Европейские игры пробрались во все новости Беларуси — кажется, ничего другого в стране в принципе не происходит. В честь масштабного события даже объявляют ярмарки — иностранный турист нет-нет да и прикупит на память соломенного белоруса в вышиванке. По крайней мере, на это надеются организаторы и с удовольствием приглашают в столицу ремесленников. На деле все выглядит не так радужно: последние платят 500 рублей за 11 дней аренды, но сомневаются, что успеют окупить ее. Почему? Все просто: они рассчитывали на большую прибыль от 40 тысяч иностранцев, а теперь ее нет. «Остаемся, только чтобы вложение отработать», — говорят продавцы и с надеждой вглядываются в прохожих.
Они рассказывают, что о выставке с романтичным названием «Город мастеров» возле стадиона «Динамо» никто не позаботился: рекламы почти не было, а теперь нет и покупателей. «Чего ж мы сюда приехали?» — задаются вопросом люди. Винят и тех, с кем подписали договор, и нерадивых иностранных туристов, которые не приехали в Беларусь, но чаще — себя. Просто потому, что поверили обещаниям.
— Мне сказали: ожидаем наплыв туристов, около 40 тысяч пересекли границу по «безвизу». Ну понятно, много кто на это клюнул. Я заплатил за аренду 500 рублей. А в итоге отработал пока только 80, — рассказывает нам один из продавцов, пока складывает вещи в сумку. — Ребята какие-то сюда приезжали с китайской мелочовкой, так вроде отбили аренду и уехали расстроенные. Ну а что мы хотели? Если за три рубля народ ничего не берет, то куда нам на большую сумму надеяться?
— Может, людям это не нужно? — спрашиваем, пока рассматриваем кожаные браслетики.
— Может. Но вот жена моя продает сейчас то же, что и я, только в другом месте. Так у нее все идет отлично. Делать эти мелочи на самом деле очень трудно, — отвечают нам и показывают товар. — Дециметр кожи стоит около четырех долларов, а его еще нужно вручную обработать. Себестоимость одной штуки выходит 12 рублей. Нормальная рыночная цена для такого — 30. А теперь я вынужден отдавать его за десять. И то не берут.
На фоне наших разговоров продавцы заводят свои. Темы у этих обсуждений две: что делать с жарой и что делать вообще. Но праздничная музыка громко заявляет, что все здорово, и на редкость хорошо прячет любые жалобы. Прохожие получают дозу настроения и едва ли понимают, о чем здесь пятый день думают продавцы.
Две девушки стеснительно укладывают вещи в пакеты покупательниц. Так что, спрос есть?
— Это белоруски пришли и клееночку на стол купили. А так с утра кто-то только пару обручей забрал, вчера вообще один заказ был. Все всем нравится, но берут очень слабо. Так и стоим тут с 11 утра до 9 вечера.
Но уезжать девушки не собираются: жалко отданных денег. Бороться будут до победного конца.
— Сколько за пять дней заработали? — смеются они. — Да нисколько. Аренду отбиваем. Вот есть 350 рублей — и все. Кто-то продал за сутки три баночки меда — и уехал отсюда, потому что ловить нечего. Да у нас веночки никто и за три рубля не берет. А изначально мы их за семь отдавали.
Оставляем девушек безостановочно улыбаться прохожим и идем дальше.
Встречаем Виктора из Логойского района. Он стоит в яркой вышиванке и заманивает посетителей этностилем. Признается: не помогает и это — торговля идет очень слабо.
— Вам же неприбыльно этим заниматься, зачем вы здесь стоите?
— Вот поэтому большинство ремесленников у нас или за границу ездят, или вообще перестают свои вещи продавать. Я занимаюсь этим 15 лет, отказываться не буду. Сейчас недоволен торговлей, потому что вещи делал всю зиму, а мне еще нужно накормить большую семью. Получается, то, что мы заработаем, отдадим только за аренду, древесину и инструменты. И все.
Чуть дальше ходит Ольга с пушистыми «ушками». Говорит, вот эту милоту не покупают даже подростки-девочки.
— Обручи из кролика я отдаю за 5 рублей. А шапки выходят около 80. Окупается только аренда, а затраты на материалы — нет.
Из ряда расстроенных людей выделяется Вероника. Девушка из Минска, сама делает украшения. Говорит нам что-то про экоматериал. Оказывается, эта красота сделана из ювелирной смолы. Белорусам она очень нравится и продается хорошо. Настолько, что Вероника перестала переживать за аренду в первый же день:
— Да, сразу заработала 460 рублей. Мои украшения стоят от 15 рублей до 60. Вот теперь иду в плюс. Иностранные туристы? Бывает, что время от времени подходят, но вообще их очень мало.
Мы идем на запах копченых колбасок и встречаем палатки литовцев. Продавец здесь наш, белорусский. Зовут Димой. Говорит, у него тоже процесс идет медленно: за последние 40 минут никто не подходил.
— Вильнюсское руководство сюда позвали, сказали, что идут у нас вот такие игры. А теперь они жалеют. Но отказаться не могут: деньги же заплатили, — объясняет парень.
Впрочем, среди всех этих людей есть и настоящие оптимисты. Елена выставляет свои иконы, вышитые крестиком, за 600 рублей. Мы удивляемся, нам отвечают:
— А вы попробуйте сами такие сделать. Да, не продается, но меньше я ставить не буду.
— А чего тогда выставляете?
— Надежда умирает последней.
— Так не для наших заработков расценки.
— Это вообще делалось не для белорусов. Я надеялась на иностранцев, а их нет. Их нам всем обещали, но никак…
Предприятие, с которым ремесленники заключали договор аренды, называется «Минсквнешторгинвест». Его директор — Саевич Марина Сергеевна. С ней мы обсуждаем ситуацию.
— Все тут говорят, им дали надежду на туристов и рекламу, а теперь ничего не могут продать.
— Кто это сказал? — удивляется женщина. — Я лично мониторила ситуацию с пятницы, посетителей было много. Людям, может, и не хватает каких-то денежных средств. А вообще, сегодня будний день, и движения, понятно, меньше. Но оно есть.
— Говорят другое: стоят уже пятый день и ничего почти не продали.
— Никто никогда не скажет, сколько он на самом деле зарабатывает. А жаловаться у нас все привыкли. Мы можем вместе с вами к ним подойти и услышим совсем другое. Мы вообще берем небольшую аренду. 50 рублей в день — это адекватно. Да, может быть, все рассчитывали на больший поток людей, это правда. Он чуть меньше — как есть. Теперь ждем, что те, кто приехал, будут рекламировать нашу страну дальше.
Прохожие убегают по делам, временами останавливаются поправить обувь, отказываясь замечать воодушевление продавцов, и уходят, лишив их всякой надежды. Впрочем, редкий посетитель сюда тоже заглядывает. Возьмет в руки сувенир, повертит его в руках, достанет пятирублевку и положит на стол. Грустные люди начинают улыбаться и решают постоять здесь еще немножко — а может, сейчас наконец повезет?
Подписывайтесь на наш канал в «Яндекс.Дзен», чтобы не пропустить интересные статьи и репортажи
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!