Уже вчера вечером на редакционную почту стали приходить письма от читателей. Люди пишут, что попытались вчера и сегодня снять доллары в банкоматах, но хватило не всем. Некоторые звонили в банки и пытались снять валютную наличку со счета, но в ряде банков она доступна по предзаказу, а в некоторых идет технический сбой. Onliner отправился в обменники и банкоматы, чтобы своими глазами увидеть ситуацию.
«В „Приорбанке“ возле метро „Пушкинская“ в 18:00 не было долларов на продажу. Кассир с улыбкой сообщила, что уже несколько часов как все раскупили», — вчера поздно вечером написал нам читатель.
«Пришлось объездить несколько отделений „Приорбанка“, валюты не было ни в одном из них. В одном из банкоматов только удалось снять необходимую сумму», — сообщил нам Алексей.
Ближе к полуночи пришло сообщение от минчанки Евгении. Вместе с мужем они обошли 7 банкоматов в своем районе и только в восьмом смогли снять доллары.
— Мы были в «Идея Банке» на улице Змитрока Бядули, потом в двух банкоматах «Альфа-Банка» на улицах Сурганова и Платонова, в «Дабрабыте» на Независимости и улице Сурганова, «БелВЭБ», «БСБ» там же. Везде было пусто, — говорит Евгения. — Единственный банкомат, где были доллары, — это «Идея Банк» на Сурганова. Там мы смогли снять доллары, но после этого за нами уже не смог снять никто.
Утром сообщения стали поступать дальше. «Приорбанк», «Альфа-Банк», «Паритетбанк», «Франсабанк» и другие банкоматы, раньше спокойно выдававшие доллары, теперь, по словам читателей, долларов не выдавали.
Мы отправились на разведку, чтобы проверить ситуацию. Возможно, перебои временные и с утра в банкоматы завезли достаточно налички. На часах 10:00, в руках карточка, а в душе — желание снять заветные $100 или хотя бы купить.
В ГУМе — два обменника: «Беларусбанка» и «Белинвестбанка». В первом доллары продают по 2,63, во втором — 2,6. В оба стоят по пару человек.
— Доллары есть, никаких проблем, — говорит кассир «Беларусбанка». Солидарна с ней и соседка из «Белинвеста». А вот в переходе в обменнике «Беларусбанка» доллары почти на исходе.
— У меня только $100, больше не продам, — вздыхает кассир. Курс здесь тоже пока 2,63.
В «БСБ Банке» на Немиге банкомат пытается выплюнуть карту, а затем уверенно говорит, что долларов нет.
— Их уже все сняли, ночью, наверное, — говорит консультант. Доллары здесь есть, но курс — 2,59. Беру $10 для проверки. Кассир говорит, что наличка есть и ее хватает.
Банкомат «Технобанка», что в торговом центре на Немиге, доллары не выдает.
Нет их и в банкомате «Альфа-Банка».
Отсутствует американская валюта также в «МТБанке», который находится в торговом центре «Метрополь».
А вот в обменнике «МТБ» доллары есть в свободном доступе.
— Приходите, всех обеспечим, — говорят в банке.
Возле банкомата «Белагропромбанка», что около офиса «Белавиа» на Немиге, женщина щелкает кнопками, расстраивается и в итоге снимает белорусские рубли.
— Я взяла кредит рублевый, чтобы людям отдать $1,5 тысячи. Из-за этого курса теперь где брать деньги, вот где? — волнуется она. — Не стойте сюда, в нем нет долларов, побежала искать дальше. Может, по старому курсу успею.
Банкомат «Приорбанка» через дорогу доллары не выдает в принципе. А в отделении купить американскую валюту за наличку нельзя. Курс тут, к слову, 2,59.
— У нас только по карточке, за наличку доллара нету, — объясняют в кассе. — Да, вот такая ситуация пока. Да, купить у нас можно только по карте.
К слову, в банкомате «Приорбанка» на проспекте Дзержинского долларов тоже нет.
В «БелВЭБ» на Мясникова грустно мигает банкомат. Валюты нет. Даже по 2,65.
— Уже раскупили все доллары, нет ничего, — говорят кассиры в обменнике.
Единственным обменником, в котором я смогла снять заветные $100, оказался «Беларускі народны банк». Успела по курсу 2,6.
Кроме перебоев с валютой в банкоматах, читатели сообщают и о проблемах с переводом денег с рублевых на валютные счета, а также со снятием налички со счетов.
Наш читатель Валерий сегодня в обед пытался купить доллары и перевести их на свой валютный счет в «Приорбанке», но не смог. Появилось вот такое сообщение: «В настоящее время выполнение операции невозможно, приносим свои извинения».
«Позвонил в банк, там сказали, что технический сбой, но когда я попытался с валютного счета перевести на рублевый, все прошло», — удивляется читатель.
Клиенты «Альфа-Банка», которые сейчас хотели снять валюту со счета, сообщают, что крупную сумму нужно заказывать за пять рабочих дней.
«Раньше можно было заказать крупную сумму до 11 утра и получить ее завтра. А сейчас по всем регионам одно и то же правило: любую сумму нужно заказывать за пять рабочих дней», — пишут читатели.
Как рассказал Onliner старший аналитик «Альпари» Вадим Иосуб, перебои с валютой в банкоматах могут быть связаны с закрытыми границами. Он объясняет: когда наличных долларов не хватает, белорусские банки заказывают наличность в США.
— Сейчас в связи с коронавирусом, карантином, с тем, что разные страны закрывают границы, скорее всего, возникла техническая проблема с доставкой валюты, — отмечает Вадим Иосуб. — Подчеркну, что это не та ситуация, которая была в 2011 году. Тогда нехватка валюты в обменниках и банкоматах была связана с административным курсообразованием. На искусственную поддержку курса потратили чуть ли не половину золотовалютных резервов. Сейчас курс искусственно не сдерживается, резервов — $8,8 млрд. Нельзя сказать, что безналичной валюты нет, ее в стране достаточно. Есть техническая проблема с наличной валютой. Дефицит долларовой ликвидности возникает и в других странах по той же причине: границы пока закрыты, и доставить ее сложно.
По словам Вадима Иосуба, поскольку доллар является мировой валютой, США обращают внимание на то, что с ним происходит в мире, и помогают с решением этих проблем.
— ФРС США решила организовать валютные СВОПы для мировых банков, грубо говоря, выделить для всех безналичные доллары, — объясняет Вадим Иосуб. По его словам, в этом случае есть вариант, что вскоре решится вопрос с нехваткой долларовой наличности в разных странах, в том числе и у нас.
— В настоящее время в связи с распространением эпидемии коронавируса и принимаемыми мерами по ограничению въезда иностранных граждан международные авиакомпании значительно сократили количество полетов, что существенно осложнило перемещение грузов между странами, — отмечается в сообщении Национального банка. — Ввиду этого в данный момент европейские банки и финансовые организации, предоставляющие услуги по продаже наличных долларов США на европейском рынке, испытывают трудности с доставкой валюты из Соединенных Штатов Америки. Это привело к дефициту наличных долларов США в странах региона на фоне увеличения спроса на них, обусловленного высокой волатильностью на мировых финансовых рынках.
В связи с этим в обменных пунктах и кассах банков может наблюдаться временная нехватка наличных долларов США. При этом отсутствуют ограничения по покупке/продаже долларов США в безналичной форме. Кроме того, в кассах банков в достаточном количестве находится иная иностранная валюта (например, евро).
В складывающихся условиях банковской системой страны будут предприниматься необходимые меры по обеспечению своевременного и качественного предоставления гражданам и субъектам хозяйствования всего комплекса банковских услуг.
— Cогласно обязательствам, прописанным в договоре о комплексном банковском обслуживании, клиенту необходимо заранее осуществлять заказ наличных, — отметили в банке. — Это можно сделать только через сотрудника банка (контакт-центр, чат, отделение). Заказ валюты через InSync, а также выдача валюты в банкоматах временно приостановлена.
Клиент сможет получить деньги на 5-й банковский день после заказа. Снятие денег с депозитов производится с расторжением депозита, а также с пересчетом процентов, согласно условиям договора. Отзывный вклад будет возвращен в течение 10 календарных дней со дня получения требования или заявления клиента. Безотзывный вклад будет возвращен в дату окончания договора.
— Пополнение банкоматов наличными деньгами осуществляется ежедневно с определенной периодичностью и очередностью, согласно действующему стандартному регламенту подкрепления, — отмечают в пресс-службе банка. — Поскольку существует очередность пополнения, возможны ситуации, когда наличность в банкомате уже отсутствует, а пополнение еще не произведено. В результате клиенты не могут снять наличные средства в банкомате.
В подобных ситуациях рекомендуем воспользоваться услугами касс в РКЦ, где операции с покупкой-продажей валюты для физических лиц осуществляются без ограничений. Пока банк не планирует изменять регламент и порядок подкрепления банкоматов.
«МТБанк» рекомендует клиентам соблюдать рекомендации ВОЗ и Министерства здравоохранения Республики Беларусь и максимально пользоваться безналичными платежами (расчеты банковскими картами) в качестве эффективной меры профилактики.
— «Приорбанк» работает в обычном режиме. Для наших клиентов нет никаких ограничений. Отсутствие валюты в банкомате, с которым можно было сегодня столкнуться, вероятно, связано с повышенным спросом на нее. К сожалению, сегодня из-за большого количества запросов в интернет-банке произошел сбой, который сейчас устраняется. Информация о восстановлении работы будет опубликована на сайте. Рекомендуем клиентам следить за нашими новостями, — заявили в пресс-службе банка.
Не смогли купить валюту, стояли долго в очереди в обменник, пришлось долго ждать выдачи денег в банке? Пишите на za@onliner.by.
Хроника коронавируса в Беларуси и мире. Все главные новости и статьи здесь
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!