Психотерапевт Елена Карачун: дорогой, уровень окситоцина упал — нам пора разводиться!

09 декабря 2019 в 8:00
Автор: Дмитрий Корсак

Психотерапевт Елена Карачун: дорогой, уровень окситоцина упал — нам пора разводиться!

Автор: Дмитрий Корсак
Елена Карачун — врач-психотерапевт медицинского центра «Парацельс». Совмещала учебу в медицинском университете с работой в IT-компании, после чего 2 года проработала в РПБ «Гайтюнишки». Являлась главным внештатным психотерапевтом Минской области, работая в МОКЦ «Психиатрия-наркология». Обучается психоанализу по стандартам Международной психоаналитической ассоциации.
«Сделайте так, чтобы мне стало лучше». Сегодня это один из самых популярных запросов в практике психотерапевта. Просьба звучит логично, мотивация пациента понятна, так в чем тогда проблема? Собственно, в небольших нестыковках: человек не механизм, не биоробот — и починить его, просто переключив тумблер в другую позицию или заменив детальку, не получится. Очень хочется заплатить и не грустить, но так не выйдет. Плохая новость: придется разбираться в себе, а не просто есть таблетки. Хорошая новость: когда вы вспомните, каково это — познавать себя, все станет намного интереснее.

Лет 10 назад популярно было говорить о чудодейственном, дарящем счастье серотонине, который добывался путем поедания шоколада, бананов и сыра. Хандру в буквальном смысле лечили с помощью продуктов питания (многие продолжают это делать до сих пор). Количество несчастных людей не сократилось до ожидаемого минимума, но объем сантиметров в талии у многих увеличился. Сейчас для большинства актуальна продуктивность, работоспособность и сила для достижений. Поэтому ученые рекомендуют повышать уровень дофамина с помощью спорта, «достигаторства», путешествий и медитаций. Заметьте — опять простой выход.

Естественнонаучным познанием мира я занялась 20 лет назад, начиная с 10-го класса химико-биологического класса лицея. Уже тогда понимала, что балом моей жизни правят митохондрии и цикл Кребса. Но это — лишь ничтожная часть системы. Классическая медицина продолжает настаивать на постулате, который современные специалисты по тюнингу человека отказываются замечать. Этот постулат, доказанный многочисленными исследованиями, гласит: мозг (наша психика) в «доме» (нашем теле) хозяин. Мы затеваем большие перемены в одной сфере своей жизни, не заботясь о том, что это напрямую конфликтует с другими, не менее важными ее аспектами. Можно попробовать обмануть мозг, но он быстро замечает нестыковку, и, защищаясь от очевидного абсурда, сознание уходит в расщепление: одна его часть радуется (насколько это возможно) жизни, раскрашенной дофамином и серотонином, другая, оставшаяся с нерешенными проблемами, страдает в чулане бессознательного.

Вы решили проблему, выпив волшебную таблетку? Нет, просто у вас в «доме» теперь два хозяина. Один — маниакально-счастливый, второй — вдвойне несчастный. Проблема в том, что и тот и другой — две стороны одного человека.

В интернете гуляют статьи и картинки о «химии эмоций». Логика очень простая: мы знаем химический состав того или иного эмоционального состояния и регулируем переживания с помощью изменения соотношения компонентов. Так, к примеру, чтобы любовь длилась дольше трех лет, важно просто сохранять баланс окситоцина, серотонина и дофамина. Если 100 процентов человечества пойдет по этому пути развития, то расставание будущего будет выглядеть так: один из партнеров протягивает другому справку со словами: «Прости, окситоцин давно упал, и меня рядом с тобой больше ничего не держит». Второй же, чтобы избежать незапланированного жизненного поворота, будет распылять необходимые гормоны по квартире, восстанавливая любовь воздушно-капельным путем. Абсурдно? С точки зрения современной «химии эмоций» вполне логично.

Такой подход уже давно практикуется. На самом деле, употребление наркотиков и алкоголя — не что иное, как попытки эмоциональной саморегуляции. Научно установлено, что люди выбирали для употребления именно те вещества, которые обладали способностью менять определенные болезненные чувства. Так, например, алкоголь приходился по нраву тем, кто был подвержен тяжелым депрессивно-тревожным состояниям, опиаты спасали тех, кто не мог справляться с собственной раздражительностью и враждебностью к окружающим, стимуляторы лечили сниженную самооценку и скованность в общении. То есть зависимость давно строится на магической возможности управлять своими чувствами. И уже давно совершенно очевидно, что у такого лечения есть всем известная череда побочных эффектов.

В качестве метафоры я могу привести еще один пример: представьте, что вы покупаете машину и надеетесь стать счастливым и осознанным автовладельцем. Но вместо того, чтобы совершенствовать свои навыки управления, начинаете бесконечный тюнинг своей «ласточки». Понятное дело, безопасность на дороге от этого не растет, хотя часть вас, находясь в расщеплении, уверена, что форсированный двигатель, карбоновые тормоза и дорогущий спойлер — залог успеха. Случается авария, вы в расстроенных чувствах везете машину на СТО и спрашиваете, что с ней не так. Автомеханик, почесав затылок, отвечает: «Автомобиль-то мы починим, вернем в прежнее состояние, а вот с вами что делать?»

Читайте также:

Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook и присылайте свои истории и размышления. Самые яркие из них могут стать темой для следующей колонки!

Наш канал в «Яндекс.Дзен»

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by