«В регионах получают 60—72% от минской зарплаты». Экономист предлагает варианты развития районов страны

 
19 844
15 июля 2019 в 19:50
Автор: Татьяна Ошуркевич
Автор: Татьяна Ошуркевич

Директор исследовательского центра Института приватизации и менеджмента Александр Чубрик проводит региональные встречи с местными предпринимателями и органами власти, чтобы понять в ходе обсуждения главные проблемы маленьких городов. По ходу этих дискуссий он собирает идеи, которые могут изменить развитие регионов. Главные пункты собраны в его статье, которая получила название «Окно возможностей или последний шанс? Чем чревата проблема беднеющих регионов». Onliner публикует самые важные выдержки из нее.

Чубрик считает, у нас есть два вопроса — разрыв в зарплате и отток кадров. Остановимся на каждом пункте.

Разрыв в зарплате. «Если в 2014 г. средняя зарплата по областям Беларуси составляла 69—77% от зарплаты г. Минска, 61—69% от российской, 57—65% от литовской и 43—48% от польской, то в 2018 г. — 60—72% от зарплаты г. Минска, 57—68% от российской и всего лишь 36—43% от литовской и 31—37% от польской зарплаты. При этом верхняя граница этих интервалов — это Минская область, а в остальных регионах средняя зарплата была заметно ниже».

Отток кадров. «Миграционные процессы ускорились, и регионы начали быстрее терять наиболее активную и квалифицированную рабочую силу. При этом крупные районы столкнулись с оттоком молодежи (в среднем чем крупнее был район, тем больше уменьшилась доля населения в возрасте 15—24 лет с 2014 по 2018 год, коэффициент корреляции составил 0,6861), а небольшие районы — с оттоком наиболее активной части рабочей силы (в среднем чем меньше был район, тем больше уменьшилась доля населения в возрасте 25—39 лет за указанный период, коэффициент корреляции составил 0,702)». Чубрик говорит, что «в каждом регионе есть свободная экономическая зона (СЭЗ), технопарки и объекты инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса», «в большинстве районов за последние 5—7 лет увеличилось число детей и их доля в структуре населения», но «динамика регионального развития последние 4—5 лет говорит о том, что при сохранении неизменной региональной политики этот потенциал будет утрачиваться. При этом скорость, с которой регионы начинают отдаляться от Минска и терять рабочую силу и предпринимателей, будет увеличиваться».

Эксперт предлагает свои варианты решения проблем.

1. Создание свободных экономических зон. «В настоящее время выгодами от регистрации в СЭЗ могут воспользоваться лишь те компании, которые будут инвестировать в территории, входящие в СЭЗ (размещены в основном в относительно крупных и развитых городах). Это ведет к централизации инвестиционных потоков в областных центрах и ограничивает возможности развития СЭЗ. Предоставление возможности компаниям, независимо от их территориального размещения, становиться резидентами СЭЗ соответствующих областей позволило бы привлечь инвестиции в менее развитые территории».

2. «Безвиз» и региональные международные аэропорты. «Централизация ресурсов и сервисов в г. Минске радикально ограничивает возможности развития регионов. Типичным примером является недоиспользование возможностей безвизового режима. Если не считать ряда приграничных территорий, то безвизовый режим действует не между Беларусью и странами из соответствующего списка, а между этими странами и г. Минском, поскольку „точкой входа“ в страну является только Национальный аэропорт „Минск“. В то же время в каждом областном центре есть международные аэропорты, которые могли бы принимать иностранцев в рамках безвизового режима, что упростило бы доступ иностранных туристов к местным туристическим объектам».

3. Упрощение административных процедур и изменение подходов к налогообложению. «В качестве барьера для покупки существующих производственных помещений и других объектов государственной собственности и земельных участков упоминалось несоответствие существующей документации реальному состоянию этих объектов, которое требует длительных и дорогостоящих процедур оформления корректной документации. На старте бизнес-проектов (особенно при покупке государственных объектов недвижимости с привязкой к соответствующим земельным участкам) существующие ставки налогов на недвижимость и землю являются запретительно высокими». Чубрик предлагает «начать работу по приведению документации на все объекты государственной собственности и соответствующие земельные участки в соответствие с их реальным состоянием, чтобы бизнес, инвестируя в такие объекты, не нес дополнительных издержек, в том числе временных».

Эксперт предлагает вариант административно-территориальной реформы. «Одним из вариантов развития местного самоуправления мог бы стать современный аналог магдебургского права, основным принципом которого (очень упрощенно) было бы предоставление городу (территории) самоуправления и особого правового режима в обмен на выплату в центральный бюджет единого денежного налога».

Образование и профессиональная переподготовка. «Низкое качество высшего и среднего специального образования стало общим местом — об этом говорят и представители местного бизнеса, и преподаватели университетов. Эта проблема не уникальна для регионов (но более опасна для них, чем для Минска) и коренится в том числе в принципах управления белорусскими вузами. Отсутствие реальной автономии университетов существенно ограничивает их гибкость, столь необходимую для подготовки востребованных специалистов. Придание автономии вузам стало бы важным условием повышения качества высшего образования в регионах, поскольку помогло бы как минимум повысить гибкость вузов, привлечь инициативных преподавателей и менеджмент и обеспечить лучшую связь вузов с бизнесом. Пробел можно восполнить, используя возможности цифровой инфраструктуры и развивая сотрудничество региональных центров занятости в профессиональной и образовательной сфере с администрацией и резидентами ПВТ», — пишет эксперт.

Подписывайтесь на наш канал в «Яндекс. Дзен», чтобы не пропустить интересные статьи и репортажи

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!