Суд над директором «Оптрона». Его обвиняют во взятке в $23 тысячи

 
9036
02 июля 2019 в 13:34
Автор: Татьяна Ошуркевич
Автор: Татьяна Ошуркевич

13 февраля текущего года сейчас уже бывшего руководителя «Оптрона» Николая Янкевича задержали на рабочем месте при получении взятки. Сумма составила $23 100. Расследование установило, что это был не единственный случай: в декабре 2018 года мужчина получил от руководителя частного предприятия более 8 тыс. рублей. Сумма взятки составила $27,1 тыс. Сегодня суд Первомайского района рассматривает дело бывшего генерального директора завода и начальника службы охраны, который способствовал процессу передачи денег.

«Янкевич имел умысел на принятие денежных средств в качестве взятки в крупном размере»

Лавочка перед залом суда вся забита родственниками подсудимых. Обвиняемых двое: гендиректор завода «Оптрон» Николай Янкевич и начальник службы безопасности и охраны Михаил Воробьев. Когда ожидающих впускают в зал заседания и все рассаживаются, наступает тишина. Подсудимые сидят в клетке и смотрят из-подо лба.

Прокурор открывает дело. Судья просит подсудимых назваться. Янкевич чеканит:

— Высшее, женат, работал генеральным директором, ранее не судим.

То же повторяет его коллега, изменив только должность.

Не все свидетели явились на заседание. Суд начинает рассмотрение дела без них.

Прокурор зачитывает статью Уголовного кодекса, по которой обвиняют директора. Это ч. 2, 3 ст. 430 «Получение взятки в особо крупном размере». Начальника охраны обвиняют по ч. 6 ст. 16, ч. 3 ст. 430 «Пособничество в получении взятки в особо крупном размере».

В деле имеются следующие факты: в декабре 2018 года, находясь в собственном кабинете в здании завода, гендиректор принял деньги при пособничестве Воробьева. Сумма составила 4 тыс. долларов.

— С 11 по 17 декабря 2018 года Янкевич имел умысел на принятие денежных средств в качестве взятки в крупном размере при пособничестве Воробьева в связи с занимаемой им должностью.

13 февраля текущего года Янкевич путем вымогательства получил взятку в размере 23 тыс. 100 долларов. Прокурор рассказывает, что бывший гендиректор, получив информацию о передаче средств в белорусских рублях, от суммы отказался — дал указание об обмене 50 тыс. рублей на доллары. После этого он согласился принять деньги. Эта сумма стала последней: Янкевича арестовали.

Он себя виновным полностью не признает. Воробьев признал себя виновным. Мужчины говорят, что будут давать показания только после допроса всех свидетелей. Пока что в суд пришел только один из них.

 

«Чего с рублями приволокся?»

Суд вызывает свидетеля Нестерова Сергея, директора «Белреконструкции». Он покупал здание у ОАО «Оптрон».

— Была размещена информация, что будет продаваться здание по адресу Франциска Скорины, 52, состоится аукцион, — рассказывает он. — Мы победили. Знакомство с Янкевичем? Юрист «Оптрона» сказал, что мне нужно обязательно познакомиться с директором. 28 января Янкевич пригласил меня в кабинет. Внятно сообщил мне, что у нас будут проблемы с возвратом НДС. Я спросил, каким образом они могут возникать. Он ответил, что создаст все условия, чтобы не были переданы средства. Для положительного исхода нужно передать ему 5% денег — это около 76 тыс. рублей. Это был конкретный безапелляционный разговор.

— Янкевич вышел меня провожать, усиленно попросил убрать телефон, — продолжает свидетель. — Сказал, что в дальнейшем я должен буду взаимодействовать с начальником охраны. Остальное общение велось через Воробьева. Я уточнил сумму с ним. Она была снижена в ходе обсуждения до 50 тыс. После оплаты мне пообещали максимальную лояльность. 

Все обсуждения шли в рублях, но когда я принес деньги, то увидел удивление Воробьева. Он сказал, плохо, что не в валюте: «Чего с рублями приволокся?» 

Я зашел в кабинет к Воробьеву, достал из сумки деньги, положил на стул. Тот не стал пересчитывать, попросил, чтобы я положил в сумку, вошел в другой кабинет, там на входе положил все на стол. Я так и сделал и вернулся назад. В кабинете был короткий диалог, что теперь будет все хорошо. Мне предложили отпраздновать. Я покинул кабинет. После этого Воробьев был задержан.

— Были ли какие-то торги по 5%? уточняет прокурор.

—Нет, Янкевич обозначал все очень четко.

После допроса свидетеля в суде объявили перерыв до 14:20.

«Давайте только бутылочку виски в качестве презента?» — «Нет, только деньги»

Заседание продолжается. Суд вызывает свидетеля Грамотнева.

Он директор частного предприятия.

— Здание приборостроительного завода «Оптрон» я приобретал через аукцион, — рассказывает Грамотнев. — Пришел на встречу с Янкевичем, чтобы взять в аренду помещение. Руководитель сказал, что есть вариант взять на продажу здание. Перед аукционом мне Янкевич озвучил ставку НДС — 20% от суммы. Я должен был оплатить эти деньги якобы на сам завод «Оптрон». Но эти 20% уже были в сумме, уплаченной за здание. Понял, что больше платить никому не надо. Когда мы встречались перед аукционом, на листике было написано «4000 долларов». Янкевич сказал, это на НДС. Я кивнул головой, что согласен платить эти 20%, как и должен по закону. На остальное согласие не давал. Вопросы он сказал решать через Михаила Михайловича.

Дальше прошли торги. Мы нашли нормативную документацию. Там было прописано, что никому я ничего не должен платить. С октября до декабря я пытался показать эти документы директору. Говорил, что он должен вернуть НДС. 

Янкевич сказал, пока я не закрою вопрос, который ему нужен, дальше разговора не будет. 

— Что вы понимали под этой фразой? уточняет прокурор.

— Тогда Янкевичем было четко сказано: 4000 долларов, иначе никаких телодвижений он не будет совершать. Я пытался с ним поторговаться, чтобы он снизил сумму. Ни в какую. Причем мне четко было сказано: несите валюту. Когда приносил в рублях, мне эта сумма возвращалась. 

Через три дня встретился, еще пытался выбить скидку у Михаила Михайловича. Мне ответили: «Нет, у меня указание либо все, либо ничего». Я предлагал Янкевичу: «Давайте только бутылочку виски в качестве презента?» Он отвечал: «Нет, только деньги».

— Ваше решение было вынужденным или оно было вызвано чем-то иным? — спрашивает прокурор.

— Бухгалтер меня все спрашивала, когда мы закроем документы, иначе будут проблемы. 

— И что вы сделали, чтобы у вас не было проблем?

— Я заплатил эту сумму денег. Мы встретились с Михаилом Михайловичем в машине. Я дал 3,5 тыс. долларов. 500 пробовал выторговать. Но он ни в какую.

«Говорил, что деньги подбросили»

Вызывают первого понятого. Он рассказывает:

— Сотрудники правоохранительных органов спросили, есть ли ружье, наркотики, деньги. Мужчина ответил, что нет. Зашли в соседнее помещение. Там, по его словам, тоже ничего не было. Спросили, что за сумка. Тот ответил, что без понятия. А там было около 50 тыс. белорусских рублей. Помню, что мужчина отрицал, что это его деньги. 

Входит второй понятой. Повторяет то же:

— Обвиняемый говорил, что в кабинете ничего нет. Нас провели в другое помещение. Переспросили, есть ли что-то запрещенное. Подозреваемый ответил отказом. А дальше были найдены три пачки купюр в матерчатом пакете. По поводу денег сказал, что не знает, откуда эти купюры. Выдвинул предположение, что деньги подбросили.

Перерыв в суде объявлен до четверга. Заседание возобновится в 14:20.

Подписывайтесь на наш канал в «Яндекс.Дзен», чтобы не пропустить интересные статьи и репортажи

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!