчас основная тема — коронавирус, а раньше были другие.

Раньше меня пытались завернуть в пакет от «Евроопта», потому что лень мыть полы потом. А теперь — потому что боятся коронавируса. Ну да, серьезно. Мы заходим в квартиру, мне дают пакет и говорят: «Надевайте». Я не уточняла, куда мне его надо надеть. Предположу, что на ноги. Можно на голову, если людям от этого спокойнее будет. Но я не надеваю и фельдшерам своим не позволяю этого делать. Потому что травмоопасно и странно как минимум.

В квартирах побогаче бывают бахилы. Но в основном пакеты. Раньше говорили: «Вы же по бомжатникам ходите! Принесли мне все это домой». Теперь слышу много всего про коронавирус. Знаете, я считаю, если человек был немного глуповат до, то с появлением COVID-19 в стране умнее не станет.

Фельдшер рассказывает, что при этом, конечно, есть люди, которые очень аккуратно спрашивают о ситуации.

— И это нормально. Желание обезопасить себя и свою семью — окей. И учитывая нынешний поток информации, неудивительно, что люди боятся. Они просто не понимают, с чем имеют дело.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Ася Махно (@asjamahno)

Судя по Настиным соцсетям, можно понять, что в гардеробе работников скорой стали чаще появляться защитные костюмы.

— Сейчас диспетчеры стараются опрашивать звонящих. И если есть какое-то подозрение, мы обязательно надеваем костюм и выезжаем на место уже в нем. Вообще, костюм всегда находился в укладке. Потому что есть особо опасные инфекции, с которыми мы все равно сталкиваемся непосредственно в работе. Сейчас костюмы используются часто. Некоторые сотрудники скорой никогда раньше их не видели. Не было повода. Ну вот посмотрели.

В костюме невозможно дышать. Мне не нравится, что очки запотевают. Ничего не вижу. Сидеть так три часа, пока я перевожу каких-нибудь контактных, сложно. Потом приезжаешь на обработку и снимаешь это все.

Не могу сказать, будто у меня стало больше опасений. Если раньше заходила в квартиру и узнавала, что там туберкулез БК+, то, понятно, не ложилась на постель и не начинала плакать. Ну туберкулез, ну работаем. Я смеялась с такими пациентами: «Встретимся с вами в больнице, займу соседнюю палату и буду докучать полжизни, потому что вы мне с самого начала не признались». Я работаю со многими инфекциями. И сейчас, когда пришел коронавирус, не могу сказать, что мне стало сложнее или легче. Однозначно, паники нет. Это главное. Есть настороженность. Есть повод лишний раз напомнить себе, что пальцами в глаза лезть не стоит, что надо руки помыть лишний раз, что лишний раз надо обработать.

Фельдшер отмечает, что да — по количеству вызовов стало больше. Но в плане нагрузки на отдельную бригаду она осталась такой же.

— Приезжаем-уезжаем. Десять минут обеда за сутки — это все, что мы можем себе на станции позволить. В последнее время нам воообще было тяжело. Даже без коронавируса. Теперь звонят по любому поводу. Очень часто мы за сутки вообще не ложимся. Полусидя что-то пытаемся делать. Вызовы постоянно поступают.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Ася Махно (@asjamahno)

Прибавилось ли у меня уважения к коллегам в последнее время? И до того его хватало. Знаете, я ночами зубрила, работая в БСМП санитаром, порой вообще не ложилась спать, чтобы переучиться для работы в скорой помощи. Потому что мне люди из бригад казались спасателями Малибу, только не в красных купальниках, а в красных костюмах. И я мечтала об этом, думала: «Врачи — они же такие классные, они же людей спасают».

Кто бы мне тогда сказал, что я буду каптоприл (лекарство для понижения давления) выдавать на вызовах и котиков лечить. Да, давление — вечером самый частый вызов. Я могу восемь раз подряд на такое съездить. Люди не хотят принимать лекарство, просят, чтобы мы сняли им давление. У кого-то горло болит, у кого-то першение, у кого-то «вы знаете, у меня гастрит, мне что-то вот здесь печет», у кого-то месячные. Люди считают это поводом для вызова скорой.

В общем, когда я мечтала о скорой, то ничего этого не знала. Но мне всегда казалось, что врачи очень классные, и я всегда хотела быть такой же. Не знаю, получается или нет, но четко могу сказать, что мы в скорой все самоотверженные.

Посмотреть эту публикацию в Instagram

Публикация от Ася Махно (@asjamahno)

Настя дает простые советы по сохранению здоровья. Мол, надо больше себя любить, больше спать, мыть руки и не паниковать.

— Все мероприятия должны быть такими же, как и при любой другой эпидемии любого другого вируса. Хотя наших людей вообще очень сложно заставить мыть руки, не плевать на улице и не кашлять тебе в лицо. Да, у меня куча пациентов, которым ты десять раз говоришь, чтобы они отворачивались. Правда, без толку. А когда делаешь замечание, они обижаются.

Такие мелочи, как лишний раз помыть руки, лишний раз прикрыть рот, когда кашляешь, лишний раз отказаться от посещения общественного места, не требуют много усилий. Но многие люди не хотят это слышать. У нас либо «мы все умрем» и обязательно поиск виноватых. Либо «никакого вируса нет, это все придумано, я буду делать все, что хочу». Две крайности.

В общем, никаких волшебных специфических мер в нынешней ситуации нет, лекарств пока, к сожалению, тоже нет. Никакой вертолет не пролетит над Малиновкой и не распылит антисептик. Так что надо вести себя точно так же, как и во время эпидемии гриппа, заботясь о себе.

Читайте также:

Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!