26 декабря 2019 в 16:30
Автор: Никита Мелкозеров. Фото: Максим Малиновский

Фуа-гра, хумус и салат с кедровыми орехами. «Белавиа» показала свое новое бортовое питание

Автор: Никита Мелкозеров. Фото: Максим Малиновский

В больших авиакомпаниях пассажирам предлагают авторское меню. Понятно, там работают шеф-повара. Говорят, в топе японцы из Nipon Airways и филиппинцы со своими Philippine Airlines. В прошлом году выделился кейтеринг, который обслуживает российскую «Аврору» (летает на краю света, базируясь в Южно-Сахалинске, Хабаровске и Владивостоке). У «Белавиа» шеф-повара пока нет, есть технолог кейтеринга национального аэропорта. Недавно отечественный перевозчик обновил меню (плановая акция происходит два раза в год) и разрешил на него посмотреть. Корреспонденты Onliner отправились в главную воздушную гавань страны фоткать еду.

Вид бортового питания определяет продолжительность полета. На «Белавиа» все примерно следующим образом:

  • До часа — только прохладительные напитки.
  • Около часа или час плюс — закуски (сладкие вроде зефира и легкие типа сэндвичей).
  • От полутора часов до трех — мясная нарезка, овощи, напитки.
  • Свыше трех часов — горячее питание.

Говорят, есть специальное питание: детское, вегетарианское, веганское, спортивное. Существует отдельный рацион по направлениям мусульманских стран — там нет свинины, на восточном направлении используется еще и хумус. Белорусского производства, кстати. Почти все продукты в наборе отечественные, кроме алкоголя и отдельных видов сыров для бизнес-класса. Среди поставщиков, к слову, хватает частников — сладкое из кафе Muffin Александра Петримана, кофе от ребят из Sorso.

Если вы летите на борту авиакомпании «Белавиа» из Минска, значит, питанием занимался кейтеринг национального аэропорта. Если чартерами из областных центров, местные рестораны. В регионах нет авиационных кейтерингов. К сотрудничеству по большей части приглашаются топовые заведения городов. Оттого, есть мнение, что есть на, допустим, гродненских рейсах вкуснее, чем на минских.

Руководитель службы бортпроводников Сергей Латушкин в ответ на все это улыбается и начинает рассказывать про поступающую в адрес компании критику:

— Слушайте, мы реагируем на запросы пассажиров, находимся в постоянной связи с партнерами. От себя скажу, что за последние годы кейтеринг национального аэропорта вырос над собой. Его работники усердно трудятся над качеством и внешним видом продукта. А без шероховатостей никогда не обходится.

— Будь у вас возможность сменить кейтеринг, сделали бы это?

— Нет. С этими людьми мы сейчас работаем с огромным удовольствием. Есть понимание, чего хочет компания, и понимание, куда двигаться дальше. И ребята из аэропорта развиваются. По сравнению даже с периодом двухлетней давности прогресс очень серьезный. Мы собираем фидбэк и все передаем им. Потому что обратная реакция есть с каждого рейса. Ситуации разные. Иногда благодарности приходят. Сегодня вот люди написали, мол, спасибо за роллини с брынзой и шпинатом на рейсе Минск — Будапешт, классная фишка, все вкусно, все круто, спасибо.

— А почему на Будапешт роллини, а на Москву сэндвичи?

— На каждое направление свой рацион.

— То есть если я летаю в Москву по работе, то полгода ем сэндвичи и устаю от них?

— В принципе, мы можем рассмотреть возможность перемены питания. Тут простой расклад. Москва — это в основном транзитный пассажир, который идет из Украины. Сэндвич — сытный. Плюс перелеты короткие (в районе часа), и полноценное питание пассажиру мы предложить не можем. А сэндвич — это спасение. Человек сытый и довольный.

Кейтеринг, который работает с «Белавиа», находится на территории аэропорта. Горячее питание подвергают шоковой заморозке при температуре минус 72 градуса. Хранится все при температуре минус 18 градусов. Максимальный срок — 720 часов. Замороженное горячее питание достают из морозильника, загружают в тележки, привозят на борт, где стюардессы засовывают это все в электродуховой шкаф, размораживают первые пять минут, непосредственно перед обслуживанием приводят в состояние готовности.

— Все остальное — свежие нарезки. Сэндвичи поставляются ежедневно. Зефир — раз в неделю. Мясные нарезки и овощи — все либо свежее, либо консервированное. Приготавливаются непосредственно перед полетом.

Внешний вид нового рациона «Белавиа» не сильно изменился. Вместо посуды по-прежнему используются касалетки. Посуда есть только в бизнес-классе.

— Фарфор, нержавейка, хрусталь. Ну на то он и бизнес. А эконом…

— Ну турки в экономе дают посуду.

— Мы рассматриваем этот вариант, но у нас пока нет такой возможности.

— Когда на «Белавиа» будут наливать в экономе?

— Алкоголь — очень дорого. Летим мы в условный Милан и кормим пассажиров, стоит это все икс, если добавить алкоголь, стоимость комплекса питания повышается, считай, в два раза.

Кстати, если вы покупаете безбагажный тариф (недавнее новье от перевозчика), то все равно остается питание, соответствующее продолжительности рейса. Пока в «Белавиа» не думали над предоставлением пассажиру возможности отказаться от бортового питания в сторону уменьшения стоимости билета и не просчитывали эту экономику. Надо вносить изменения в авиационной кодекс, как это не так давно произошло с багажом.

— Сейчас активно работаем по вопросу дополнительного питания. Если ты условно хочешь пирожное к кофе, его можно будет заказать до полета. Попробуем откатать на конкретном ассортименте. Снова-таки на каком-нибудь пирожном, например.

электрический с конвекцией, приготовление на пару, объем 71 л, утапливаемые переключатели, 9 режимов, очистка каталитическая, 3 стекла в дверце, направляющие проволочные + телескопические (1 уровень)
Снят с продажи

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!