Чума, голод, засуха. Историк про глобальные катастрофы

29 609
21 февраля 2020 в 8:00
Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Максим Малиновский, Александр Ружечка

Чума, голод, засуха. Историк про глобальные катастрофы

Автор: Андрей Гомыляев. Фото: Максим Малиновский, Александр Ружечка
Тревожная ситуация с коронавирусом, очевидные последствия глобального потепления сделали тему конца света очень популярной в последнее время. Причем ассоциируется она не столько с религиозными, сколько с вполне реальными, материальными угрозами — теми же болезнями или техногенными катастрофами. Главное, что объединяет все эти мрачные прогнозы, — утверждение: рано или поздно наступит точка невозврата, после чего человечество перестанет существовать в принципе или его жалкие остатки будут обречены на бессмысленное, мучительное и медленное вымирание. В общем, речь идет о конце, после которого за статус доминирующего вида посоперничают лягушки, мыши или тараканы, но уже не Homo sapiens.

В очередном выпуске «Неформата» мы, обращаясь к истории, попробуем выяснить, насколько вероятны подобные сценарии развития событий. Ведь не просто так говорят о том, что все новое — это хорошо забытое старое. Быть может, страшные болезни, засухи, заморозки, повышение или понижение уровня океана уже беспокоили человечество? И если да, почему с этими напастями удалось справиться так хорошо, что у цивилизации спустя столетия даже не болят шрамы? Давайте спросим об этом историка.

Кто это? 

Олег Иов — кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела археологии Средних веков и Нового времени Национальной академии наук Беларуси. Один из самых удачливых археологов Беларуси: за время раскопок нашел два «исчезнувших» города и несколько кладов.

Болезни. Как за 18 месяцев умерло 5% населения планеты

— Олег Вильгельмович, может ли некое воздействие извне так сильно повлиять на цивилизацию, что ее развитие или приостановится, или вообще завершится?

— Сводки с эпидемиологических фронтов, которые сегодня держат многих в напряжении, вызвали бы у наших давних предков лишь горькую усмешку. Статистика по тому же коронавирусу выглядит очень скромно на фоне некоторых других исторических событий.

Самой страшной (пугающей — именно в этом смысле слова) болезнью, которая уничтожала человечество, остается чума. Первые упоминания о ней можно встретить в V веке до н. э. у древнегреческого историка Фукидида, рассказавшего, как чума пришла в Афины во время Пелопоннесской войны. Тогда количество погибших оценивалось в 30 тысяч человек, от болезни умер в том числе и отец афинской демократии Перикл. Но это — цветочки на фоне того, что происходило в дальнейшем. В VI—VIII веках нашей эры бушевала Юстинианова чума, во время которой, по разным данным, в Европе погибли от 25 до 50 миллионов человек, а в Африке и Азии — в два раза больше. То есть за промежуток времени около двухсот лет волны чумы, прокатывавшиеся по планете, унесли жизни более 100 миллионов человек! Заметьте, что на этот раз пандемия носила не локальный, а международный характер, потому как уже были развиты коммуникации между странами. Родившись в дельте Нила, болезнь через Египет и Константинополь пришла в Европу и Азию.

Идем дальше. В XIV—XV веках в Европе свирепствует чума, которая получила название «Черная смерть». Она возникла в Китае и Индии, прошлась по всей Азии, Северной Африке и пришла в Европу. О масштабах трагедии можно понять хотя бы по такой статистике: жертвами этой чумы стали 90 процентов населения Лондона. Далеко от нас и не страшно? Тогда вот вам еще факты: в 1386 году в Смоленске в результате заражения этой чумой в живых осталось 5 (!) человек. Черная смерть добралась через весь континент до Гренландии! В Лондоне эпидемия пошла на убыль только после сильного пожара 1666 года: в огне сгорели основные переносчики чумы — блохи и крысы.

— А если говорить о более близком к нам времени?

— Действительно, далеко ходить не надо. Вспомните пандемию испанского гриппа, или испанки, которая стала, по некоторым оценкам, самой массовой за всю историю человечества. Только вдумайтесь: 100 лет назад, в 1918—1919 годах, всего за восемнадцать месяцев умерло до ста миллионов человек. На тот момент это было около 5% населения Земли. При этом переболело испанкой чуть менее трети человеческой популяции на планете! Мы говорим про эпоху, когда уже вовсю пользовались железной дорогой и электричеством.

Документы свидетельствуют, что, например, в Барселоне ежедневно умирало 1200 человек, существует трагическое свидетельство австралийского врача, который за час насчитал на одной улице 26 похоронных процессий.

Можно говорить и о более близких к нам (по времени и географически) эпидемиях, но многие из них до сих пор остаются закрытыми страницами истории. Например, я могу только предположить, что было множество жертв брюшного тифа, свирепствовавшего в Беларуси с 1944 по 1946 год. О том, что происходило, мне рассказывали родители: про переполненные больницы, множество умерших. Тифом тогда переболели и мой отец, и моя мать. Я вел раскопки в Калинковичах, где на месте больницы в послевоенные годы прошлого века держали бездомных детей. Там я наткнулся на захоронения молодых людей, причем похоронены они были без гробов: трупы просто засыпали землей. О масштабах захоронения я сказать не могу, мы исследовали лишь небольшую площадь больницы, но причиной этих смертей, по воспоминаниям местных жителей, стала именно эпидемия тифа.

Голод. 111 голодных лет за 4 века

— Часто можно услышать, что еще бо́льшую угрозу человеческой цивилизации периодически представлял голод. 

— Тут все просто и страшно. В Средние века несколько неурожайных лет, слишком жаркое или слишком холодное лето могли стать причиной миллионов смертей. И масштабы трагедии намного значительнее, чем вам кажется. Вот статистика по достаточно обеспеченной области Европы — Флоренции: с 1371 по 1791 годы она пережила 111 голодных лет. При этом сезоны, которые можно было считать чрезмерно урожайными, фиксировались за почти 400 лет всего 16 раз.

Добавим, что болезни и голод в первую очередь по вполне понятным причинам ударяют по бедным слоям населения. Более того, чаще всего рука об руку с голодом идут болезни (как результат понижения иммунитета), и наоборот, любая эпидемия может спровоцировать голод. К чему это приводит? Вы наверняка слышали о том, что Римская империя пала под натиском варваров. Но как считает ряд историков, более значимую роль в падении этой великой цивилизации сыграл как раз голод, продолжительное время истязавший многие провинции империи. Отсутствие продовольствия, высокая смертность повлекли за собой коллапс торговой и социальной системы, крепкая рука империи ощутимо ослабла, и только это позволило варварам сделать свое дело.

Природные катаклизмы. Полесье под водой

— Были ли в истории случаи, когда на формирование и развитие цивилизации повлияли природные катаклизмы?

— Тут, естественно, стоит вспомнить Атлантиду, которая якобы ушла под воду. Первые упоминания об этой исчезнувшей цивилизации встречаются в древнегреческой культуре. Уже в то время Атлантида считалась древней цивилизацией, существующей только в легендах. Понятное дело, мы должны понимать, что информация о ней может быть такой же искаженной, как, например, легенды о драконах, прообразом которых, возможно, были динозавры… В основе большинства легенд действительно лежит некое рациональное зерно, но сложно представить, насколько оно далеко от правды. Вероятно, существовала цивилизация, которую поглотила стихия. Ученые регулярно находят на дне морей и океанов остатки различных цивилизаций…

Чтобы не рассуждать абстрактно, давайте переместимся в Беларусь. Сегодня любой историк скажет вам, что в X—XI веках уровень воды на территории нашей страны был ощутимо ниже, чем в XII—XIII веках. В том же Полесье мощный культурный слой, датируемый бронзовым веком или X—XI веками, можно найти на дне рек и озер, а чаще — в поймах рек, которые разливаются сейчас по весне. Очевидно, при нынешнем уровне воды там никто не стал бы строиться. Это говорит о том, что колебания уровня океана происходят далеко не в первый раз, причем даже в столь незначительном для истории промежутке времени, как тысяча лет. Феномен глобального потепления, заставляющий сегодня молодых людей категорично заявлять, что человечество не доживет до конца столетия, я предположу, также случался уже не раз и к вымиранию вида, к счастью, не привел. Я уверен, что влияние человека на окружающую среду, которое регистрируется сейчас по всему миру, обязано внушать нам беспокойство, но это не должно перерастать в панику и истерию.

Все это уже было: увеличение влажности и засухи, похолодания и потепления, повышение и понижение уровня океана. 40 тысяч лет назад на месте, где сегодня находится Минск, стоял ледник. Но даже подобного рода потрясения не искоренили человечество, а лишь видоизменили его, повлияв на материальную культуру, определив направления миграции и т. д.

— Если представить, что ледниковый период повторится сейчас, что произойдет с современной цивилизацией? В большинстве фантастических фильмов, рассказывающих о жизни после конца света, человеческая цивилизация полностью погружена в хаос и анархию без шансов на спасение. Насколько эти предположения правдоподобны?

— Я предполагаю, что хаос существовал бы очень непродолжительное время, и то лишь в определенных, наиболее пораженных болезнью или техногенной катастрофой регионах. Представим ужасное: началась Третья мировая война, во время которой массово используется ядерное оружие. Допустим, в активные боевые действия вовлечены Европа, Азия и Америка. В результате чудовищного стечения обстоятельств в самых больших и влиятельных странах мира нашлись безумцы, которые приняли решение нажать на кнопку «Пуск». Ракеты полетели на большие города — никто не станет направлять их на пустыню, тайгу или малонаселенные острова в океане. При этом цивилизация в Африке, Австралии как была, так и останется. Она значительно видоизменится, защищаясь от неблагоприятных условий (они, вполне вероятно, распространятся по всей планете), но сохранится. Цивилизация может исчезнуть полностью только тогда, когда будут уничтожены все накопленные человечеством знания. Думаю, понятно, что сделать это в современном мире нереально.

Так что же будет после конца света?

— Но возможно предположить, что катастрофические обстоятельства затормозят развитие цивилизации, как это случалось уже неоднократно.

— А вот это — действительно рабочий сценарий, которому мы можем найти множество аналогов в истории человечества. Но даже если случится природный или техногенный катаклизм, если болезни выкосят девять десятых населения Земли, у нас останутся знания о том, как совершать полеты в космос, проводить высокотехнологичные операции на мозге, сохранятся наработки по созданию нейросетей. Другое дело, что придется ждать ренессанса, во время которого на эту информацию вновь обратят внимание и начнут развивать идеи дальше.

— Насколько долго может продлиться застой? Приведите аналоги из истории.

— Вспомните темное Средневековье — XIV—XV века. Чума, голод, забирающие миллионы жизней. Полный экономический, культурный и политический упадок. Подстегиваемый постоянным страхом смерти расцвет инквизиции и мракобесия. Носители знаний и новых идей не просто не востребованы — их жгут на кострах и пытают до смерти. Человечество какое-то время как бы ест само себя, но прогресс не остановить — рано или поздно наступает Ренессанс. В масштабах истории сроки не такие значительные — каких-то 100—200 лет. Важно понимать, что при существующем уровне средств коммуникаций, ресурсов и знаний процессы восстановления будут происходить на порядки быстрее.

— Вас пугают апокалиптические сценарии?

— Я уверен, история уже неоднократно доказывала, что человечество способно выжить и продолжить развиваться, проходя через самые страшные социальные и природные катаклизмы. Не думаю, что при современной медицине и информационной доступности возможен какой-то глобальный апокалиптический сценарий, связанный с болезнями или, например, голодом.

Но представим, что по неким иным причинам все же случится конец света, при котором планета останется пригодной для жизни. С большой долей вероятности я предположу, что через достаточно короткий (в масштабах глобального исторического контекста) промежуток времени это станет лишь небольшим эпизодом в истории развития нашей цивилизации. Настолько незначительным, что ему будут уделять несколько минут на одном уроке истории в средней школе, а невнимательный ученик, отвлекшись ненадолго, может так и не узнать о произошедшей когда-то великой трагедии до конца своей счастливой жизни. Как бы бессердечно это ни звучало, но с точки зрения тысячелетий и в масштабах планеты отдельные человеческие трагедии превращаются в малозаметную статистику.

Читайте также:

Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook и присылайте свои истории и размышления. Самые яркие из них могут стать темой для следующей колонки!

Наш канал в «Яндекс.Дзен»

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by