Самое время послушать, что происходило в белорусской музыке в начале этого года. Предлагаем заценить красивейший альбом группы Teleport, отличную переработку аутентичных песен с Полесья, покритиковать новый полноформатник Тимы Белорусских и погрузиться в удивительный сольник Егора Забелова. Эти и другие релизы — в нашем традиционном обзоре.
Группа Teleport на белорусской сцене всегда была как-то в тени. Это связано со многими факторами, не последний из которых — активность самих музыкантов. При этом студийный материал, который делает группа, заслуживает внимания. Альбом Padvojnasć (второй полноформатник Teleport) на лейбле Paliklinika, презентованный в пятницу 28 февраля, остался почти не замеченным: его не обсуждали в тусовке, не писали кучу рецензий и не цитировали в Facebook. Хотя это один из лучших альбомов, выпущенных в Беларуси с начала года. Музыканты группы — талантливые сочинители и аранжировщики, которые работают со сложной стилистикой и делают при этом достаточно простую для восприятия музыку. Сочные, разнообразные гитары, цепкие мелодии, образные тексты — пожалуй, во всем материале чужеродными выглядят только две англоязычные композиции, которые оказались в альбоме по понятным причинам, но при этом разрушают его целостность. Но это мелочи: если вдруг вам нечем заняться дома, то это отличная запись, которая минут на сорок выключит вас из реальности.
Егор Забелов — один из самых гастролирующих за границей белорусских музыкантов, который при этом дает концерты в Минске достаточно редко. Талантливый и эмоциональный аккордеонист без музыки, кажется, существовать не может и обрушивает на внимательного слушателя столько экспрессии, что впечатлений после концерта должно хватить еще на полгода вперед (а это и есть примерная периодичность, с которой Егор играет в Минске). Его сольный альбом Niti записывался в Париже на студии украинца Юрия Хусточки, одного из создателей группы «Океан Ельзи», который сейчас известен как талантливый саунд-продюсер. Главное — не пытайтесь слушать этот альбом через динамики своего ноутбуку или в наушниках за $10. Доставьте себе удовольствие и пропустите запись через хорошую аппаратуру — оцените всю гамму эмоций, которую вложил Забелов в этот материал, постукивания и пришепетывания старенького аккордеона, который на время записи будто бы превратился в продолжение музыканта.
Группа Super Besse первой вывезла за пределы Беларуси отечественный колдвейв и показала его в Европе и Азии. Сейчас музыканты живут на две страны, и как минимум один из участников дуэта большую часть своего времени проводит в Берлине. Это коренным образом сказалось на музыке, которую сейчас делает Super Besse: в ней стало ощутимо больше экспериментов с электронным звучанием и в первую очередь берлинским техно. Получается достаточно экзотическая смесь перестроечной эстетики и постпанкового содержания и немецкой электроники. От Super Besse времен дебютного альбома здесь осталось только общее настроение записи: музыканты проделали большой путь к самодостаточному и интересному звучанию.
Лера Яскевич в марте выпустила очередной релиз — альбом под названием «Музыка из кармана». Сосчитать точное количество альбомов, которое успела смастерить девушка, получится только у крепких знатоков ее творчества. Это разной степени удачности песни-зарисовки про разнополые отношения и связанные с этим переживания, и здесь речь скорее идет о количестве, нежели о качестве. Над альбомом «Музыка из кармана» вместе с Лерой работали отличные музыканты из группы «Союз», и это, пожалуй, главное достоинство записи, потому что песни, которые поет Лера, по-прежнему напоминают наброски — программные пьесы с достаточно схематичной лирикой. Нельзя сказать, что это плохо: это вполне себе приличные композиции, которые хорошо вписываются в исполнительскую манеру Яскевич. Но всем этим песням категорически не хватает жизни и харизмы, потому что после них не остается ничего, кроме звенящей пустоты.
Коллектив Vuraj долго и упорно занимается благородным, но не всегда благодарным делом: тщательной реконструкцией и переосмыслением белорусской традиции. В мае прошлого года музыканты отправились в короткую экспедицию по Полесью и привезли из нее несколько аутентичных народных песен, исполненных местными жителями. Пружаны, Дрогичин — в деревнях этих регионов еще остались люди, которые поют песни так, что дух захватывает. После музыканты Vuraj попытались переосмыслить этот материал и на его основе создали уже авторские композиции: чтобы было понятно, какую работу проделала группа, в этом мини-альбоме есть оригиналы композиций. И они, и уже переработанные песни звучат очень мощно: музыканты проделали большую и кропотливую работу для того, чтобы по дороге к слушателю все эти песни не потеряли всю свою вековую магию и глубокий смысл.
Первый альбом Тимы Белорусских был настолько карикатурным и уморительным, что вдруг оказался всенародно любимым: прилипчивая «Витаминка» сквозь все преграды карабкалась к барабанным перепонкам ничего не подозревающего человека и потом уже вместе со всем своим нехитрым скарбом перебиралась в голову надолго. Парадоксальная тяга к простой, как валенки, и бесхитростной, как игра белорусской сборной по футболу, поп-музыке обескураживала. Но оказалось, что хитрость своя в этом лоуфайном сумасшествии была, потому что новый альбом Тимы Белорусских с неожиданным реверсом «Моя кассета — твой первый диск» прошел настолько мимо ушей, что барабанные перепонки даже успели немного раскукожиться обратно. Вся обывательская магия первого альбома Тимофея вдруг испарилась и превратилась в старательно отфотошопленную субстанцию, в которой можно увязнуть от липкого чувства бессмысленности происходящего.
Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей в одном месте
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!