С 1 июля в стране изменятся правила государственных закупок. Министерство антимонопольного регулирования и торговли считает, что благодаря нововведениям появится более прозрачная система закупок, которую будет проще контролировать. Что поменяется?
По данным МАРТ, объем госзакупок составляет около 6% от ВВП Беларуси. В 2018 году ВВП страны был равен 121,6 миллиарда рублей. Простая математика показывает, что объемы госзакупок в прошлом году составляют примерно 7 миллиардов рублей.
С понедельника 1 июля новая редакция закона «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» вступит в силу. Некоторые изменения заработают с 1 января 2020 года.
По словам заместителя министра антимонопольного регулирования и торговли Андрея Картуна, это поможет повышению прозрачности государственных закупок. Также, по словам представителей МАРТ, это позволит исключить схему, когда поставщик выигрывает конкурс по одной цене, а затем в договоре уже прописывается совсем другая цена. Кроме этого, МАРТ установил и четкий порядок заключения электронного договора. Кстати, что интересно, такие договоры можно заключать и с нерезидентами РБ. Нужно только приехать с документами и получить электронную цифровую подпись в Национальном центре электронных услуг.
— Беларусь единственная страна, которая выдает электронные цифровые подписи нерезидентам, — отметили представители МАРТ.
Кроме этого, в законе предусмотрена обязательная электронная процедура закупок и для небольших сумм от 30 до 500 базовых величин.
Как объяснил Андрей Картун, очень много жалоб по поводу разночтений по требованиям, по поводу того, что часто требования устанавливаются под конкретного поставщика или производителя. К примеру, могли требовать от поставщика бумаги опыт работы в пять лет или конкретную толщину отделочного материала под конкретного производителя.
— Сейчас установлен единый и исчерпывающий перечень для всех участников госзакупок, — отметил заместитель министра. Начальник управления госзакупок МАРТ Павел Жуковский добавил, что теперь заказчикам необходимо будет обосновывать, почему указаны те или иные параметры и нужно ли, к примеру, поставщику бумаги в исполком иметь пять лет опыта работы.
— Мы же понимаем, что с точки зрения конкуренции не важно, сколько ты лет работаешь на рынке, если ты официальный дилер и можешь выполнить заказ по меньшей цене, — отметил заместитель министра. — По новой редакции закона заказчик не вправе будет предъявлять подобные нормы. Эта норма как раз и будет способствовать развитию конкуренции. Именно малый и средний бизнес задавали нам вопросы, почему они не могут участвовать в конкурсах на закупки. Так вот, такая возможность теперь есть.
Но, по словам МАРТ, будут исключения из этого правила, перечень определит Совет министров. К примеру, организации общественного питания в сфере образования выставили требование о том, чтобы поставщики питания в столовые имели опыт работы не менее 3 лет.
— Мы понимаем, для того, чтобы кормить детей или студентов, нужен определенный опыт, — говорит Андрей Картун. — Возможно, в будущем отдельные сферы будут иметь какие-то нюансы. Но опять же, требования будут направлены на конкретные характеристики. Не будет такого, как было раньше, что никто не ограничивался.
Ни для кого не секрет, что очень часто госпредприятия, боясь проверки КГК, отдавали предпочтение поставщикам с наименьшей ценой в ущерб качеству. МАРТ говорит, что в новой редакции закона, кроме количественных характеристик, появились и качественные. В законе появилась формула (МАРТ уверяет, что она не сложная), по которой будут рассчитываться критерии выбора, включающие также и параметры качества.
— Можно будет не гнаться только за ценой, — отметил заместитель министра.
C понедельника начнет работу новая государственная информационно-аналитическая система ГИАС, которая будет аккумулировать все сведения об электронных закупках в Беларуси и анализировать их. Она будет работать и с уже существующими торговыми площадками.
При помощи ГИАС можно будет сразу же связываться с казначейством и резервировать средства на этапе объявления закупки. С 1 января заказчики должны будут добавлять в систему годовой план под госзакупки.
— Заказчик просто не начнет процедуру и не выполнит ее, если у него не будет резервирования средств и годового плана, — отметил замминистра. — Еще важный момент. Зарезервированные средства не будут сокращаться в случае сокращения госбюджета.
МАРТ объясняет, что это позволит избежать ситуаций, когда тендер состоялся, а потом выясняется, что из бюджета на это не выделены деньги. Новая редакция закона предполагает, что оплата будет 100% и в срок.
Заместитель министра объясняет: сейчас комиссии по госзакупкам организуются хаотично. С 1 июля основные требования такие. Во-первых, возглавлять комиссию может только руководитель организации или заместитель. Во-вторых, в комиссии должны быть подготовленные специалисты, которые прошли переподготовку.
— У многих субъектов не было компетентных специалистов, которые могли бы оценивать и выбирать поставщиков, — говорит Андрей Картун. — Из-за этого было очень много нарушений.
МАРТ обещает, что во всех вузах страны появятся специальные курсы переподготовки, которые смогут пройти участники комиссии по госзакупкам.
В новом законе у заказчика есть обязанность изучить рынок. По сути, сделать запрос по ценам и условиям поставок не менее пяти субъектам. Уже на основании этого именно заказчик будет выставлять начальную цену.
— В новой редакции закона начальная цена аукциона определяется заказчиком. Она будет тщательно выверена. Это позволит сэкономить средства, — отмечают в МАРТ. — Коррупционные закупки проводились по старому и перегибы с ценами проходили именно по старому законодательству.
Если сейчас нужно решение суда, чтобы включить в список недобросовестных поставщиков, то с 1 июля это не будет нужно.
По словам МАРТ, когда заказчик видит, что поставщик не выполняет условия договора, то он инициирует включение его в список. На протяжении двух лет такой поставщик не сможет участвовать в процедуре госзакупок.