Алла Пугачева 5 марта 2009 года заявила, что прекращает концертную деятельность как певица. Спустя год об окончании карьеры объявила группа Scorpions. Сейчас вспоминать это смешно: в ноябре и Пугачева, и Scorpions давали концерты в «Минск-Арене». Но тогда казалось, что все серьезно: уходит эпоха, и на ее место вот-вот придет что-то новое и неизвестное. Вместе с Samsung вспоминаем главные события в мировой и белорусской поп-культуре и предлагаем вам трогательный плей-лист десятилетия, от которого наворачиваются слезы. Читайте и слушайте в нашем проекте «Десятилетие».
Начало десятых — это закат очередной волны инди-групп и начало тотальной гегемонии хип-хопа. Все внимание массового слушателя направлено уже не в сторону британского рока, который к первой половине десятилетия окончательно увяз в самоповторах. Все наблюдают за тем, как стремительно перерождается в очередной раз хип-хоп: трэп захватывает эфир, примитивный, агрессивный саунд глубоких 808-х саббасовых барабанов становится нормой на вечеринках.
Смотрите сами: если в 2010 году победу в номинации «Запись года» на «Грэмми» получают американцы Kings of Leon за песню Use Somebody, а в 2011-м «Альбома года» берут канадцы Arcade Fire, то вторая половина десятых — это Кендрик Ламар и немножко Childish Gambino. Послушайте, как менялись фавориты «Грэмми», в нашем плей-листе — здесь собраны победители в номинации «Запись года».
Десятые чуть-чуть зацепило огромным покрывалом гламура, царившего в поп-культуре нулевых. Это было похоже на одну пошлую вечеринку, которая все никак не закончится. Но постепенно стразы, блестки, вычурные наряды перестают воспринимать всерьез и отныне относятся к ним с львиной долей само- и просто иронии. Десятые начинают с откровенного глэма: гипертрофированные образы звезд, декоративная агрессия южного хип-хопа — эта отчаянная борьба с высоколобым, глупым гламуром приносит свои плоды.
А следом мировая поп-культура снова делает крутой поворот и диктует уже тренд на искренность. В публичное пространство проникают симпатичные артисты вроде Lorde, подчеркнуто естественные и внешне, и музыкально. Воротилы шоу-бизнеса понимают, что высокомерие и тоталитарный культ звезды начинают отпугивать аудиторию, и резко меняют тактику. Тактика приносит свои плоды — в поп-культуру проникают несовершенство, обаяние и индивидуальность. Которая остается индивидуальностью лишь до определенного момента.
На наших глазах происходит трансформация симпатичных артистов в нечто гипертрофированное и уродливое. Тейлор Свифт из милой кантри-певицы превращается в поп-корпорацию. Та же история происходит с британским автором-исполнителем Эдом Шираном, который в течение десятых проделывает путь от милых песен под гитару до набившего оскомину семпла в Shape of You. Впрочем, есть и куда более приличные примеры. В этом десятилетии расцветает британская певица Адель, записывает эпохальные альбомы Кендрик Ламар, а Daft Punk стреляют своим Random Access Memories.
В подростковой музыке происходит несколько всплесков и угасаний всевозможных разновидностей изобретенных и переизобретенных жанров. R&B конца нулевых прячется в агрессии трэпа начала десятых, мрачный клауд-рэп сменяется «наавтотюненной» с легкой подачи Канье Уэста «новой школой». Сотни миллионов прослушиваний и просмотров, маркетинговые рекорды и агрессивный SMM — лайки, репосты и комментарии становятся новой религией для музыкантов и слушателей, а скандалы с накрутками случаются слишком регулярно, обнажая секреты популярности многих посредственных артистов.
Музыки становится слишком много. Люди не успевают за тем, что актуально прямо сейчас, и быстро забывают тех, кого слушали еще вчера. К сожалению, поводы вспоминать отличных артистов подворачиваются печальные. В 2011 году на пике молодости, творческой активности и популярности умирает Эмми Уайнхаус. Сразу после этого общий тираж ее альбомов вырос в 37 раз, а синглов — в 23 раза. Эта история в течение десяти лет повторяется множество раз: Честер Беннингтон, Кит Флинт, Дэвид Боуи, Лемми Килмистер, Крис Корнелл, Долорес О’Риордан, Леонард Коэн, Lil Peep, XXXTentacion… Смертей очень много, и все они сопровождаются резким скачком прослушиваний и продаж альбомов.
Технологии, скорость интернета растут стремительно. Когда преодолена очередная критическая отметка, YouTube перестает быть просто местом, где можно посмотреть смешной ролик или новый клип артиста. Он превращается в новый телевизор — точку входа в интернет для миллионов пользователей. Теперь популярность артистов измеряется количеством просмотров, теперь в YouTube есть свои звезды, теперь видеоконтент — это новая религия, а подростки мечтают не о космонавтике, они хотят стать видеоблогерами и снимают на телефон все подряд.
До Беларуси вся эта история докатывается с опозданием, но докатывается. В русскоязычном сегменте YouTube всплывают самые неожиданные и уморительные персонажи. Вот мы следим за разборками на районе с участием Dirty Monk, а вот уже смотрим новый прикол из эфира «Вечернего Урганта». Российские рэп-баттлы в какой-то момент начинают собирать миллионы просмотров и вызывать что-то вроде зависти или как минимум удивления на Западе. В какой-то момент за словесными перепалками рэперов начинают смотреть вообще все, и чисто субкультурная тема, раздутая мыльным пузырем, лопается до приличных и необходимых размеров — теперь это снова андеграунд, погружаться в который у широкой публики уже нет никакого желания.
Параллельно на YouTube приходит журналистика. Бывший главред sports.ru Юрий Дудь вдруг становится звездой, и его интервью с новыми поп-звездами, политиками и другими медийными персонажами про все на свете собирают миллионы просмотров, разбираются на мемы в соцсетях и обсуждаются в офисах. Доходит до смешного: на фестивале «Рок за бобров» в Минске в 2019 году главная звезда — Юрий Дудь, а не выступающие артисты. А его гонорар за участие в фестивале измеряется десятками тысяч долларов. Понятное дело, что после этого YouTube изрыгнул десятки похожих по формату, монтажу и подаче шоу, которые постепенно превратились в подобие вечернего сериала.
На фоне того, что в десятых происходит на Западе, российский шоу-бизнес выглядит комично. В начале десятилетия на премии «Муз-ТВ» пять лет подряд лучшим певцом становится Дима Билан, а в целом список артистов выглядит так угрюмо, что кажется, будто у поп-музыки Восточной Европы когда-то недавно случились похороны, а теперь все дружно гудят на поминках. Смешно, но «Прорывом года» в России в 2010 году становится Александр Рыбак с песней Fairytale, победившей на «Евровидении». Потом случается Елка со своим «Провансом», затем Нюша, Serebro, снова Нюша, Тимати… В общем, от всего этого хочется плакать.
Спасение приходит из Украины, которая за это десятилетие выпускает в медийное пространство такое огромное количество отличных артистов, что хватит на все СНГ: от Ивана Дорна до Лободы, от Onuka до «Пошлой Молли», от «Океана Ельзи» до alyona alyona. Украинская музыка в десятых находится на большом подъеме и не собирается останавливаться.
В середине десятилетия происходит смещение акцентов, и русскоязычная поп-музыка попадает в абсолютно маргинальную категорию. Массового слушателя с опозданием, но захватывает «новая школа» хип-хопа, героем поколения называют Oxxxymiron, а старым поп-артистам остается только смеяться над собой. Лучше всех с этим справляется Филипп Киркоров. Российские рэперы появляются в эфире и исчезают из него с космической скоростью. Ставятся рекорды по лайкам и репостам новых альбомов в соцсетях, собираются большие клубные площадки, и много говорится о том, что рэп победил вообще всех. Впрочем, ближе к концу десятилетия становится понятно, что эта победа случилась только в головах больших фантазеров.
В то же время где-то в параллельном мире умирает и возрождается, а потом снова умирает группировка «Ленинград» во главе с Сергеем Шнуровым. Коллектив выступает на Sziget, катается с концертами по США и будоражит общественное сознание предельно меметичными треками и клипами. Главный взрыв для группы в этом десятилетии произошел после клипа на композицию «Экспонат» — песня про лабутены звучала везде и породила десятки пародий. Локальный, но мощный взрыв произошел и после того, как «Ленинград» выпустил клип на песню «8 Сакавіка»: на Шнурова обиделись чуткие и ранимые белорусы. Под конец десятых Сергей Шнуров порядочно утомился от всей этой шумихи и в очередной раз решил закрыть проект.
Для Беларуси 2010-е начинаются с генеральной уборки. Замшелая эстрада находится в похмельной полудреме квот на радиостанциях. Артисты, привыкшие к бесплатным ротациям и видеоэфирам, обеспечивавшим им неплохой прайс на корпоративах, окончательно разучились работать. Но если раньше в эфир валилось огромное количество некачественной попсы, сопровождавшейся «плюсом» на телеконцертах, то теперь артисты выпускают по одной-две песне в год и перебиваются сезонным заработком на закрытых мероприятиях.
На этом фоне хорошо чувствует себя разве что Александр Солодуха, который в десятых переживает свою вторую (или третью) молодость. Он появляется на телевидении в роли бабочки, выступает в неформальных минских клубах и вообще не стесняется ничего. В общем, вскоре артист становится главным белорусским поп-фриком и даже дает сольные концерты в «Минск-Арене» и на стадионе «Динамо». Это подвиг, ведь билетные концерты для официальной эстрады — редкость. Такой же редкостью они становятся и для ряда рок-музыкантов, но совсем по другой причине.
В начале десятых в Беларусь приходит вторая волна «черных списков». Копия документа гуляет по интернету, но его подлинность проверить невозможно. В кабинетах министерств и ведомств отвечают, что никаких «черных списков» нет, но выступления «Ляписа Трубецкого», Лявона Вольского, Змитера Вайтюшкевича, Neuro Dubel, «Палаца» и ряда других групп отменяются регулярно и по самым невероятным причинам: в клубах неожиданно пропадает электричество, рвутся трубы, проводится ремонт. «Ляпис Трубецкой» собирает огромные площадки по всему внешнему периметру Беларуси, остальные музыканты пытаются бороться с невидимым противником и кое-где устраивают подпольные выступления.
Тема запретов распространяется и на приезжих музыкантов. Например, долго обсуждается среди государственных моралистов приезд в Беларусь группы Rammstein — звучат фразы вроде «Его член обнажен, брызжет выше головы семяизвержение». Накануне концерта Мэрилина Мэнсона знаменитый борец за чистоту и нравственность нации Николай Чергинец рассказывает, что после выступления Rammstein под сценой находили шприцы и использованные презервативы. Короче, это было даже весело, несмотря на всю трагичность ситуации. Но Rammstein и Мэнсон в Минске в итоге выступили, а вот кое-кому повезло меньше: отменялись концерты Marduk, Behemoth и ряда других групп, которые обвиняли в экстремизме.
Спустя некоторое время в Беларусь возвращаются гастрольные удостоверения — документ, который обеспечивает тотальный контроль над деятельностью артистов. «Гастрольки» уникальны — хотя бы потому, что больше нигде не существуют. В других странах организация концертов производится по уведомительному принципу, у нас же одобрить концерт должны идеологи: они читают тексты, они якобы слушают музыку, а затем принимают решение, разрешать ли артисту выступать. «Черные списки» исчезают так же внезапно, как и появились. Даже опальный Михалок возвращается в Беларусь и теперь много и щедро концертирует по большим и малым городам страны. Последними из «запрещенных» музыкантов остаются Змитер Вайтюшкевич и Dzeciuki, но в какой-то момент и им удается сделать концерты в Беларуси.
Однако со временем в лексиконе идеологов появляется удивительное словосочетание «низкий художественный уровень» — из-за этой формулировки в стране не могут выступить, например, Die Antwoord. В общем, темные времена. И пока не совсем понятно, закончились ли они. Будем считать, что закончились: Face, концерт которого недавно отменяла Генпрокуратура, все же выступил с сольным концертом в Prime Hall.
Несмотря на все эти события, концертный рынок в Беларуси растет. Если нулевые особо не радовали рядового меломана большими концертами (вспомним разве что концерт Роберта Планта на стадионе «Трактор» и бешеный рейв Prodigy на «Динамо»), то в десятых происходит настоящий прорыв: к нам едут Rammstein, Джо Кокер, Depeche Mode, Мэрилин Мэнсон, Лана Дель Рей, Linkin Park, Kasabian, Армин ван Бюрен и много-много других артистов, о которых раньше белорусская публика боялась даже подумать. Разумеется, многие из музыкантов доезжают до Беларуси далеко не на пике, но и на том спасибо.
Концертов становится много. Растет и количество больших по белорусским меркам фестивалей. «Мост», Armin Only, «Рок за бобров», Lidbeer, A-Fest, Viva Braslav и более камерные «Вольнае паветра», «Дружба», FSP, Sprava — короче, найти себе подходящий вариант можно. На эти фестивали приезжают большие артисты вроде тех же Kasabian, Армина ван Бюрена или Hurts, а рынок постепенно делится на платные и бесплатные мероприятия. И те, и другие фиксируют рекорды, на которые уже немного страшновато смотреть. Правда, постепенно организаторы крупных фестивалей отказываются от рискованных проектов, и хедлайнерами таких мероприятий становятся понятные и известные широкой аудитории российские артисты или западные когда-то звезды с доступным гонораром.
Начало десятых — это безусловный триумф Сергея Михалка и группы «Ляпис Трубецкой». Белорусская группа окончательно проходит цикл трансформации и в 2011 году выпускает отличный альбом «Веселые картинки» — видимо, последнюю хорошую работу в своей дискографии. Группа активно гастролирует вокруг Беларуси и периодически чуть дальше на Запад, собирает огромные площадки и является белорусской группой номер один, которая не выступает в родной стране. Что было дальше, мы знаем: развал коллектива, группа Brutto, возвращение в Беларусь, «Ляпис-98» — артист меняется стремительно, и наблюдать за этим не всегда приятно. Чтобы немного подсластить эту горькую пилюлю, озвучим один отрадный факт: ко второму альбому группы Drezden Серей Михалок наконец-то созрел для концертов проекта.
Времена рок-музыки с ярким протестным подтекстом проходят. В Беларуси появляются поп-артисты с прицелом на большие площадки по всему постсоветскому пространству. Группа IOWA переезжает жить на «голубой экран» и устраивает дорогие шоу в крупных российских залах и на «Золотом граммофоне». ЛСП из чисто клубного проекта превращается в группу со стадионными амбициями, но слабоватой реализацией этих амбиций. Неизвестно откуда и зачем появляется на свет божий Тима Белорусских. Но главным артистом Беларуси становится Макс Корж. Еще в начале десятых Максим в составе группы Lunclan читает белорусскоязычный политизированный рэп, а спустя пару лет его карьера делает резкий поворот после хита «Небо поможет нам». Контракт с лейблом Respect Production, Дворец спорта, «Минск-Арена», Футбольный манеж, стадион «Динамо». Максим гастролирует по всему миру, собирает огромные площадки и не собирается останавливаться. Вряд ли в ближайшем будущем в Беларуси появится сопоставимый по размаху артист. Но мы этого очень ждем.
В десятых в поп-культуре происходит еще одно важное событие: белорусский музыкант впервые в истории номинируется на «Грэмми». Это почти киношная история: никому не известный битмейкер выкладывает в свободный доступ бит, его находит американский рэпер и записывает мультиплатиновый сингл. Так барабанщик IQ48 Антон Мацулевич подписывает контракт с Sony Music, тусуется со Snoop Dogg и номинируется на престижную музыкальную премию.
Печально признавать это, но факт: за последние два-три года в Беларуси практически исчезли новые имена. Единственное исключение — Тима Белорусских, но вряд ли это можно записать в актив. С другой стороны, белорусские группы активно гастролируют и собирают клубные площадки по всей Европе. «Петля пристрастия» недавно попадает в эфир «Вечернего Урганта» и записывает отличный альбом, группа Molchat Doma выстраивает впечатляющую гастрольную трассу в европейских странах, а могилевчане Nizkiz, кажется, уверенно идут к своей первой «Минск-Арене».
В начале десятых ночные клубы пустеют. Люди перемещаются с больших танцполов в уютные и тесные бары, а на смену гламуру и пафосу приходят «полудомашние» вечеринки на 70—100 человек максимум. Клубы пустеют стремительно, и народ туда больше не заманить ни бесплатным входом, ни с помощью welcome drink, ни другими поблажками маркетологов. Ставьте крест.
В это время расцветают две минские улицы. Неформальная Октябрьская, куда приходит тусоваться молодежь, которой хочется угара, веселья и непринужденного общения со сверстниками. И альтернатива ночным клубам — Зыбицкая, куда переместился весь дух вечеринок нулевых. Сфера развлечений разрастается, бары вырастают как грибы после дождя — у людей появляется выбор и пропадает необходимость стоять на фейсконтроле в ночной клуб и опасаться, что тебя не пропустят туда в кроссовках.
В Минске появляется множество вечеринок нового формата: «Мечта», Sauce, «Сияние»… Но главной подростковой тусовкой становится «Бассота» — объединение, проводящее самые шумные и многочисленные тусовки в городе, которые могут продолжаться по 48 часов нон-стоп. Меняется и сам подход к веселью: если раньше считалось приличным как следует выпить перед танцами, то теперь малые угорают на трезвую голову — им вообще не нужны допинги для того, чтобы делать движ. С другой стороны, кто-то по-прежнему делает хорошую кассу в барах — концептуальных и не очень.
А еще в Минске появляется огромное количество пространств. В период кризиса пустующие заводские помещения меняют свой профиль, и вместо мужика в робе здесь появляется ухоженный хипстер. Бывшие цеха превращаются в галереи, тусовочные пространства, креативные кластеры — теперь здесь собирается творческая молодежь. «Цэх», «Ок16», «Верх», «Корпус»: теперь здесь проводятся концерты и вечеринки, специалисты читают тут лекции и проводят мастер-классы, люди смотрят кино и обсуждают важные темы. Наверное, это единственное верное применение неэффективных и пустующих заводских площадей.
Конец десятилетия происходит в том самом похмельном режиме. Только теперь мы отдыхаем не от искристого и пошлого гламура, а от бесконечного потока рэперов разных масштабов и степени талантливости. На смену уличной культуре вот-вот придет что-то еще, и мы это что-то еще, конечно же, очень ждем.
Минск (улицу Октябрьскую, если точнее) кто-то вдруг начинает называть новым Берлином. Это, конечно же, преувеличение, но качественных тусовок и площадок для этих тусовок здесь однозначно становится больше. Бессмысленное пьянство и съем в ночных клубах исчезают быстро, как похмельный сон, и теперь можно показывать гостям столицы не только угорелую экзотику в стробоскопах, но и вполне приличные тусовки во вполне приличных и предназначенных для этого местах.
Белорусская музыка постепенно и в меру своих возможностей выходит на мировые площадки, но при этом как-то неуловимо теряет свою идентичность. Наверное, в эпоху глобализации это нормально, но мы все еще ждем вторых «Песняров», чтобы все сразу заметили, оценили и полюбили наш колорит и нас самих. В общем, нам все еще нужны наши, которые чего-то добились и которых разрешено внутренними тонкими настройками нежно и всем сердцем любить. Поэтому мы ждем.
Samsung Electronics — мировой лидер в области электронных технологий. 50 лет создаем будущее. 10 лет помогаем миллионам пользователей добиваться большего благодаря смартфонам Samsung Galaxy.
Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!
Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by