Рысей хотят вычеркнуть из Красной книги и разрешить охоту на них. Чем это опасно и кому они мешают?

 
05 сентября 2019 в 16:19
Автор: Дарья Спевак. Фото: shutterstock.com
Автор: Дарья Спевак. Фото: shutterstock.com

Охотников рысь привлекает давно. Минлесхоз хотел исключить животное из Красной книги еще десять лет назад. Сейчас пришла новая волна. И новая волна отпора от общества и ученых. Рыси поддерживают экосистемы в норме, а их собираются убивать. Поэтому неравнодушные люди запустили петицию и объяснили, почему это нехорошо и к чему может привести исчезновение рысей.

Количество рысей неизвестно, но их хотят исключить из Красной книги

— Охотничья индустрия у нас — практически государственная отрасль экономики. Во всем мире это в основном частный промысел. Европейскую рысь включили в Красную книгу еще в 1981 году, и она до сих пор там числится, — рассказал Александр Винчевский, директор ОО «Ахова птушак Бацькаўшчыны».

Он говорит, что точного количества рысей в Беларуси назвать никто не может — нет верной методики. В Академии наук поясняют, что хорошая методика (качественная фотоохота) очень дорогая и нашему государству не по карману.

— По плану экологической емкости у нас должно быть 1,5 тыс. особей. Но даже если наберется 1,6 тыс., мы против того, чтобы на рысей открывали охоту. Ведь рысь охотится и на лису, и на енотовидную собаку — это как раз нежелательные для охотничьего хозяйства виды, — объясняет Винчевский. — Экономику белорусского охотхозяйства не спасет убийство рысей. То же и с барсуками и медведями (на них тоже предлагается охотиться. — Прим. Onliner). Они вообще не трофейные животные.

К слову, для человека рысь не жизненно необходима — ее мясо никогда не ели наши предки: в нем очень много паразитов, как и в мясе всех хищников.

«Учет нужно проводить достоверными методами, а потом уже принимать решения»

Кроме общественных деятелей, ситуацией обеспокоилось и научное сообщество.

— Мы отправили в Совмин письмо для пересмотра [инициативы Минлесхоза]. Точную цифру по количеству рысей дать никто не может, только по отдельным территориям. В 2019-м, по данным Минлесхоза и охотников, количество особей не изменилась с 2008 года — это 800—830. От правительства мы получили ответ: «В настоящее время принятие решения об изменении статуса рыси не представляется возможным в связи с отсутствием объективной информации по учету данного вида дикого животного», — говорит Александр Чайковский, гендиректор ГНПО «Научно-практический центр НАН Беларуси по биоресурсам», и добавляет: считать рысей нужно на протяжении 3—5 лет.

В стране планируют мониторить рысей, пытаются привлечь деньги на годные методики и оборудование. Пока не достигнут оптимальной цифры, рыси останутся под защитой. Медведи и барсуки, кстати, тоже.

— Учет нужно проводить достоверными методами, а потом уже принимать решения, — уверена Анна Сидорович, ведущий научный сотрудник ГНПО «Научно-практический центр НАН Беларуси по биоресурсам». — Нужно знать количество и интенсивность воспроизводства популяции. Сильное охотничье изъятие может привести к резкому уменьшению популяции.

Ученый напоминает, что крупные хищники — важные звенья в естественных экосообществах. Если их изъять, это повлияет на жизнь всех экосистем.

Так что же случится, если рыси исчезнут?

Это большая история с предысторией. Объясняем максимально коротко и по порядку.

Начнем с енотовидных собак. Их привезли к нам в 1950-х с Дальнего Востока (делать красивые шубы и знаменитые советские шапки). Енотки прижились как дома, и даже больше. Стали вытеснять наших барсуков (они теперь тоже в Красной книге. — Прим. Onliner): делать свои норы им лень, поэтому они занимают барсучьи и лисьи. Или засыпают песком — и барсуки задыхаются. Еще эти собаки поедают глухарей и тетеревов.

— Количество енотовидных собак необходимо контролировать. Спрос на пушнину упал — необходимости отстреливать и ставить капканы для нее нет. Патроны стоят дороже, чем охотничья премия за это животное. Сейчас у нас нет эффективного механизма контроля енотки. Рысь и волк — естественные механизмы их контроля, — поясняет Анна Сидорович.

Получается, что рысь спасает барсуков, тетеревов и глухарей. Если ее исключат из Красной книги, другие животные под угрозой. Только енотовидная собака счастлива. К слову, рысь добывает столько же еноток, сколько и охотники.

Анна Сидорович обращает внимание на еще одну проблему — распространение бешенства.

— После разбрасывания приманок против бешенства у лисиц и енотовидных собак наблюдалась вспышка численности. Естественно, после этого появились дополнительные факторы регуляции количества: вирусы, чесотка и другие заболевания. По итогу лисиц и еноток стало меньше, потом численность восстановилась и снова сильно выросла. Это значит, что есть риск новых вспышек бешенства — это естественный регулятор большой численности животных.

То есть чем больше енотовидных собак, тем больше бешенства. А рыси помогают сокращать число еноток и спасают нас от дополнительных рисков.

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!