Девятого декабря Михаил заказал кофеварку, чтобы купить ее по карте «Халва» в рассрочку на полгода. «Было указано, что без рассрочки кофеварка стоит 410 рублей, а с рассрочкой — 463», — говорит минчанин. Вечером к нему приехал курьер, мужчина оплатил покупку «Халвой». Потом зашел в приложение, чтобы посмотреть сумму к выплате, и ужаснулся.
Были списаны не кредитные, а личные средства. Банк снял с карты те самые 463 рубля, которые предназначались для рассрочки. Михаил позвонил продавцу, тот — в банк, но там ничем помочь не смогли. Тогда минчанин сам начал дозваниваться в «МТБанк».
— Я спросил, на каком основании с моего личного счета были списаны деньги. Без уведомлений и без ограничений. Это мой второй карман, и для чего я там храню свои личные, а не заемные деньги, мое дело. На разгульную жизнь или на похороны, на погашение чего-то — не имеет значения. Списания с этого счета я расцениваю так: в мой второй карман залезли. Это меня ужасно взбесило. А кто сталкивался с «Халвой» — точно понимает, что лучше не выходить на просрочку: это долговой ад. Я попытался получить разъяснения у операторов банка, но внятного ответа не получил. Отвечали стандартно: «Так прописано в договоре».
Михаил потребовал у сотрудников «МТБанка», чтобы те или предоставили ему оговоренную рассрочку, или вернули комиссию.
— Ответ меня убил: «Мы ничего не можем сделать». Получилось, что комиссию взяли, а рассрочку не предоставили. Я посчитал оператора некомпетентным — попросил телефон начальства. На что получил ответ, «что на данный момент нет смысла привлекать начальство». Что? Третий день я пытаюсь добиться правды, пишу электронные обращения, звоню операторам, пытаюсь выйти на их начальство. Но, как мне пояснили, на обработку жалобы уходит 15 дней, — говорит он. — Я очень зол не на то, что мой бюджет странным образом уменьшился на 50 рублей, а на то, что три дня подряд на мои жалобы с сайта не реагируют, операторы мне твердят, что ничего сделать нельзя. То есть они списали с меня деньги и комиссию, а рассрочку не предоставили — и ничего сделать нельзя.
После этого в своих обращениях Михаил требует предоставить ему рассрочку на 12 месяцев (6 месяцев за моральный ущерб) с учетом процентов за пользование средствами либо вычета процентов из списанных с его личного счета денег — в связи с тем, что рассрочка не предоставлена.
— Также прошу депремировать сотрудников, которые проявили некомпетентность и нежелание что-либо сделать по моему вопросу, — сказал он.
Согласно скриншоту читателя, товар был заказан в магазине, который не является партнером карты «Халва». Но, по словам Михаила, продавец сказал, что предоставляет ему рассрочку по этой карте на шесть месяцев. Позже он рассказал:
— У меня не вся сумма пошла в рассрочку. 87 рублей пошли на 6 месяцев, а остальные списали сразу. Почему именно 87? Потому что лимит кредитных средств составлял эту сумму. В нормальной ситуации если не хватает средств, то платеж совершить невозможно: отказано в транзакции. Но здесь просто пошло списание из моих личных средств. И если бы я сразу погасил рассрочку, у меня не осталось бы никаких вопросов, я бы не ругался с ними. К погашению было 400 с чем-то рублей, а на балансе личных средств у меня было 500, буквально бы кнопочку нажал — прошло бы погашение. И все были бы счастливы, и была бы у меня рассрочка. Но тут произошло списание моих личных средств.
В пресс-службе «МТБанка» Onliner ответили, что представленная информация относится к банковской тайне и затрагивает интересы не только читателя.
— Отметим, что проведенная внутренняя проверка показала, что факты в истории от читателя изложены не в полном объеме.
В банке напомнили, что такое карта «Халва» и как правильно погашать рассрочку.
— При оформлении карты банк устанавливает клиенту лимит овердрафта (лимит средств), в рамках которого можно совершать покупки в рассрочку в сети магазинов-партнеров, пользоваться акционными условиями и т. д. Это работает так: в течение месяца вы совершаете покупки — их стоимость разбивается на несколько платежей по количеству месяцев действительной рассрочки у партнера. По итогам месяца платежи от разных магазинов суммируются и автоматически выставляются одним платежом. Его необходимо погасить до 15-го числа месяца, следующего за месяцем покупок. Например, вы купили по «Халве» ковер в августе, первый платеж нужно будет погасить до 15 сентября.
При этом, отмечают в банке, карта рассрочки может действовать и как обычная дебетовая, достаточно пополнить ее своими деньгами (собственные средства). Ими можно рассчитываться как вне сети партнеров «Халвы» в Беларуси и за границей, так и в магазинах-партнерах.
— И здесь есть два важных момента. Первое: покупки за свои деньги у партнеров «Халвы» возможны, если лимита средств на вашей карте не хватает для полной оплаты. Второе: в первую очередь спишутся деньги лимита — и только потом ваши собственные деньги.
При погашении рассрочки внесенные на карту деньги не идут автоматически на погашение задолженности. Это значит, что средства уже попали на счет, но еще не списаны для погашения — для этого нужно нажать специальную кнопочку в интернет-банкинге. Если кнопочку не нажали, утром 15-го числа банк снимет нужную сумму с ваших личных средств, если они есть.
Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!