Беларусь и Россия согласовали проекты 21 дорожной карты из 31

 
08 декабря 2019 в 17:54
Автор: Никита Мелкозеров
Автор: Никита Мелкозеров

После вчерашних переговоров глав Беларуси и России в Сочи стала появляться первая конкретика. За нее отвечает наш посол в РФ Владимир Семашко. Сегодня чиновник сообщил, что на состоявшихся переговорах президентов найдены подходы к решению вопроса компенсации белорусской стороне издержек из-за проводимого в России налогового маневра в нефтяной сфере. Кроме того, РБ рассчитывает на компенсацию в размере около $70 млн из-за инцидента, связанного с поставками загрязненной хлорорганикой российской нефти, передает БЕЛТА.

О цене на газ

— Мы обменялись позициями, они зачастую не совпадали, но в конце концов президенты определили направления. И я признателен президенту России, что в перерыве встречи президентов тет-а-тет он дал поручение председателю правления «Газпрома» Алексею Миллеру, премьер-министру Дмитрию Медведеву и вице-премьеру Дмитрию Козаку, чтобы буквально в течение недели-двух все разногласия, пересчеты мы должны согласовать — по поясам, доходность и т. д., чтобы в конце концов через пару недель доложить, что мы нашли эту развязку, — рассказал Семашко.

Посол отметил, что после того как будут согласованы все интеграционные карты и они вступят в силу с 1 января 2021 года, вопрос о цене поставок газа в Беларусь будет снят полностью.

— Мы ставим вопрос о том, какая будет цена газа на 2020 год, — подчеркнул он.

Дипломат напомнил, что в соответствии с межправительственными соглашениями стоимость поставок газа на 2020 год должна была быть согласована еще к 1 июля 2019 года.

— К сожалению, мы опять подошли к концу года, — констатировал Семашко. — Но я убежден, что на предстоящей неделе мы этот вопрос попытаемся решить с Алексеем Миллером и Министерством энергетики РФ, а возможно, и с участием Дмитрия Козака.

По словам дипломата, поскольку стороны намерены выйти к 1 января 2021 года на равные цены на газ, белорусская сторона настаивает на том, что и в 2020 году его цена должна снижаться, чтобы создать базу для формирования единого экономического пространства.

— А какая это база, если на границе газ почти в два раза дороже, чем в Смоленской области. Поэтому мы ставим вопрос, чтобы постепенно к 1 января 2021 года прийти к такой же цене, как на границе. А для того чтобы была убежденность, что это будет так с 1 января 2021 года, мы ставим вопрос о том, что давайте уже двигаться и в 2020 году, хотя бы половину этого пути пройдем, — сказал Семашко.

О компенсации за грязную нефть

— Мне показалось, что 6-го числа на встрече премьер-министров нашел разрешение этот вопрос, было согласие и премьера России о том, что так же, например, как венгерская компания MOL отрегулировала с «Транснефтью»: за каждый баррель грязной нефти — компенсация $15. Это бы устроило и нас. Но в субботу это уже как-то по-другому все прозвучало, — заявил Семашко.

Посол убежден, что данный вопрос вполне разрешим.

— Просто нужно чуть четче и предметнее сработать «Белнефтехиму» с нашими НПЗ. Нужно официально выставить, как это положено по закону, как это требует юриспруденция, — изложить свои претензии, четко и понятно. Подходы могут быть разные, но если в Венгрии или Польше и Германии так же сделали, то у нас тоже должно быть так сделано. Там речь идет о немалой сумме — около $70 млн должна быть компенсация, — отметил Семашко.

— Можно и другой подход: оба завода работали вполсилы, это потеря выгоды, потеря прибыли, можно отсюда посчитать. На следующей неделе должен приехать Рыбаков (председатель «Белнефтехима») с предельно выверенными юридическими документами и выдвинуть эти претензии, — добавил дипломат.

О дорожных картах

— 6 декабря встретились премьеры, заслушали министров энергетики. Констатировали, что нашли развязку по дорожной карте по электроэнергии. Самое главное, премьеры провели ревизию, что сделано, что не сделано, они не ставили задачу найти абсолютную развязку по оставшимся дорожным картам. Это уже делали президенты 7 декабря, — рассказал Семашко.

— Можно констатировать, что переговоры прошли предметно, в конструктивном, доброжелательном духе, — отметил посол. — В результате уже на встрече президентов нашли сложную развязку по дорожной карте сотрудничества таможенных служб. Это был непростой вопрос. Стоит задача до 1 июня 2020 года отработать всю нормативную базу — и белорусскую, и российскую: там сотни законодательных актов, десятки межправсоглашений.

Дипломат напомнил, что по итогам предыдущего раунда переговоров на уровне премьер-министров 19 ноября были согласованы проекты 21 дорожной карты из 31.

О налоговом маневре

— Пока мы не договоримся по унификации налогового законодательства, невозможно будет развязать этот вопрос, — сказал Семашко. — Поэтому там сроки несколько сдвинуты еще на один год. Поставлена задача, чтобы вопросы унификации налогообложения были решены в течение 2020—2021 годов и заработали реально с 1 января 2022 года. Вопрос полной компенсации издержек от налогового маневра может быть решен с 1 января 2022 года, так и договорились.

Однако, отметил посол, чтобы ситуация не оставалась в ближайшие два года в том же положении, что и сейчас, президенты нашли определенные развязки, которые, пусть и не в полном объеме, но все же позволят в некоторой степени компенсировать потери белорусской стороны от налогового маневра. В частности, это касается вопросов ценообразования на нефть, выплаты премиальных российским компаниям и т. д.

— Здесь развязки есть, это дает уже определенные гарантии, что следующий год наши нефтеперерабатывающие заводы должны пройти безболезненно, — резюмировал Семашко.

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!