38 892
03 декабря 2019 в 14:29
Автор: Никита Мелкозеров. Фото: GettyImages, Eurosport
Спецпроект

«Люди ревнуют меня к успеху, потому что я богат, красив и я великий». Как закалялся Криштиану Роналду

Автор: Никита Мелкозеров. Фото: GettyImages, Eurosport

Такое ощущение, будто все детство и юность главный футболист в истории Португалии только и делал, что плакал. Да, в Фуншале рос странный ребенок, помешанный на футболе. Ему не нравились более-менее все виды доступных развлечений, за исключением игры в мяч. Он ставил перед собой космические цели, пытался добиваться их, плакал, когда не получалось, но все-таки преуспевал. Криштиану плавно вырос из лидера провинциальной «Андориньи» в мировую звезду «Манчестер Юнайтед». Правда, первое время в Англии терпел косые взгляды «стариков», которым не нравились его цветастый свитер, мелированные волосы и слишком сконцентрированная на себе манера игры. Но все обошлось. Вместе с Parimatch создаем мотивацию и рассказываем об одном из самых популярных спортсменов современности.

Фуншал, Рейган, военный синдром

Роналду родился в Фуншале — это столица ласкающего глаз своей красотой острова Мадейра. Семья жила скромно в небольшом доме на берегу Атлантического океана. Правда, задумываться о красоте вида не приходилось. Все четверо детей делили в доме одну комнату. Родители много и тяжело работали, чтобы обеспечить их детство.

Криштиану родился последним. Брат Угу и сестры Эльма и Лилиана Катя были погодками, сильно старше его. Для родителей Роналду был поздним подарком, а свое длиннющее имя — Криштиану Роналду душ Сантуш Авейру — получил благодаря отцу. Жозе Диниш Авейру работал садовником, его супруга Мария Долореш душ Сантуш Авей — поваром и уборщицей. Мужчина очень любил Рональда Рейгана, который до избрания 40-м президентом США успел сняться в 52 художественных фильмах. То есть на самом деле фамилия у футболиста Авейру, а Роналду — дополнение к первому имени.

— Детство было сложным, но у меня никогда не было нехватки чего-то, — вспоминает Криштиану. — Мои родители много работали и вообще делали все, чтобы мы, дети, ни в чем не нуждались.

Правда, надо отметить, Роналду особо ничего и не требовалось. Мяч да чтобы никто не мешал. Ни велик, ни комп, ни GameBoy. Только футбик. Вместо того чтобы учить уроки, парень попросту вылезал из окна спальни и удирал, чтобы побегать с мячом.

Он действительно учился примерно никак и в школе ценил только обеденный перерыв, потому что они с друзьями вместо еды устраивали футбольчик. Первая школьная учительница Криштиану Мария душ Сантуш говорит, что малой не наглел и не терял берегов. Участвовал во всяких мероприятиях, разучивал песни и кое-как даже делал уроки, но все свободное время тратил на футбол. Если рядом не оказывалось настоящего мяча, Роналду делал его из носка. Очумелые ручки.

Когда Криштиану исполнилось восемь, папа взял его за ручку и повел в детскую футбольную команду «Андоринья», ДЮСШ по-нашему. Жозе к тому моменту работал в школе администратором. Красиво, но без продолжения. После Авейру не особо участвовал в жизни сына, предпочитая просмотру его матчей посещение бара через дорогу от стадиона. Там мужчина проявлял такое рвение, что после с ним, по воспоминаниям футболиста, становилось крайне сложно налаживать коммуникацию.

Причиной зависимости Авейру назывался военный синдром. В 1974 году Жозе призвали в португальскую армию и отправили в Анголу, где шла гражданская война. Страна зачем-то тратила на нее 40% бюджета. Отец Роналду не участвовал в столкновениях с африканцами, но 13 месяцев в армии сказались на его психическом здоровье. Солдаты боялись пить местную воду, опасаясь отравиться, поэтому налегали на ангольское пиво «Кука».

По возвращении в Португалию ветераны не испытали особой заботы, оставшись без пенсий и почестей. Отец Роналду топил воспоминания в алкоголе, пока сын прогрессировал со скоростью метеора. Вместе с этим росли и его амбиции. Правда, с эмоциями ребенок справлялся чуть хуже, чем с другими вызовами.

Слезы, брекеты, наркотики

Как-то «Андоринья» играла с «Камача» за звание лучшей команды острова. После первого тайма Криштиану и партнеры горели 0:2. Роналду весь перерыв рыдал в голос. Слезы лились рекой и утекали в Атлантику. Никто не знал, как его успокоить. Правда, во втором тайме малой вытер сопли и урезонил все свои секреции. Сперва забил, после отдал голевую. Команда выиграла 3:2.

Роналду исполнилось 10, когда его купил «Насьонал», одна из ведущих команд острова. Первый трансфер Криштиану стоил его новому клубу двухгодичного комплекта футбольной формы и бутс для «Андориньи». На новом месте Криштиану провел один сезон, быстро став главной звездой и капитаном.

Стало ясно, что на Мадейре пацану делать уже нечего. Тренеры помогли с просмотром в столичном «Спортинге». И все срослось. В 11 лет Криштиану пришлось покидать отчий дом. Полет на материк из родного Фуншала прошел в слезах. То было первое авиапутешествие подростка. Он плакал из-за боли в заложенных ушах и стартовавшей тоски по дому.

Какое-то время Роналду жил в Лиссабоне без родных. Прыщи на лице, брекеты на зубах, вьюга на душе, провинциальный акцент в речи — над парнем издевались одноклассники.

— Как только я открывал рот, они сразу начинали ржать. Я чувствовал себя клоуном, — вспоминает Роналду.

Да, в столице его никто не понимал, на острове Мадейра очень своеобразное произношение. Португальский крайне щедр на акценты и оттенки. Говорят, сразу можно отличить человека из Порту от представителя Лиссабона, жителя побережья от выходцев из центральных районов. Но Мадейра — это что-то особенное. От диалекта было не спрятаться не скрыться.

Вскоре дерзкие подколки одноклассников довели Роналду. Криштиану стал бросаться стульями в обидчиков. Подросток ревел от стыда и бессилия. Звонил маме, умоляя забрать его домой. Пытался обратиться к отцу, но тот как раз запил. Благо вскоре руководство детской академии «Спортинга» оценило расклады и все-таки пригласило маму ребенка в столицу. Роналду, правда, продолжил каждодневно плакать (что было ему очень свойственно), но по чуть научился справляться с прессингом и травлей.

Роналду вспоминает один из самых сложных в эмоциональном плане моментов. Он был пережит как раз на Мадейре. Юниорский «Спортинг» приехал в Фуншал. Матч планировался чуть ли не в родном квартале Криштиану. Но накануне игрок позволил себе какой-то косяк. Тренер был жесток. Зная, как Роналду хочет сыграть на родине, не включил его даже в заявку. Игрок четыре раза перечитал состав, поплакал, снова перечитал, снова поплакал. А после понял, что лучше не косячить, и вдвое увеличил нагрузки на тренировках, чтобы вернуться в старт.

Примерно в то время стал формироваться внутренний контрол-фрик Криштиану. Это походило на одержимость. Тренер академии «Спортинга» Аурелиу Перейра вспоминал, как Криштиану по дороге с тренировки в общежитие вешал на ноги дополнительные веса, останавливался у светофора и ждал зеленого света для машин, а потом бежал с ними наперегонки. Бедные жители Лиссабона. Бывший одноклубник Роналду Угу Пина подкинул еще одну историю. В 14 лет пробирался ночью в тренажерку, хотя вроде бы пребывал в отличной форме, и играл в команде с парнями на два года старше.

Пошли первые деньги. Не космос, но для подростка ощутимо. Правда, тратить на себя их не получалось. Пришлось помогать брату Угу, который много лет пытался вылечиться от наркотической зависимости. Удалось. Угу — художник и декоратор по профессии — сейчас прекрасно себя чувствует, поборов недуг, и заправляет музеем брата в Фуншале.

Белорус, Фергюсон, свитер Versace

Дебют за взрослый состав «Спортинга» состоялся 15 августа 2001 года в спарринге с лиссабонским «Атлетико». Роналду вышел на замену и забил. Команда была ничего — опытные Мариу Жардел, Жоау Пинту, молодой Рикарду Куарежма и наш Виталий Кутузов, который приехал из «Милана» в аренду. Белорус даже забил один из своих девяти мячей в сезоне с подачи юного Криштиану. Ребята делили один номер на базе.

— Криштиану знал, что я приехал из «Милана», и задавал множество вопросов — в то время выступать за «россонери» было престижно. Спрашивал о Мальдини, Костакурте, Индзаги, Шевченко и тренировочном лагере в Миланелло: хотел знать, как тренируются чемпионские команды, как они прогрессируют в физическом плане, — вспоминал в интервью «Евроспорту» Кутузов.

Криштиану играл за юношеские и юниорские сборные страны, стремительно прогрессировал и вызывал интерес к своей озабоченной успехом персоне. Одним из первых Роналду заметил тогдашний главный тренер «Ливерпуля» Жерар Улье. Француз был не против подписания, но клубные менеджеры решили, что он еще слишком молод.

Однако Англия все же случилась. Португалия готовилась к домашнему чемпионату Европы 2004 года (финал закончился очередными слезами Роналду). Летом 2003 года открывался стадион «Жозе Алваладе». На дебютный матч позвали мощный «Манчестер Юнайтед». Не нынешний, где косяк косяком погоняет, а мощный и уверенный в своем будущем, под управлением сэра Алекса Фергюсона. И «Спортинг» бахнул МЮ со счетом 3:1.

В своей автобиографии культовый опорник «Манчестера» Рой Кин написал, что после первого тайма правому защитнику команды Джону О’Ши понадобилась помощь врача. У ирландца реально закружилась голова, так его отвозил на фланге юный португалец. В раздевалке сенаторы команды Батт, Скоулз и Рио Фердинанд подошли к Фергюсону с предложением: надо забирать этого пацана, если уж мы упустили Роналдиньо в межсезонье. Фергюсон парировал коротко: «Да, я в курсе».

Он велел экипировщику МЮ Альберту Моргану подняться в VIP-ложу и позвать клубного босса Питера Кеньона: «Передай, что мы не уедем со стадиона без этого парня». «Но „Реал“ предлагает за него восемь миллионов фунтов!» — парировал директор. «Значит, предложите девять!» — заключил Фергюсон. Сумма трансфера в итоге составила 12,24 млн фунтов.

Несмотря на положительную аттестацию сенаторов в Лиссабоне, первое появление на базе МЮ в Каррингтоне получилось не самым теплым. Джон О’Ши по стебу потребовал от Роналду комиссионные за состоявшийся трансфер. А цветастый свитер Versace и крашеные волосы Криштиану не понравились суровым английским мужчинам — опорнику Полу Скоулзу и экипировщику Иану Бакингему. Правда, это быстро прошло. За годы в МЮ Криштиану более-менее часто конфликтовал только с Руудом ван Нистелроем. Они даже подрались однажды на тренировке. Голландскому форварду не нравилась излишне индивидуальная манера действий Роналду. Он «пихал» партнеру за отсутствие подач в штрафную.

— После того как я перешел в клуб, тренер спросил меня, под каким номером я хочу играть. Я сказал, что под 28-м. Но Фергюсон сказал: «Нет, ты получишь номер 7». Эта знаменитая футболка стала для меня дополнительным источником мотивации. Я был вынужден оправдать ожидания после такой чести в мой адрес, — вспоминает Роналду.

И правильно. Семерка принадлежала культовым игрокам «Юнайтед» — Джорджу Бесту, Брайану Робсону, Эрику Кантоне и Дэвиду Бекхэму, который как раз перебрался в мадридский «Реал» и освободил номер. Фергюсон позже объяснил свое решение: «Криштиану был самым одаренным игроком, с которым я когда-либо работал. Он превосходил всех великих футболистов „Манчестер Юнайтед“».

Истерика, Кристина, величие

Деньги Роналду в первую очередь тратил на семью. Чтобы построить дом для мамы, нанял одного из лучших архитекторов мира — Эдуардо Соуто де Моура, награжденного Притцкеровской премией.

Отношения с отцом потеплели, но оставались сложными. Однажды ему не хватило денег на выпивку, мужчина продал майку сына, в которой тот дебютировал в МЮ. Лечить печень и почки в Англии Диниш отказывался, хотя Криштиану настаивал и уговаривал, а когда все-таки согласился, было уже поздно. О смерти отца Роналду узнал в Москве перед игрой отбора чемпионата мира 2006 года, когда к нему в номер зашли главный тренер сборной Португалии Луис Фелипе Сколари и ее культовый полузащитник Луиш Фигу. Роналду было 20 лет. Он все-таки вышел на поле и расплакался после игры. Насмотревшись на отца, футболист твердо решил стать трезвенником.

Первые годы в Англии были сложными. Португалец выделялся своим пижонством на фоне суровых британских мужчин. Его не парили собственные провинциальные комплексы, лишняя эмоциональность. Самый высокооплачиваемый тинейджер лиги грешил симуляциями и истерил в ответ на решения судей. Наглядевшись на такие непотребства, фанаты МЮ стали звать Роналду исключительно «Кристиной» — мол, только женщины так кривляются.

Но ничто не останавливало португальца на пути к величию. Уже в 2008 году защитник МЮ Рио Фердинанд рассказывал, что в жизни не видел такого количества личных помощников, как у Криштиану. Он оставался после тренировок, работал все усерднее и усерднее, анализировал свои медицинские и статистические показатели.

За шесть лет в Англии португалец забил 118 мячей, трижды выиграл чемпионат, дважды — Кубок Лиги. А в 2008 году помог команде победить в московском финале Лиги чемпионов. После этого Криштиану получил свой первый «Золотой мяч». В той встрече Криштиану забил «Челси» в основное время, но не сумел реализовать послематчевый пенальти, из-за чего расплакался и остался рыдать в центре, когда вся команда ринулась праздновать победу.

Уэйн Руни, еще одна легенда МЮ, вспоминает, как в раздевалке «Манчестер Юнайтед» Роналду повесил у своего шкафчика зеркало и вертелся перед ним, прежде чем выйти на поле. Мол, просто не мог пройти мимо, не восхитившись. Еще Криштиану бесило, что Forbes занижает его состояние, он публично поправлял журналистов, объясняя, сколько именно зарабатывает.

— Люди ревнуют меня к успеху, потому что я богат, красив и я великий футболист, — парировал Криштиану все колкости по поводу самовлюбленности. — Моя мама учила меня всегда быть собой. Некоторым это нравится, некоторым — нет, и это нормально.

Говорят, когда Криштиану зарегистрировал торговую марку CR7 (первые буквы имени и 7-й игровой номер), нанес соответствующие вензеля в своем доме на мебель, полотенца, простыни и даже тарелки. Одно время на стене у него висел портрет кумира юности, бельгийца Жан-Клода Ван Дамма, но вскоре Криштиану заменил его на собственный.

Криштиану действительно повернут на себе. Он маниакально тренируется и собирает рекорды. Роналду был самым высокооплачиваемым игроком МЮ, а потом перебрался за самые большие деньги на тот момент (80 млн фунтов стерлингов) в мадридский «Реал», где начались их «звездные войны» с Лионелем Месси. После завершения трансфера Роналду выразил благодарность Фергюсону, отметив: «Он был моим отцом в спортивном плане, одним из самых важных и самых определяющих факторов, повлиявших на мою карьеру».

Он уже легенда, вошел в историю Лиги чемпионов, сделал сборную Португалии чемпионом Европы, теперь помогает «Ювентусу» выстраивать крупный международный бренд и уже намного реже плачет… Однажды в гости к португальцу приехала съемочная группа испанского телеканала La Sexta и попросила представиться на камеру.

— Меня зовут Криштиану Роналду, я футболист. Я забрался на самую верхушку этого мира и хочу оставаться там вечно! — выпалил игрок без лишних сомнений.


Parimatch Belarus стала единственной белорусской беттинговой компанией, вошедшей в шорт-лист престижной в СНГ премии в области спортивного бизнеса и эффективного управления спортивными проектами BISPO Awards 2019. Компания номинирована сразу в двух категориях: «Лучший букмекерский проект в спорте» за партнерские коллаборации и «Лучший спонсорский проект в спорте» за кейс по ребрендингу «Париматч-Экстралиги». Parimatch: заряжен побеждать!

Спецпроект подготовлен при поддержке общества с ограниченной ответственностью «СТАТУСКВО», УНП 101011505.

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!