Об этом Максим Ермолович заявил журналистам после того, как депутаты приняли бюджет на 2020 год во втором чтении. Министр рассказал о том, что бюджет сбалансированный, и о том, что Беларусь пока не вышла из пиковых нагрузок по выплатам государственного долга.
— Бюджет 2020 года не только не ухудшает ситуацию с финансированием бюджетного сектора, но и достаточно серьезный шаг вперед мы делаем по повышению зарплат в бюджетном секторе, — отметил Максим Ермолович. — При этом наполнение других расходов социального характера и расходов, обеспечивающих деятельность бюджетных организаций, также возрастает довольно существенно. Это позволяет нам полагать, что качество бюджетных услуг будет повышаться в следующем году, особенно в сфере образования и здравоохранения. Кроме этого, мы существенно повысим жизненный уровень работников бюджетного сектора.
— Что касается национальной экономики, то здесь мы постепенно снижаем расходы, связанные с государственной поддержкой предприятий республики, потому что часть из них уходит на успешную работу без государственной поддержки, по части мы принимаем решения, реструктурируя их обязательства, изменяя форму управления этими предприятиями, переориентируем их. То есть достаточная работа ведется с тем, чтобы обеспечить эффективную работу промышленности, сельского хозяйства. Как результат, это приводит к снижению нагрузки на бюджет по поддержке этих предприятий, — добавил министр. — Что касается обслуживания государственного долга, то мы пока не вышли из пиковых нагрузок на бюджет. При этом качество портфеля государственных заимствований улучшается: мы снижаем свои обязательства по обслуживанию государственного долга в целом, замещая более дорогие кредиты более дешевыми, улучшается структура платежей по процентам за пользование этими государственными займами.
С точки зрения расходов на национальную безопасность — здесь все стандартно. Следует отметить, что строительство системы национальной безопасности, национальной обороны и правоохранительной деятельности продолжается на протяжении многих лет, поэтому у нас стабильные расходы на обеспечение национальной безопасности, и каких-либо рисков с этой стороны также бюджет не видит. Бюджет сбалансирован с точки зрения доходов и источников финансирования дефицита бюджета. У нас достаточно ресурсов, чтобы погашать и обслуживать государственный долг, в том числе и валютных средств. Мы расширили свое присутствие на внешних рынках государственных заимствований.
— 2020 год — это год, в котором мы никаких сюрпризов не ожидаем, несмотря ни на какие внешние обстоятельства и на возможные изменения макроэкономической конъюнктуры как в регионе, так и в целом на глобальных рынках, — отметил Ермолович.
— А положительных сюрпризов мы тоже не ожидаем? Может, нам налоговый маневр компенсируют? — уточнили журналисты.
— Это не ко мне, — отметил Ермолович.
— Продолжаются ли переговоры по налоговому маневру? — не сдавались журналисты.
— Они никогда не заканчиваются. И пока они идут, наверное, рано говорить об этом, — сказал министр.
— Расчет макропрогноза мы формировали на основе базового сценария развития: ВВП там менее 2% и цена газа заложена на уровне текущего года, — отметил Максим Ермолович. Напомним, это $127 за тысячу кубометров.
— Во время «Кастрычніцкага эканамічнага форума» вы отметили, что один из главных вызовов для экономики страны — это нехватка рабочей силы. Она связана как с сокращением трудоспособного населения Беларуси, так и с тем, что наши соседние страны конкурируют с нами за трудовые ресурсы. Как вы видите решение этой проблемы? — задали вопрос журналисты.
— У нас достаточно масштабная программа демографической безопасности, которая финансируется за счет средств республиканского и местных бюджетов. Там есть целый набор мер, — отметил Ермолович. — Необходимо повышать качество образования у нас в стране, необходимо в дальнейшем создавать высокопродуктивные рабочие места и давать иные импульсы для развития частного сектора, повышать эффективность государственных предприятий — это единственный выход, чтобы заработная плата росла в нашей экономике быстрее, чем это происходит в соседних экономиках. Единственный способ решить эту проблему — ускоренные темпы экономического роста и выход на решение задачи в 100 миллиардов ВВП к 2025 году.
— Поддержка МВФ может предоставляться для двух целей. Во-первых, для стабилизации макроэкономической ситуации. Чего нам ни в текущем, ни в следующем году, я надеюсь, не потребуется, — отметил он. — И во-вторых, для реализации структурных реформ. Что касается структурных реформ, то вы видите, что изменения уже есть. Меняется и система управления госпредприятиями, делаются шаги по повышению эффективности госсектора, много решений принято в области сельскохозяйственного производства. Президентом нашей страны на совещании в Витебской области даны четкие инструкции по тому, как развивать сельское хозяйство. В том числе озвучена и тема приватизации сельскохозяйственных предприятий. Мне кажется, что есть и политическое решение, и потенциал для реализации целого комплекса мероприятий, направленных на ускоренный и устойчивый экономический рост, сбалансированный бюджет, снижение государственного долга. Все эти решения приняты.
Насколько это устраивает на сегодняшний день наших партнеров по МВФ? Можно сказать однозначно, они хотели бы видеть более быстрые реформы в государственном секторе, хотели бы видеть более эффективное повышение тарифов на услуги ЖКХ для компенсации затрат на оказание этих услуг и сокращение бюджетной поддержки населения.
Я думаю, что здесь мы пока расходимся по скорости этих действий, и перспектив того, что мы придем к согласию по этим двум позициям в следующем году, я не вижу. Тем не менее, в рамках программы социально-экономического развития на следующую пятилетку мы во взаимодействии со Всемирным банком, с Международным валютным фондом будем обсуждать их видение того, как должна реализовываться экономическая политика. Проводить эти дискуссии и формировать программу социально-экономического развития исходя из большого набора мнений по данному поводу. Здесь ничего нельзя отвергать и ничего нельзя принимать на веру. Поэтому разработка программы на следующую пятилетку, учитывая 100 миллиардов ВВП, потребует, наверное, в том числе и нестандартных решений. Надеюсь, мы эти решения найдем.
— Цену наших заимствований покажет состояние рынка в будущем году. Мы собираемся выходить на рынок с объемом заимствований в $1,5 млрд. Часть из этих средств будет привлечена за счет размещения нового евробонда Минфином. Что касается цен и стоимости этих заимствований, нужно рассуждать по этому поводу ближе к тому времени, когда мы будем выходить на рынок. Здесь многое зависит от того, в каком состоянии будет находиться рынок. Это невозможно спрогнозировать. Если говорить о текущих ставках, то стоимость наших бондов на российском рынке продолжает снижаться. Наша ставка по вторичным евробондам также продолжает уходить вниз, мы торгуемся достаточно неплохо. Это все позволяет нам надеяться, что новые размещения будут ниже предыдущих. И это будет продолжаться достаточно долго.
— На каком уровне ставки сейчас? — поинтересовались журналисты.
— На российском рынке — в районе 7,5%, евробонды — будет ниже 5%. Пока выше, но пробивает 5%.
Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей в одном месте
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!