«Белавиа» о ситуации с аннулированными билетами: пострадали 4000 человек, мы готовы к судам с пассажирами

 
31 октября 2019 в 12:39
Автор: Никита Мелкозеров. Фото: Александр Ружечка
Автор: Никита Мелкозеров. Фото: Александр Ружечка

История следующая. Пассажирам «Белавиа» стали приходить извещения об аннулировании билетов, которые они приобрели посредством сайта aerobilet.ru. Мол, объявлен дефолт агентства, которое владеет порталом. Потому денежные средства за совершенное бронирование не получены. Предлагалось провести оплату вновь. У многих пассажиров не было времени разбираться, потому они, получается, купили свои билеты дважды. При этом в письмах пользователям представители сайта считают действия «Белавиа» неверными. В итоге получился большой замес, спровоцировавший огромное недовольство большого количества пассажиров.

— У нас нет никаких отношений с aerobilet.ru. Нет и не было, — подчеркнул Анатолий Гусаров, гендиректор «Белавиа». — О том, что существует такая структура, мы узнали 18 октября. Есть система BSP. Авиакомпании вступают в нее. В Турции есть агенты BSP. Схема такая: продаются билеты, BSP ведет расчет и перечисляет все деньги авиакомпании. Создаются дочерние структуры, разные схемы.

IATI — один из крупнейших агентов в Турции. У него тоже есть дочерние структуры, в том числе и в России. Как оказалось, aerobilet.ru — одна из них. По законодательству РФ никакая структура (даже если она член BSP или член местной ТКП — транспортная клиринговая палата) не может продавать билеты авиакомпании, если не имеет договора с ней.

Выяснилось, что был придуман обходной маневр. IATI предоставила возможность своей «дочке» aerobilet.ru продавать билеты различных авиакомпаний. В том числе «Белавиа». Все закончилось тем, что 18 октября мы получили уведомление от IATA, что у IATI возникли проблемы с расчетами BSP в Турции и долг составил $52 млн.

Когда стали дальше разбираться, возник aerobilet.ru, который действовал в нарушение российского законодательства. Потому мы приняли достаточно жесткие методы. Ведь компании грозили большие финансовые потери.

Пассажиры, которые приобрели билеты включительно по 16 сентября, были приняты к перевозке. И мы будем их принимать. Потому что те деньги компания получила от своего турецкого партнера.

Начиная с 17 сентября IATI перестала перечислять деньги IATA. Так бывает, но объемы слишком большие. Пострадали компании по всему миру. AirCanada, Etihad, ряд российских перевозчиков…

В прошлую пятницу IATA собирала в Стамбуле все авиакомпании, которые попали на деньги. Окончательного механизма по реакции на произошедшее пока не принято. Каждая авиакомпания действует исходя из законодательства своей страны, объема возможных потерь и других соображений.

Какая-то часть сумм будет погашена за счет банковской гарантии, которую IATI имеет перед IATA. Но сумма будет в районе $26 млн. Это половина. Потери все равно будут.

— Какие потери светили «Белавиа»?

— Реально… Около миллиона долларов. Таково несоответствие сумм, которые мы получили и должны были получить. 

— Сколько людей пострадало в этой ситуации?

— Порядка 4000 пассажиров.

— Нельзя было пойти другим путем и судиться с агентством, а не аннулировать билеты?

— Мы не можем судиться с агентством, потому что у нас нет отношений. Они не имели права нас продавать. 

— Вы готовы к судам?

— Да, конечно. Здесь не работает принцип «клиент всегда прав». Да, мы будем судиться с пассажирами. Год назад в России произошла подобная история, но с меньшими объемами. Пассажиры обращались в суд ко многим авиакомпаниям. В нынешней ситуации мы считаем, что поступаем правильно. Услуга не оплачена. А отсылки к договорам и прочее можно трактовать очень по-разному. 

Но мы не хотим и не можем быть крайними, мы ни в чем не виноваты. Мы ничего не сделали неправильного. А как там получилось… То ли это умышленные действия, то ли ошибочные. Идут разбирательства. К сожалению, сегодня не существует механизма в IATA, чтобы был однозначный алгоритм действий. Когда продажи ушли в интернет, появилось больше возможностей махинаций.

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!