«Я верил в оправдательный приговор». Главного инженера МЗКТ, который провел 4 года в СИЗО, освободили в зале суда

UPD
19 июля 2019 в 16:01
Автор: Настасья Занько. Фото: Анна Иванова

«Я верил в оправдательный приговор». Главного инженера МЗКТ, который провел 4 года в СИЗО, освободили в зале суда

Автор: Настасья Занько. Фото: Анна Иванова

Андрея Головача уже оправдывали по обвинению в коррупции, но прошлом году его арестовали в зале суда «по вновь открывшимся эпизодам». Прокурор просил для Головача 9 лет лишения свободы. Сегодня суд Первомайского района полностью оправдал главного инженера МЗКТ. Мужчину освободили в зале суда после четырех лет, пяти месяцев и 14 дней СИЗО. Как это было, смотрите и читайте в репортаже Onliner.

Небольшой зал заседаний суда Первомайского района битком. На оглашение приговора пришли журналисты, родственники и коллеги Андрея Альбертовича.

Жена Татьяна Михайловна, дочки, а также родной брат и племянник — видно, что все родные главного инженера очень сильно волнуются. Сам Андрей Головач выглядит спокойным, но сильно уставшим и бледным. Адвокаты спокойны и сосредоточенны.

В зал заходит прокурор Юрий Шерснев, который на прениях заявил, что вина Головача доказана по всем эпизодам, и запросил для него 9 лет колонии усиленного режима с конфискацией имущества и лишением права занимать организационно-распорядительные должности в течение 5 лет.

Прокурор Юрий Шерснев

В зал входит судья Светлана Черепович. По решению суда съемку во время процесса запрещают.

— Головача Андрея Альбертовича признать невиновным по ч. ч. 2, 3 ст. 430 «Получение взятки» и ч. 2 ст. 424 «Превышение служебных полномочий», оправдать его за недоказанностью его участия в совершении преступлений, — зачитала приговор судья.

На этом моменте жена Андрея Альбертовича ахнула и перекрестилась, дочки заплакали.

Дочери Андрея Головача

— Меру пресечения Головачу в виде заключения под стражу отменить и освободить из-под стражи в зале суда, — продолжила судья. — В удовлетворении гражданского иска, заявленного Генеральной прокуратурой, отказать.

Также суд снял арест на его квартиру и квартиру дочери, а также участок, гараж, дом, авто, телефон и со счетов в банке и постановил вернуть наличные деньги, которые у главного инженера забрали во время обыска.

— Приговор может быть обжалован и опротестован в судебную коллегию по уголовным делам через суд Первомайского района в течение 10 суток со дня провозглашения, — заключила судья.

Конвоиры открыли клетку, Андрея Головача вывели в коридор.

 


— Пройдите дальше, не волнуйтесь, он подпишет документы, и его выпустят —
 убеждал и журналистов, и родных конвоир.

— Нет, будем стоять тут, а вдруг его как в прошлый раз задержат, — люди в коридоре не расходились.

Андрей Головач вышел из комнаты, обнял жену и дочек. Рядом были его брат и племянник, мужчины не скрывали слез.

Андрей Головач вышел на крыльцо суда, где его обступили журналисты.

— Верили ли вы, что вот сегодня откроется клетка и вы выйдете на свободу?

— Да. Я верил, что будет оправдательный приговор, — с дрожью в голосе говорит Андрей Альбертович. — Я с первого дня верил, что меня оправдают. Правосудие должно быть. По крайней мере, теперь можно верить, что оно есть. 

— Мы верили, мы верили, — всхлипывает дочь.

— Что сейчас, будете подавать иск о компенсации? — уточнили журналисты.

— Пока даже не могу сказать. Сами поймите, 4 года, пять месяцев и 14 дней, — говорит он.

— Домой поедем, — обнимает отца дочь.

— Журналисты всё гадают, кто же вас «заказал»? Как вы думаете?

— Я не знаю. Дело в том, что трудно так сказать. Не знаю, не хочу додумывать, — говорит он.

— Вы чувствовали поддержку ваших коллег, находясь в СИЗО?

— Даже по первому делу меня поддержали коллеги на заводе, на заводе работает 5 тысяч человек, и 2800 человек подписались под прошением по изменению меры пресечения. Потом люди писали в суд, там было 1500 подписей. Затем было открытое письмо президенту, почти 900 подписей. Поэтому спасибо!

— Вы будете восстанавливаться на работу? — спрашивают журналисты.

— Формально я не уволен. Когда я находился в СИЗО, контракт на мою работу продлялся трижды, — говорит Андрей Альбертович. — Я являюсь главным инженером МЗКТ до сих пор. Я надеюсь вернуться к работе. Хочу надеяться, что люди верят. 

— Остается один сложный вопрос про эти $20 тысяч (с бандеролями российского банка. — Прим. Onliner)...

— Вы поймите, у меня болел отец, он был при смерти. Он работал всю жизнь, вот он в 83 года умер и не работал только последний год. Когда уже был при смерти, он сказал, что ему должны деньги. 

— А кто должен, не говорил?

— Когда человек уже при смерти и в последние дни был... Я, если честно, не интересовался и про них даже забыл. Так случилось, что позвонили и просто принесли эти деньги. Самое интересное, когда меня задерживали, я работников спрашивал, к сожалению, не того работника позвали на допрос, я же говорил, что это накопления моей семьи. В отличие от обвинения, я бездоказательно не хотел говорить, а потом спросили, и я ответил, — отмечает главный инженер.

— Вы пытались как-то найти этого человека, чтобы он пришел в суд и рассказал?

— Вы поймите, когда вам звонят и говорят: «Вам передали». А на пакете написана фамилия и все. Это все было дома, отец дал мой адрес, он говорил мне, что передал адрес, да и все. 

— Это произошло незадолго до обыска?

— Да, так совпало, — говорит Андрей Головач. Ему дают трубку: первый звонок на свободе главный инженер принял от мамы.

— Мама, все хорошо. Все уже хорошо. Скоро увидимся, не волнуйся только, не волнуйся, — говорит он. — Держись!

— Вы сегодня к маме поедете?

— Надеюсь. Мама сейчас на даче, — говорит он. — Я сейчас пока ничего не могу сказать, могу сказать всем спасибо. По крайней мере, теперь у людей есть надежда на то, что есть правосудие!

— Мой комментарий один: слава Богу, господу нашему Иисусу Христу и пресвятой Богородице! Так и напишите! — восклицает Татьяна Михайловна, жена Андрея Альбертовича. — У меня вчера было такое ощущение, как будто я его жду из командировки. Вот сейчас эта длительная командировка закончится. 

— Вы ждали, что мужа сегодня освободят, приготовили что-нибудь ему? — уточнили журналисты.

— Ничего, он мечтает о картошке жареной, — говорит женщина.

— Мы были настроены на победу, мы видели материалы дела и знали, о чем говорили, — отметил адвокат Андрея Головача Алексей Шваков. — Суд принял решение, исходя из того, что имелось в материалах уголовного дела. Суд посчитал недостаточным доказательств, представленных следствием и обвинением, и вынес оправдательный приговор. Я под впечатлением нахожусь. Не часто такое бывает, особенно в свете наших последних историй. Поэтому и для меня это было волнительно.

Что с адвокатом Верой Орешко?

Буквально до последних заседаний по делу Андрея Головача работали два адвоката. Это председатель Минской городской коллегии адвокатов Алексей Шваков и его заместитель Вера Орешко. Буквально 9 июля стало известно, что в отношении Веры Орешко возбудили два уголовных дела.

Главное управление по борьбе с организованной преступностью и коррупцией сначала заявило, что адвокат разгласила сведения по уголовному делу третьим лицам, поэтому в отношении ее было возбуждено уголовное дело по статье 407 «Разглашение данных дознания, предварительного следствия или закрытого судебного заседания» Уголовного кодекса Республики Беларусь. После, как отметили правоохранители, во время обыска квартиры адвоката у нее нашли пистолет Walter mod. 1938 (Р.38) и патроны к нему. По заключению экспертизы, огнестрельное оружие является пригодным для стрельбы.

По этому факту также возбудили уголовное дело уже по ч. 2 ст. 295 «Незаконные действия в отношении огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ» Уголовного кодекса. По данной статье адвокату Андрея Головача может грозить до 7 лет лишения свободы.

Сейчас по этим двум делам идет разбирательство. После таких новостей адвокат попала в больницу. Коллеги характеризовали Веру Орешко только с положительной стороны и заявляли, что без защиты она точно не останется.

Дело Головача. Как все было

Дело Андрея Головача началось 5 мая 2015 года. В этот день сотрудники ГУБОПиК задержали его по подозрению во взяточничестве. По версии следствия, взятки главный инженер брал «за содействие при поставках на завод режущего и вспомогательного инструмента». В деле якобы было 35 эпизодов взяток. С того дня Андрея Альбертовича заключили под стражу и отправили в СИЗО на Володарке.

Суд Фрунзенского района приговорил главного инженера МЗКТ к 8 годам лишения свободы, но мужчина подал апелляцию в Минский городской суд. Тот отменил решение Фрунзенского суда и назначил новое рассмотрение в новом составе. Прокуратура написала протест на это решение городского суда. Коллегия городского суда этот протест отклонила.

В итоге 5 февраля 2019 года судья Фрунзенского района Юлия Близнюк зачитала Андрею Головачу оправдательный приговор. Суд признал главного инженера МЗКТ невиновным в получении взятки в особо крупном размере и оправдал его по всем 35 эпизодам.
Но прямо в зале суда в этот же день Андрея Головача взяли под стражу «по вновь открывшимся обстоятельствам». Он снова попал в СИЗО.

Параллельно с расследованием нового дела прокуратура опротестовывала оправдательный приговор в отношении Головача. Сначала в Минском городском суде, но тот протест отклонил. Отклонил протест и Верховный Суд. И вот сегодня суд Первомайского района полностью оправдал Андрея Головача.

Читайте также:

Подписывайтесь на наш канал в «Яндекс.Дзен»!

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!