Спецпроект

Разбираемся в международных English-тестах

14 119
04 сентября 2019 в 17:04
Автор: Александр Владыко. Фото: Александр Ружечка
Спецпроект

Разбираемся в международных English-тестах

Автор: Александр Владыко. Фото: Александр Ружечка

Когда деревья были большими, словом TOEFL накрыло всех школьников-студентов. Казалось, что никакие внутренние или вступительные экзамены не могут даже приблизиться к сложности и объективности этого теста. Почти так все и оказалось в итоге. Что еще можно сдать, чтобы стать ближе к печальной белорусской мечте о сладкой жизни за границей? Разбираемся вместе со школой иностранных языков Moonlight.

Наталья Кулинкович учит английскому чуть ли не столько же лет, сколько в Беларуси официально существует тот самый Test of English as a Foreign Language. За свою жизнь сама успела сдать пять разных тестов. Зачем?

— Чтобы быть конкурентоспособным, вы должны подтверждать свои умения. Диплом иняза — это хорошо, но его нужно долго пересчитывать в часах изучения иностранного языка, чтобы он приобрел какой-то объективный статус.

Чтобы не путаться в относительных понятиях (твое «плохо говорю по-английски» — это мой недостижимый уровень, или наоборот), страны решили договориться. Есть килограммы, километры. Договорились и ввели европейскую шкалу компетенций CEFR. Там каждой оценке дается объяснение. Например, на эту тему способен поддерживать разговор, а на эту — только понимать.

— Насколько шкала считается объективной?

— Нашим разным ЕГ и ЦТ до нее еще долго и долго тянуться. Важно, как мы говорим, пишем, слышим и читаем. Эти четыре языковых навыка нужно проверить так, чтобы любая организация нам поверила. Оценки в разных тестах могут быть разными, потому что есть мили, а есть километры. Но всем известно, как их перевести друг в друга.

Когда всеми уважаемые критерии были признаны, за дело взялись предприниматели и ученые. Международные тесты — это бизнес, который оценивает за плату.

Один из самых старых — кембриджский экзамен FCE (First). Сегодня это в середине линейки разных по уровню тестов KET (Key English Test): PET (Preliminary English Test), FCE (First Certificate in English), CAE (Certificate in Advanced English) и СРЕ (Certificate of Proficiency in English). Первый — это базовый английский на уровне A2. Последний — С2. Топ, в общем.

— Я сдавала кембриджские тесты дважды (и оба на высший балл. — Прим. Onliner), — рассказывает Наталья. — Они подробные, качественные и условно вечные — сертификат не требует пересдачи через два года, как у многих других тестов. Но по факту, если я пришлю резюме с результатами экзамена 10-летней давности, мне зададут вопрос о подтверждении актуального уровня. TOEFL и IELTS признают, что актуальность результата теста со временем теряется — так честнее. И все же 

молодым советую подумать над сдачей «кембриджских». Почему? Они более подробные. На тест фактически уходит два дня. По аналогии с ювелирами — это handmade. Сама подготовка к тесту очень сильно повысит и ваш словарный запас, и количество грамматических структур.

Второй популярный экзамен (или первый по популярности) — американский TOEFL. Стоит приличных денег (от $200). По словам Натальи, основная аудитория этого теста сегодня — подтверждающие уровень языка для получения стипендии. То есть студенты.

Еще шкала TOEFL состоит из 120 единиц, поэтому экзаменаторам должно хватить подвала шкалы, чтобы рассмотреть уровень даже самого начинающего.

Конкурирующий тест с акцентом на студентов и миграцию — IELTS. Наталья сдала его на 8,5 балла из 9, и тест ей до сих пор нравится.

— От TOEFL он отличается тем же, чем Цельсий от Фаренгейта. Но любой иностранный вуз будет удовлетворен хорошими результатами прохождения IELTS.

Тест сейчас настолько популярен, что в мире вспыхнул не один скандал вокруг подделок и двойников, участвующих в сдаче. В ответ компания ужесточила требования к идентификации и постоянно фотографирует тестирующихся.

Наконец, для работы в иностранной компании подойдет TOEIC — тест на способность занять чье-то место в международной компании. Если вы решаете, посылать ли человека на стажировку за границу, обучить пониманию бонусов, конкурентной борьбы, коммерческой тайны, — все зашито там. Это может быть сотрудник любого уровня. От руководителя до шофера, который встречает иностранцев в аэропорту и попутно решает их проблемы с таможней или пограничниками. Для такого начинающего английского есть даже подвид — TOIEC Bridge.

Как готовиться к тесту?

— Как белочка в колесе: читаем, слушаем, пишем, говорим. Преподаватель может только подсказать: если идете сдавать TOEFL, то слушайте американские новости по радио, если IELTS — слушайте BBC. Даже самый лучший преподаватель лишь поможет вам подготовиться — но не подскажет, как обмануть систему при отсутствии знаний.

Есть ли доверие к тестам, сдаваемым в Беларуси?

— Экзаменационные центры — сложное дело, открыть которое стоило больших усилий. Центр проходит кучу проверок, чтобы материалы хранились по правилам и была исключена коррупция. Для сдающих экзамен иногда ставят металлодетектор, чтобы любители подсказок не пронесли гаджеты. Сама международная система следит, чтобы результаты оценки в Минске не отличались от Лондона или Нью-Йорка.

Нужно ли проходить тесты новичкам?

— В тесте важно попасть в свой уровень. Его можно нащупать по онлайн-тестам на собеседовании. Конечно, можно от отчаяния или спешки попытаться сдать самый сложный тест, но вы его не обманете. Некоторые системы (например, IELTS) дают рекомендации по количеству попыток: не стоит пытаться пересдавать экзамен чаще чем раз в два месяца.

Теоретически в каждой системе заложена какая-то нижняя часть шкалы для оценки начинающего уровня. Например, в TOEFL вы соберете 20 из 120. А кембриджские экзамены поставят F вместе А, B или C.

Нужно ли сдавать тесты детям?

Никто не обязывает. Максим, сын Натальи, сдает тесты на знание английского каждый год начиная с первого класса. Накопилось уже три.

— Я сдавал два Starters (начальный кембриджский экзамен) с разницей в год и детский TOEFL Primary, — рассказывает Максим, чем уровень английского сегодня оценивается на А2 по CEFR.

С ответами по поводу «зачем» помогает мама.

— Тестирование — это здоровая привычка. Например, Максим этим летом сделал Telegram-бот, потом хочет играми заняться. Рано или поздно он сможет рассчитывать на стипендии. И если прийти туда впервые и столкнуться с экзаменом — может случиться мандраж и лишнее волнение. А раз привык, то сходил и сдал. Школьные экзамены — это просто смешно после этого.

В интернете можно найти полную копию экзамена, чтобы сдать его бесплатно?

— Нет. В сети много чего есть, но вы сможете пройти только половину. Чтобы оценить результаты собеседования и письменной части, нужен экзаменатор.

Сколько вариантов тестов есть? Можно ли налистаться ими до запоминания?

— И да и нет. В мире работают засекреченные команды подготовки экзаменационных вопросов. Они постоянно делают новые и вкидывают. Но если вы налистаетесь вдоволь, то получите хотя бы полное представление о тесте — это тоже хорошо.

Можно ли спорить по поводу результатов?

— В каждой системе существует процедура апелляции. Чтобы не злоупотребляли, она стоит денег. Суть в следующем: результаты вашего экзамена изучат еще несколько специалистов. Скорее всего, оценка останется в силе — тесты редко ошибаются.


Курсы иностранных языков Moonlight — это сертифицированный центр по приему международных экзаменов TOEIC, TOEFL Junior и TOEFL Primary, а также партнер и провайдер учебных курсов по английскому языку от National Geographic. Для взрослых предлагается курс KeyNote, созданный совместно с Ted ©, а для детей — курс английского языка Our World по уникальному методу CLIL.

Спецпроект подготовлен при поддержке ЧУП «Методики преподавания иностранных языков», УНП 192241642

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей в одном месте

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!