Русские пилоты посадили самолет в чистом поле и спасли 226 пассажиров. Опытный авиатор детально объясняет, почему они красавчики

 
15 августа 2019 в 15:00
Автор: Никита Мелкозеров. Фото: gazeta.ru, tatar-inform.ru. Видео: mash, 360°
Автор: Никита Мелкозеров. Фото: gazeta.ru, tatar-inform.ru. Видео: mash, 360°

Самолет А321 авиакомпании «Уральские авиалинии» сегодня утром совершил аварийную посадку почти сразу же после вылета из аэропорта Жуковского. В экстренных службах и Росавиации заявили, что в двигатели попала стая птиц, в итоге загорелся правый из них. Лайнер как раз набирал высоту. Пилоты приняли решение посадить его в чистом поле и сделали все по красоте. Выжили все пассажиры и члены экипажа. Глава Росавиации Александр Нерадько назвал решение экипажа самолета единственно верным. Наш собеседник того же мнения.

О пилотах

Когда начальная паника развеялась, прошла госпитализация и начались расследования самых разномастных силовых структур РФ, в Instagram авиакомпании «Уральские авиалинии» появился пост о пилотах воздушного судна рейса U6178. Главным был Дамир Юсупов, вторым пилотом — Георгий Мурзин. «Именно благодаря их профессионализму, выдержке и слаженным действиям самолет удалось посадить без трагических последствий», — отметили в компании.

Дамиру Юсупову — 41 год. В 2013 году мужчина с отличием окончил Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации. Сразу после вуза был принят на работу в авиакомпанию «Уральские авиалинии». В 2018 году получил вторую специальность: окончил Ульяновский институт гражданской авиации имени Главного маршала авиации Б. П. Бугаева по направлению «аэронавигация».

Общий налет Дамира Юсупова составляет более 3000 часов.

Второму пилоту Георгию Мурзину всего 23 года. В 2017 году парень окончил Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации. На работу в авиакомпанию был принят в 2018 году. Общий налет составляет более 600 часов.

— Они каждый у меня — граненый бриллиант, — расчувствовался в комментариях ТАСС наставник двух членов экипажа, замдекан факультета летной эксплуатации Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации Гегам Маргарян. — Я такой счастливый отец, что мой сынок посадил машину за счет своих нервов и здоровья и спас столько людей. Я перед ним снимаю шляпу. <…> Им спасибо, что они нас не подвели, получили знания вовремя, своевременно и грамотно, хладнокровно воспользовались знаниями, которые наш университет им отдал, инструкторы, преподаватели вместе с нами. Я ими горжусь.

Членов экипажа отстранили от полетов до окончания проверки. Это стандартная процедура.

Также стоит отметить, что эвакуацией пассажиров из салона руководили бортпроводники «Уральских авиалиний»: Дмитрий Ивлицкий, Алия Слякаева, Дмитрий Гончаренко, Надежда Вершинина и Яна Ягодина.

Об их работе

В большинстве авиакомпаний есть негласное правило не комментировать инциденты коллег. Мы обратились к опытному авиатору, который уже завершил карьеру. Пилот начинал в военной авиации, а после, как это часто бывает, перешел в гражданскую. Мужчина проявил скромность и попросил не указывать его имени.

— Это очень профессионально. Ребята — молодцы. Но важно, что, помимо профессионализма, была проявлена высокая степень хладнокровия. Пилоты работали в абсолютно нештатной ситуации — на взлете в двигатели попала стая птиц, у лайнера были абсолютно полные баки, полный салон пассажиров и полный багаж. В этой ситуации пилоты приняли решение об отключении двигателя и посадке в режиме планирования.

До полосы они бы не дотянули. На взлете скорость маленькая. Самолет тяжелый. И одно дело — планер, который для планирования и придумывался. А другое дело — пассажирский самолет, который пусть и может планировать, но создавался не для этого. Такие ситуации отрабатываются пилотами на тренажерах. Благо они умеют планировать. Однако надо отметить, что в режиме планирования посадочная скорость судна выше, чем с включенными движками на ВПП.

А321 — тяжелый самолет, отмечает собеседник. Если ориентироваться на видео посадки, которые есть в сети, воздушное судно приземлилось настолько мягко, насколько это возможно.

— Надо отдать должное КВС, то есть первому пилоту. Все решения были приняты в считаные секунды. Второй пилот — совсем юный мальчишка. 600 часов налета — это вообще ничего по меркам авиации. Тем более летать он стал только полтора года назад. Так что большое уважение капитану, но и мальчишка молодец, потому как, судя по итогу, он четко выполнял приказы КВС.

Известно, что самолет приземлился на брюхо, не выпуская шасси.

— Садиться на любое колхозное поле, пусть даже с травяным покрытием, с шасси — опасно. Они уходят далеко в землю. Самолет тяжелый, салон полный. Хорошо, что не случилось, но с выпущенными шасси лайнер мог и зацепиться за поверхность, и переломиться. А дальше после повреждения фюзеляжа могло бы начаться все самое плохое. И баки бы вспыхнули, думаю, в живых бы никто не остался. Решение КВС садиться в колхозном поле, где относительно мягкая почва, очень классное. Оно единственно верное, на мой взгляд. Он спас пассажиров.

Безусловно, надо дождаться расшифровки самописцев. Но если бы пилот продолжал лететь, не отключив двигатели, которые находятся под крылом, где расположены баки, все могло бы закончиться очень печально.

О наградах

Работу пилотов уже прокомментировал пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.

— Давайте поздравим друг друга, что 234 пассажира и семь членов экипажа остались живы, пожелаем скорейшего выздоровления тем, кто пострадал, и поздравим героев-летчиков, которые спасли жизни людей, посадили самолет.

Комментируя заявление уральских властей о намерении представить экипаж самолета авиакомпании «Уральские авиалинии» к государственным наградам, Песков напомнил, что вручение государственных наград осуществляется по указу президента РФ.

— После того как герои будут представлены к наградам, будут выполнены необходимые формальности, в кратчайшие сроки, никаких сомнений нет, они будут награждены, — подчеркнул пресс-секретарь главы государства.

И о птицах

Рейс «Уральских авиалиний» в Симферополь в аэропорту Жуковский был в четверг первым.

— Когда самолет шел на взлет, шумом двигателя он разогнал стаи птиц, которые в это время находились и на взлетно-посадочной полосе, и вдоль нее. При взлете они попали в двигатели, — сказал источник ТАСС, отметив, что птицы — известная проблема для аэропорта Жуковский.

Система отпугивания птиц в аэропорту подмосковного Жуковского, за которую отвечает Летно-исследовательский институт (ЛИИ) им. М. М. Громова, была в рабочем состоянии в момент вылета в Симферополь пассажирского самолета Airbus A321, совершившего аварийную посадку в поле после возгорания двигателя. Об этом заявили в организации.

Быстро появилась версия о стихийной свалке невдалеке от аэропорта, которая и привлекла стаи птиц. Отвечая на соответствующий вопрос, Песков осудил наличие таких объектов.

— Если вы спрашиваете, хорошо ли это — несанкционированная свалка, это плохо, — подчеркнул он. — Вы знаете, что с несанкционированными свалками ведется непримиримая борьба.

Напомним, что многочисленное попадание птиц в оба двигателя привели к отказу силовых установок. Борт совершил вынужденную посадку.

О птицах и белорусских самолетах

7 августа 2016-го чартер «Белавиа» вылетел из Бургаса, но сделал круг и через 15 минут снова приземлился. Пассажирам сообщили, что в двигатель белорусского Boeing попала птица. В связи с полученными повреждениями самолета было принято решение о направлении резервного воздушного судна в аэропорт Бургаса. Пассажиры провели в зале ожидания 12 часов. Потому как у многих были погашены визы.

19 марта 2018-го птицы стали причиной разворота рейса В2-945 Минск — Санкт-Петербург. На высоте около 150 метров Boeing 737-500 столкнулся со стаей птиц. Командир принял решение о возвращении в Минск. Самолет выработал топливо и осуществил посадку в Национальном аэропорту Минск. Один из 114 пассажиров почувствовал себя плохо, ему оказали медицинскую помощь.

30 мая 2019-го рейс «Белавиа» В2-9802 из Шарм-эль-Шейха в Минск был задержан почти на четыре часа, потому как перед взлетом один из пассажиров увидел в закрылке птицу. После в компании сообщили, что, несмотря на наличие следов птицы, техническая бригада неисправностей самолета не выявила.

Вот что нам рассказали в Национальном аэропорту Минск.

— Задача для аэропорта — создать такие условия, которые не привлекали бы птиц вообще. В Национальном аэропорту Минск разработан комплекс мероприятий по орнитологическому обеспечению полетов. Для этого на аэродроме функционируют различные технические устройства: визуальные, шумовые, биоаккустические и иные. Кроме того, на предприятии работают квалифицированные специалисты в области орнитологии. Отсутствие авиационных происшествий по причинам, связанным с птицами, позволяет сделать вывод, что применяемые нами меры эффективны, — поведали в пресс-службе аэропорта.

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей в одном месте

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!