«Хочется, чтобы люди брали отпуск ради фестиваля». В Браславе отгремел один из крупнейших оупен-эйров страны

27 июля 2019 в 13:41
Автор: Никита Мелкозеров. Фото: Сергей Тарасов, Нази Джаннесари

«Хочется, чтобы люди брали отпуск ради фестиваля». В Браславе отгремел один из крупнейших оупен-эйров страны

Автор: Никита Мелкозеров. Фото: Сергей Тарасов, Нази Джаннесари

Вокруг столько красивых девушек, что серьезные разговоры идут через паузы. Беседующие залипают в безнадежных попытках не утратить мысль. Один из главных организаторов фестиваля, Олег Лабуть, скидывает свой самокат и идет по пляжу смотреть на зоны активации. Там и пересекаемся. Переменчивое белорусское солнце озадачивает, но народ прибывает. Ближе к ночи, отскакав под «Мокрые кроссы», люди срывают глотки в ностальгическом угаре, которым заведует Сергей Михалок. Так начался Viva Braslav, один из самых крупных ивентов в РБ за пределами МКАД.

«Вопрос — насколько хватит силы, бюджета и здравого смысла»

Новинка нынешнего года — открытие кемпинга аж в четверг. Правда, утром пятницы жители города уже вовсю шутили, что возле пляжа завелся зомбилэнд.

— Вчера чуваки устроили ямакаси по-белорусски. С разбегу пытались перепрыгнуть ограждение прямо у дороги. Повалили целый пролет забора. Приехали милиционеры, повезли на беседу. Сегодня брат мой с ними общался. Пацаны сказали, что готовы восстановить ущерб подрядчику. За каждый перелом рассчитались. Их отпустили.

Олег умеет пользоваться интернетом и говорит, что читал основную претензию по пятнице, мол, люди не успевают после рабочего дня, но плотность аудитории постоянно нарастает.

— По кемпингу в четверг — нормальная идея. У нас вообще по большей части нормальные идеи, просто реализация не всегда дотягивает. За несколько дней до начала поняли, где сделали ошибки. Хотя как ошибки. Просто не всегда имеем возможности довести свои планы до необходимой реализации. Опять же, надо учитывать мнение РУВД при согласовании. В лесопарковой зоне ставить палатки нельзя. А по времени все окей. Кемпинг однозначно надо делать раньше. В будущем, может, даже начнем запускать его в среду.

— Хочешь сказать, что программа фестиваля выйдет за два дня?

— Конечно, есть желание расширять его временные рамки. Люди покрывают довольно большое расстояние. Прикинь, приезжаешь в Браслав, допустим, в пятницу, но первый вечер у тебя выпадает. Человек задолбался в хлам и, пока заселится, ничего больше не хочет. Движуха начинает ощущаться на следующий день.

Вопрос — насколько хватит силы, бюджета и здравого смысла на все это. Видишь дорогу? Она республиканского значения, каждый год ее перекрываем. Представь, что будет, когда мы придем к высокому начальству с предложением ограничить движение на неделю? Это совсем другой вопрос.

Про неделю пока никто не говорит, но в идеале организаторы хотели бы вырасти до трех-четырех дней.

— Хочется, чтобы люди брали отпуска ради фестиваля. Пока это делает примерно 20% аудитории. Было бы неплохо, чтобы цифра выросла до 80%.

«Браслав может быть уютнее и доступнее для самих белорусов»

Прошлогодняя посещаемость фестиваля составила 23 тыс. человек. Скорее всего, показатель сохранится. Плюс если и будет, то небольшой. Олег достает пауэрбанк, ставит телефон на зарядку и продолжает рассуждать на самую больную тему.

— Знаешь, какой главный вывод по этому году?

— Какой?

— Надо решать проблему с кемпингом. Потому что его раскупают за неделю. А потом уже людям сложно решиться ехать в пустоту. Особенно тем, кто собирается сюда впервые. Ребята опытные со всем разруливаются влегкую. Это вопрос развития нашего кемпинга и города. Накануне фестиваля было небольшое совещание на самом высоком областном уровне. Там обговорили, что будем дорабатывать кемпинг, чтобы можно было заселить больше людей. Лес нужно очистить и облагородить для создания толковой лесопарковой зоны.

Пока ходим, делаем прикидки, все сходятся на цифре в 27 000 зрителей. Если они случатся после финального пересчета, никто не расстроится. Это примерно в три раза больше населения города. Местные считают, что для той части приезжей публики, которая не потеряет память в угаре кемпинга, фестиваль может сыграть роль продвижения. Мол, люди поймут, что сюда можно приехать и без Viva Braslav, соберут друзей и действительно приедут.

Браславчане (не все, понятно) любят вспоминать поляков. Мол, те ребята видели туристический потенциал в городе и серьезно в него вкладывались. Потому за пример берутся Мазурские озера или Друскининкай — более реальный вариант.

Прячемся от переменчивого белорусского солнца под зонтиком, пытаемся понять, с какой стороны кусать сувлаки, в паузах между разговорами с Женей Субботой, участником команды организаторов.

— Но у нас нет инфраструктуры, аквапарка, канатной дороги, велодорожек. Смысл в том, чтобы люди здесь провели больше двух дней. Всегда что-то можно докрутить. Та же Беловежская пуща. Ну, пуща с зубрами, но они поставили дом Деда Мороза. Возникает часть людей, которым прикольнее это. Браслав может быть уютнее и доступнее для самих белорусов. Ясно, если бы все стало дешевле, а поток увеличился (инфраструктура, развлечения, доступность), местным не надо было бы так хищно нападать на редкого туриста и пытаться взять все его деньги. Надеюсь, фестиваль как-то повлияет на эти процессы.

«Локалы» говорят, что город должен в меньшей степени зависеть от погоды. К примеру, июль был холодным. Если люди не сняли агроусадьбу, непонятно, что им тут вообще делать. Были бы продуманные и развлекухи, и места общего пользования, возникли бы точки привлечения.

«Понт дороже денег, но мы заточены на комфорт гостей»

В этом году на фестиваль всего один вход. Раньше было два и в других местах.

— Когда делаешь два входа в чистом поле, возникает много сложностей, — объясняет Олег Лабуть. — Допустим, интернет отваливается. Работать в офлайне там невозможно. Мы берем пример крупных фестивалей. Там обычно один вход и 10—12 потоков.

Тут откуда ни возьмись появляется Женя Лабуть, старший брат Олега, один из соавторов фестиваля. У парня массивная гарнитура и рация. В отличие от брата, предпочитающего самокат, использует велосипед.

— Почему изменили пропускную систему?

— В прошлом году были карточки. Очень понтовая система, но нет нормального подрядчика, который не создаст четырехчасовые очереди. Понт дороже денег, но мы заточены на комфорт гостей.

— И как вы ощущали себя в прошлом году, когда люди стояли на вход по три часа?

— Как мудаки. Как мы себя еще могли ощущать? Хотелось этот бейдж «Организатор» засунуть куда подальше.

У ребят просят сфотографироваться. Все, можно заканчивать карьеру.

— По входам понт прикольный, — продолжает Олег. — Но эта система занимает больше времени. Она удобна для очень продолжительного события — ну там недельного. Ты приезжаешь, однажды регистрируешься и потом спокойно осуществляешь многоразовый вход. Большинство фестивалей используют браслеты. Думаю, идеал — система аквапарков. Делаешь браслет, чипируешь его, подвязываешь ко всей торговле на территории.

Женя командует в рацию про клининг. Олег рассказывает, почему выступление белорусских артистов было запланировано на пятницу, в результате чего многие не успели на Тиму Белорусских.

— На самом деле хитрого плана никакого не было. Типа, в пятницу белорусские хедлайнеры, а в субботу русские. Все сложилось исходя из согласования графиков артистов. У кого-то была свободная дата, у кого-то нет.

Тима Белорусских, раз уж заговорили, устроил ожидаемый подростковый рейв. На танцполе в яром экстазе бесновались юные девы, снимая самих себя в сторис. Их поджимали пьяные мужчины постарше и кричали: «Давай „Мокрые кроссы“!» Артист дал «Мокрые кроссы» очень рано, после чего просители не нашли альтернативы и замолчали.

— Откуда у него столько песен? — спрашивали нейтральные зрители.

— Откуда их все знают? — парировали их товарищи.

Репертуар быстро закончился, и артист задал вопрос публике:

— Какие песни повторим, пока есть возможность?

— «Батарейку» давай!

В конце на сцену вырвался какой-то парень и попросил фотку с Тимой. Молодой человек повел себя рассудительно: «Нет, это нечестно, фото не будет, к тому же ты провоцируешь других взбираться на сцену».

«Предлагали взятку в не особо крупном размере»

В этом году на фестивале появилась открытая вода. К горизонту уходит специально возведенный пирс. Парочки ходят туда ради романтики и уединения, но находят там только своих коллег, которые хотят того же. Так что уединения и романтики не получается.

Левее от пирса виднеется возведенный к скорым «Дожинкам» фонтан, ставший локальным мемом. Местные любят шутить, что новострой на нынешних настройках своей мощности за месяц потребляет столько же электричества, как и весь город. Фонтан молчал весь день, но проснулся во время выступления Сергея Михалка. Видимо, понравилось.

Лидер ансамбля «Ляпис-98» называл себя старой эстрадной обезьяной. Обещал сделать «тройной тулуп с выходом на „кортаны“» и зафиксировать. Был готов вызвать по этой части любого на баттл: «Могу предложить Саше Солодухе или Тиме, если он еще не уехал». После отмечал, что таких яиц, как у него, в белорусском шоу-бизнесе нет ни у кого, кроме Искуи Абалян.

— Мне, 47-летнему наркоту, приятно смотреть на вашу одышку. Я наркоман и алкоголик. Но я марафонец, наркоман и алкоголик. Знаю, как распределять энергию. Это называется темпоритм.

В конце Михалок выразил надежду, что их с товарищами самодеятельность вызвала немного эмоций в наших юных сердцах.

До того мы успели поговорить с организаторами про райдеры артистов.

— Все понятно, реалистично и выполнимо, — говорит Олег Лабуть. — Работать с профессионалами приятно. Такие люди всегда перестраховываются. Обычно приезжает большая команда — порядка 20 человек. Если им надо 60 полотенец, значит, будет 60 полотенец.

— Иногда количество пугает. Но если углубиться в процесс, все можно понять, — дополняет Женя. — Шестьдесят полотенец для человека со стороны — это дико. Правда, когда ты учитываешь сценическую специфику, перестраховку, неуверенность в организаторах, то на то и получается. Как-то просили 100 пачек сигарет, было 400 банок пива. Ты удивляешься, потом понимаешь, что там 20 человек. Что-то стоит в гримерке, что-то на саундчеке, что-то на сцене.

При этом профессионалы типа Скриптонита и T-Fest привозят с собой оборудование, и мы его не оплачиваем дополнительно. Из Москвы приезжает их бус в счет гонорара. Это приятно.

После Михалка народ разбредается по территории, которая обильно усыпана фуд-траками. В этом году их больше 50.

— Еды стало больше, — дополняет Олег. — Не знаю, откуда люди берут номера. Раньше мы звонили, теперь нам. Мне даже взятку предлагали, в не особо крупном размере, чтобы всунуться сюда: «Ну чего ты ломаешься, давай договоримся». — «Не, пацаны, никак, я новости читаю и знаю, что за это будет».

Тусовка только разогревается. Ночью будет дождь и еще больше движения.

каркас: искусственный ротанг/алюминий, сидение: искусственный ротанг
сидение: ткань, складной
Нет в наличии

Подписывайтесь на наш канал в «Яндекс.Дзен»!

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!