Спецпроект

«Это команда моей родины, гонорары не волнуют». История культового белорусского футболиста, который ушел слишком рано

23 058
18 декабря 2019 в 7:41
Автор: Никита Мелкозеров
Спецпроект

«Это команда моей родины, гонорары не волнуют». История культового белорусского футболиста, который ушел слишком рано

Автор: Никита Мелкозеров

Вот есть Криштиану Роналду и Лионель Месси. Один — «робот», второй — «инопланетянин». Не очень интересно. Раньше футбольные супергерои были как-то человечнее, оттого и сложнее. Допустим, наш Валентин Белькевич не выглядел мегаатлетом, но был движущей силой одной из самых мощных команд Европы. То киевское «Динамо» добиралось до полуфинала Лиги чемпионов, раскладывая команды вроде «Барселоны», «Реала» и «Арсенала». Приятно, что дирижировал им наш человек. Сын институтской преподавательницы русского языка и ученого-историка имел два высших образования (юридическое и, само собой разумеется, физкультурное), не забывая демонстрировать свой интеллект на поле. Вместе с Parimatch продолжаем создавать мотивацию и рассказываем об одном из культовых спортсменов Беларуси.

«Ан-24», Житомир, Байковое кладбище

4 сентября 1991-го. Чартерный «Ан-24» стартовал из старенького аэропорта Минск-1. На борту были, по сути, вторые номера минского «Динамо». Ребята летели в Житомир играть матч Кубка СССР с тамошним «Полесьем». За результат никто особо не волновался, имелась ответная игра, ну и статус бесспорного фаворита.

По прилете гости начали за здравие, забив дважды. К обоим голам причастился 18-летний дублер Валентин Белькевич. Сперва он на замахах разобрался с соперниками и покатил партнеру, после положил сам. Хозяева в итоге счет сравняли, но это никого не огорчило.

Мало кто задумывался тогда, но Белькевич впервые засветился в Украине — стране, которая определит его жизнь и гражданство которой он в итоге получит 1 апреля 2008 года.

Вообще, связей было много. В матче против Украины Белькевич дебютирует за сборную. После матча с Украиной получит скандальное обвинение в сдаче игры от Эдуарда Малофеева. В Украине станет легендой киевского «Динамо». В Украине умрет…

Это случилось 1 августа 2014-го. Утро пятницы шокировало новостями. Белькевич никогда не жаловался на здоровье, но ночью скоропостижно скончался. Оторвался тромб. Говорят, все произошло молниеносно. Поздно вечером Валентину стало нехорошо, он присел на диван. Скорую вызвали, но к моменту появления медиков осталось лишь зафиксировать смерть. Белькевича похоронили 3 августа на Байковом кладбище в Киеве. Рядом упокоены народный артист Украины Богдан Ступка, экс-министр иностранных дел страны Геннадий Удовенко, чуть дальше — могила бывшего наставника Валентина — Валерия Лобановского.

К слову, гражданская панихида проходила как раз на стадионе «Динамо» имени Валерия Лобановского. Она собрала тренеров, которые были благодарны за работу, партнеров, которые были благодарны за молодость и дружбу, и болельщиков, которые были благодарны за эмоции на трибунах и возле телевизоров.

Голы итальянцам и норвежцам за сборную, победы над «Реалом» и «Барселоной» в составе Киева…

Позже на Северном кладбище в Минске был установлен кенотаф. Белькевичу было всего 41. Он только-только начал свою тренерскую карьеру, в которой ему прочили светлое будущее. Интеллекта и хладнокровия должно было хватить для перехода в новую жизнь.

Мальта, «Дом правительства», нандролон

27 января 2016-го. На спуске минской улицы Энгельса собралась футбольная тусовка Беларуси. В день 43-летия Белькевича на стене дома, в котором прошло детство Валентина, установили мемориальную доску.

Жизнь в непосредственной близости от стадиона «Динамо» определила характер увлечений. Белькевич стал заниматься футболом, видел путь минской команды к победе в первенстве СССР 1982 года, когда подавал мячи на играх, затем засветился в дубле и начал привлекаться к тренировкам основной команды. «Старики» признали почти сразу. «Голова — Дом правительства», — аттестуя игровое мышление дебютанта, говорили они.

Столичное «Динамо» неприлично выделялось на фоне соперников в чемпионате Беларуси. Белькевичу надо было уезжать, но в сентябре 1994-го случилась дисквалификация за стероиды. УЕФА запретила футболисту участвовать в международных соревнованиях, благо бан не касался родного первенства.

Правда, в итоге Белькевич много услышал о себе с трибун во время матчей чемпионата Беларуси: «Наркоман!», «Без допинга не можешь!», «Только на стероидах и играл!». Сам Белькевич в интервью «Прессболу» вспоминал, что осенью 1993 года у него болело колено. Лечением занимался клубный доктор Василий Дмитраков.

Тогда в матчах еврокубков еще не было допинг-контроля. Поэтому никто не вел строгого учета медикаментов. Доктор сделал полузащитнику несколько уколов ретаболила. Он применялся не только для наращивания мышечной массы, но и для укрепления костей. Уже в следующем году УЕФА ввела допинг-тесты. Оказалось, следы содержавшегося в лекарстве нандролона сохранялись в организме очень долго.

Доктор по весне умер, спросить было не с кого, Белькевичу 21 год, медицинских он не оканчивал. В общем, в августе после матча с мальтийцами никто не смог постоять за игрока, который в итоге отнесся к случившемуся философски. Валентина завели кривотолки и критика. Он даже поспорил со знакомым, что в 1995 году станет лучшим футболистом Беларуси. И стал. Сейчас это удивляет, но награда досталась Валентину всего однажды.

«Спартак», Лига чемпионов, $300 000

20 июля 1996-го. Белькевич дебютирует за киевское «Динамо». Украинский гранд подписал их парой — Валентина с другом детства Александром Хацкевичем. Говорят, за $300 000. Сумма — вообще ни о чем с учетом всей дальнейшей пользы, которую принесут клубу белорусы.

Белькевича хотели видеть в «Реал Сосьедаде», «Маккаби» из Тель-Авива. Тогдашний владелец минского «Динамо» бизнесмен Евгений Хвастович намеревался продать один из самых ценных своих активов в Англию, но не в Премьер-лигу, а в Чемпионшип. Даже нашел клуб, но его название Белькевичу ни о чем не сказало и даже не задержалось в памяти. Сам футболист в итоге выбирал между московским «Спартаком» и киевским «Динамо».

Все советовали «Спартак», чей комбинационный стиль больше подходил Валентину. «Динамо» ассоциировалось с атлетизмом, выносливостью и скоростной мощью. Техничный белорус, который делал красоту на поле, неожиданно выбрал Киев, в котором в итоге полгода просидел на скамейке.

После Йожефа Сабо на тренерской позиции появился великий Валерий Лобановский. Нельзя сказать, что Валерий Васильевич тут же воспылал нежными чувствами к белорусу. Техничный и элегантный футболист, который не особо в восторге от черновой работы и игры в обороне, не соответствовал идеологии Лобановского.

Все изменилось в лигочемпионском сезоне-1998/1999. Сейчас мы вспоминаем его как топовый для Киева, но на самом деле все начиналось откровенно так себе. Поражение от «Панатинаикоса» дополнилось домашней ничьей с «Лансом». Перспективы выхода из группы оказались под сомнением. Плюс третьим соперником значился мощный «Арсенал» из Лондона, что только усугубляло ситуацию.

Версий много, но считается, что жизнь заставила Лобановского вспомнить о Белькевиче, который к тому моменту уже больше соответствовал видению тренера. И что в итоге? Киев отыгрался на выезде в Лондоне на 90-й минуте. Забил Ребров, отдал Белькевич. Затем «Динамо» счастливо выиграло группу и пробилось в плей-офф.

Белорус с большим удовольствием вспоминал домашний матч с «Реалом». Мол, сумасшедшие ощущения, когда на стадионе присутствует 100 тыс. зрителей, а вокруг него еще 300—400 тыс. ждут итога. Итог, кстати, получился обалденным. «Динамо» выиграло 2:0 и вышло в полуфинал, где встретилось с «Баварией».

Были домашние 3:3, а потом битва за финал в Мюнхене. Там у Белькевича случилась, возможно, главная неудача в карьере. Стремительный выход один на один, классный удар внешней в дальний угол, но почему-то рука Оливера Кана и отсутствие гола… «Динамо» в итоге проиграло, но стало легендой.

Естественно, возник спрос почти на всех игроков основного состава.

— Меня звал «Ливерпуль». Не помню, по-моему, он давал 8 млн фунтов. Но на тот момент всю команду Лобановский продать не мог. Решили, что уедут Шевченко и Ребров. А потом «Ливерпуль» купил вместо меня Шмицера. Он выступал за «Ланс», у которого мы выиграли 3:1,вспоминал Белькевич в интервью «Прессболу».

Валентин мог оказаться и в «Милане», где сделали себе имена нынешний главный тренер сборной Украины Андрей Шевченко и мэр Тбилиси Кахабер Каладзе.

— Валентин ездил в «Милан» на смотрины, и за него там предлагали 19 млн. Но когда он приехал, то уже в Киеве за него зарядили 21 млн. Им не хотелось его отпускать, — сказал в эфире «Спорт-кадра» отец Белькевича Николай.

ЧМ, родина, зачем ругаться

1 сентября 2001-го. Белькевичу пихали за игру в сборной: типа, не выкладывается, как в матчах за клуб, не борется, предпочитает чистые мячи. Но на стыке тысячелетий подобные разговоры притихли. Главная команда страны впервые в своей истории реально претендовала на «мир» (чемпионат мира 2002 года в Японии и Южной Корее). В группе с нами играли армяне, норвежцы, валлийцы, поляки и украинцы. С украинцами мы и спорили за второе место.

После Дня знаний 2001 года Белькевичу и его другу Хацкевичу прилетело не только от болельщиков, но и от главного тренера сборной Эдуарда Малофеева. Мол, позор, позор страшный. Эдуард Васильевич усомнился в честности своих лидеров. Потом началось, что ребята играют в Украине, с украинцами добирались на матч в одном самолете и так далее.

— Наши отношения с Малофеевым? Нормально, — вспоминал позже Белькевич. — Я ведь человек неконфликтный… Если мне кто-то неинтересен, ну или я ему, зачем ругаться и что-то писать в газетах? Возможно, у нас разное видение жизни. Такое может быть? Вполне. Что делать — пожали друг другу руки, сказали «до свидания» и разошлись в разные стороны. Он свою точку зрения высказал, я — свою. Мы нормальные люди, можем подискутировать.

— Многие болельщики жалели, что вы не могли играть с Хацкевичем за сборную Украины, — сказали Белькевичу в эфире передачи «Один на один с Гамулой».

— А я жалел, что Ребров и Шевченко не могли играть за сборную Беларуси, — тут же парировал Валентин.

Без Хацкевича и Белькевича белорусы разгромили поляков (легендарный покер Романа Василюка), которые уже решили задачу выхода на «мир», но в решающем матче уступили валлийцам. Обошлось без топ-турнира.

— Хорошо, я ушел из сборной, но Малофеев сложил руки как тренер. Украина играет с Польшей вничью, пожалуйста, обыгрывай Уэльс и играй переходные, — спустя 12 лет отметил Белькевич.

Несмотря на критику за свое выступление в сборной, Белькевич позитивно реагировал на вызовы. Это и возможность побывать дома у мамы, и приятные ассоциации. Валентин родился в роддоме невдалеке от стадиона «Динамо».

— Это команда моей родины. Играть за нее я приезжаю не ради денег, а ради людей, которые помнят меня по выступлениям за минское «Динамо», которые следят за моей дальнейшей судьбой. Гонорары в данном случае меня не волнуют.

При Анатолии Байдачном оба опальных «украинца» были реабилитированы. Более того, жизнь сложилась причудливо: в декабре 2014 года Александр Хацкевич стал ее главным тренером. Отвечая на многочисленные вопросы о друге детства, Александр Николаевич говорил, что да, он бы обязательно позвал Валентина Николаевича в свой штаб. Жаль, не случилось.


Parimatch Belarus стала единственной белорусской беттинговой компанией, вошедшей в шорт-лист престижной в СНГ премии в области спортивного бизнеса и эффективного управления спортивными проектами BISPO Awards 2019. Компания номинирована сразу в двух категориях: «Лучший букмекерский проект в спорте» за партнерские коллаборации и «Лучший спонсорский проект в спорте» за кейс по ребрендингу «Париматч-Экстралиги». Parimatch: заряжен побеждать!

Спецпроект подготовлен при поддержке общества с ограниченной ответственностью «СТАТУСКВО», УНП 101011505.

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by