«Вам что, легче будет дышать, если рядом не будет магазина „Евроопт“?» В МАРТ разгорелась жаркая дискуссия по поводу монопольного указа

 
39 320
14 июня 2019 в 11:39
Автор: Настасья Занько. Фото: Алексей Матюшков, Александр Ружечка, Влад Борисевич
Автор: Настасья Занько. Фото: Алексей Матюшков, Александр Ружечка, Влад Борисевич

Сегодня в министерстве обсуждают проект указа «О противодействии монополизации в области торговли», который доступен для общественного обсуждения. По нему сеть будет признаваться доминирующей, если занимает на рынке 15%. После этого будут применяться определенные ограничения и накладываться обязанности. Пока в Беларуси только одна сеть подпадает под действие нового указа — это сеть «Евроторг».

Зачем еще один указ, если уже есть антимонопольное законодательство?

МАРТ признает, что есть проблемы с доминирующими сетями на рынке и существующего законодательства недостаточно, чтобы их решить. Министерство объясняет, если доля какой-то из торговых сетей в одном или нескольких районах (областях или городах) превысила 20%, то этот субъект становится настолько влиятельным, что может диктовать невыгодные условия сотрудничества для поставщиков. Более того, МАРТ отмечает, что быстрорастущие крупные торговые сети негативно влияют на рынок: сокращается доля малого бизнеса, баланс сдвигается в сторону ретейла, а не производителя.

— «Монопольное» положение торговых сетей обусловливает неравенство участников договорных отношений. В случае отказа поставщика от заключения договора на предложенных торговой сетью условиях у него возрастает риск значительного снижения оборота товаров, что в конечном счете может привести к его устранению с рынка, — объясняет МАРТ. — Проведение торговыми сетями жесткой ассортиментной политики приводит к «вымыванию» из состава местных производственных предприятий, относящихся к малому и среднему бизнесу. Требования, предъявляемые торговыми сетями поставщикам, оказывают прямое влияние на формирование последними отпускных цен (вынуждает учитывать в отпускной цене затраты, связанные с дополнительными выплатами в пользу торговых сетей (например, выплаты за оказание маркетинговых услуг и т. п.)).

Более того, МАРТ говорит и о сложностях доказывания фактов, когда сети навязывают невыгодные условия, вынуждают заключать договоры на оказание маркетинговых и других услуг по продвижению товаров.

— Навязывание осуществляется, как правило, в устной форме, производители не обращаются за защитой своих прав и законных интересов в связи с обоснованными опасениями нарушить договорные отношения с торговыми сетями и лишиться права «попадания на полку», — отмечает МАРТ.

В чем суть указа?

Разработчики указа предлагают снизить долю в розничном товарообороте, при которой торговую сеть могут признать доминирующей на рынке. С 20% сейчас до 15% в будущем.

Если доля товарооборота сети на рынке будет 15% и больше, то сеть признается доминирующей на рынке. На нее распространяются запреты на злоупотребление доминирующим положением. В частности, им будет запрещено навязывать поставщику (производителю) товаров какие-либо условия по скидкам, акциям и продвижению товаров, а также требовать от них выплату каких-либо поощрительных платежей (бонусов или премий).

Кроме этого, занимающие доминирующее положение на рынке не смогут расторгнуть договор в одностороннем порядке без обоснованных причин.  Если эти запреты будут нарушены, то сделка признается ничтожной.

При чем тут «Евроопт»?

По сути под новое законодательство в нашей стране пока попадает только торговая сеть «Евроторг», занимающая 19% рынка.

«Если кто-то построил 300 магазинов за четыре года, значит, кто-то создал законы под него»

На заседании МАРТ снова указал на пункты в обосновании к указу, а также озвучил и некоторые цифры. Доля сетевых магазинов в белорусской торговле составляет более 60%, а по торговым площадям и того больше — почти 80%. За последние четыре года количество сетевых магазинов выросло почти в три раза и составило более 30 тысяч магазинов из 49 тысяч.

По словам заместителя министра торговли и антимонопольного регулирования Ивана Вежновца, о дополнительном антимонопольном регулировании торговых сетей попросили шесть бизнес-сообществ. Они считают, что в экономике на данный момент сложилась нездоровая ситуация.

— Если мы не сбалансируем экономику, то здесь стоит вопрос выживания нашего государства, — заявил сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов. — Экономика развивается пропорционально.

Если кто-то построил 300 магазинов за четыре года, значит, кто-то создал законы под него. Вот на сайте висит дело Широких, где «Евроторг» попал по полной. И их, как я понимаю, не особенно привлечешь.

— Оспариваем в Верховном суде и оспорим, — перебивает с заднего ряда генеральный директор «Евроторга» Андрей Зубков.

— Малый бизнес в крупные сети ничего не продает. Крупные работают с крупными. И сейчас нет законодательства, чтобы их наказать, — продолжил Маргелов. — Так и наказать их не могут с действующим законодательством. Собралась рабочая группа, и Минсельхозпром, и Белгоспищепром говорят о том, что есть проблемы с торговыми сетями. Мы что, всей страной сговорились? Давайте уберем эти преимущества.

— А в чем у нас преимущества? — горячится Зубков.

— На сегодняшний день мы поддерживаем этот указ, потому что это шаг в правильном направлении, где будут по труду зарабатывать, а не потому, что я крутой. Появилась политическая опасность в том, что это может превратиться в проблему для страны. За чей счет банкет? Вспомните, пожалуйста. Торговая наценка крупнейших сетей в два раза превышает торговую наценку обычных сетей, — невозмутим Маргелов.

— Указ звучит как регулирование сетей, но речь идет только о магазинах «Евроторга». Это уникальный случай. В ближайшие 10 лет этот указ будет касаться только компании «Евроторг», — снова говорит с места Зубков.

Против введения указа высказалась и адвокат, партнер адвокатского бюро «Степановский, Папакуль и партнеры» Татьяна Игнатовская. По ее мнению, текст указа повторяет существующее законодательство.

«Так вы хотите ввести в турбулентное состояние 19% рынка страны?»

Генеральный директор ООО «Евроторг» Андрей Зубков начал свое выступление с рассказа про инвесторский день Беларуси в понедельник, одним из инициаторов которого был в том числе и «Евроторг».

— Мы сами приглашали наших инвесторов приехать в Беларусь, чтобы они убедились, что у нас все в порядке. А сейчас мы говорим про законодательство, ухудшающее экономику страны, — отметил Зубков. — Мы неоднократно на рабочей группе поднимали ряд вопросов, которые услышаны не были. Хотел бы повториться в этой части. Антимонопольное законодательство существует у нас уже давно. С одной стороны, мы говорим о норме в 15%, с другой — есть норма в 35% [доля от товарооборота на рынке, при которой компанию признают занимающей доминирующее положение на рынке. — Прим. Onliner]. При этой норме МАРТ может провести определенную работу и доказать, что доминирующее положение оказывает негативное влияние, и дальше уже применять какие-то меры.

По словам Зубкова, указ, который рассматривает МАРТ, не содержит практически ничего нового и во многом повторяет уже существующее законодательство.

— Единственное новшество этого указа в том, что сейчас МАРТ не нужно будет проводить работу по доказыванию этого доминантного положения, — отметил он. — Оно будет приниматься автоматически.

— Понятно, что злополучная игра уже мешает, наверное, всем [речь про игру «Удача в придачу». — Прим. Onliner]. Но хотел бы акцентировать внимание на следующей вещи: когда инициаторы — эти 6 ассоциаций — обратились, они обратились с просьбой рассмотреть влияние сетей на взаимоотношения с поставщиками. У меня возникает вопрос. Инициаторы достигли своей цели, когда обращались? Вы решили вопрос? Вы сняли негативное влияние сетей на поставщиков? Или завтра, условно говоря, сети со второго по десятое место будут точно так же взаимодействовать с поставщиками? Что-то изменится в этой части? Точно такое же взаимодействие будет, как и вчера. Вы, общественно-консультативный совет, точно так же будете страдать.

Хорошо. Когда у вас рядом магазины каких-то других сетей, вам от этого что — легче? Если, условно говоря, рядом будут стоять магазины из первой десятки? Вам легче дышать будет, если рядом не будет стоять «Евроопт»? 

— Здесь упоминалось про международный опыт. Никто из рабочей группы не изучил международный опыт лучше, чем мы. Мы очень тщательно проштудировали его и нашли там очень много интересного. Действительно, в 80—90-ые годы было прямое регулирование, а сегодня тренды идут на дерегулирование рынка. Есть исследование Европейской комиссии, которое показывает, что излишнее регулирование приводит к повышению цен. Два месяца назад в РБК появилось исследование литовской компании по зарегулированности рынка. Исследовались Россия, Украина, Беларусь, Прибалтика и так далее. Беларусь, к сожалению, заняла первое место в этом рейтинге. И после этого мы продолжаем излишне регулировать рынок.

Андрей Зубков отмечает, что новый указ касается только одной компании — «Евроторга».

— Компании №2 и №3 имеют долю рынка 3,7% и 3,8%, — отметил он. — Если вы знаете динамику развития этих компаний, то там максимум 15% роста в год. Даже если они будут развиваться с динамикой 30%, они за 10 ближайших лет не достигнут доли 15%.

То есть в течение ближайших 10 лет, если не будет прихода каких-то «поглотителей», которые купят ряд сетей (ему нужно купить 7 сетей, вряд ли придет такой игрок), до того времени этот указ будет регулировать исключительно «Евроторг». Даже ассоциация розничных сетей поддержала указ. Чудесно! А как нет? В данном случае они наши прямые конкуренты!

— Вы же входите в ассоциацию, — вклинились участники дискуссии.

— Конечно, мы входим в состав, но в данном случае им просто выгодно, чтобы на нас наложили ограничения. Потому что, извините, но вот сложилась такая ситуация, — продолжил Зубков. — Апеллируя к господину Маргелову… В 2006 году, когда я пришел в компанию, было 8 магазинов. Почти столько же, сколько у вас на сегодняшний день. Никогда у нас не было каких-то условий или льгот, которые бы нам давала власть, законодательство или кто-то еще. Мы просто эффективно работали.
Сегодня разговор идет о том, что, ребята, вы слишком эффективно работаете. Давайте снизим вашу эффективность. Ну давайте уберем игры, пусть играют все, а вы не будете. Пусть ваши покупатели играть не будут. Те 2,5 миллиона человек, которые сегодня играют. Давайте отменим бонусы. А ведь бонусы за объемы, бонусы за логистику являются рабочим инструментом в сделках между торговыми сетями.

Какую цель ставят инициаторы этого указа? Вы правильно заметили, мы занимаем 19% рынка страны. Так вы хотите ввести в турбулентное состояние 19% рынка страны? Вы хотите, чтобы мы завтра стали убыточными?

То есть слишком хорошо, а завтра вы будете всем миром нас спасать? Как бывали времена, кстати, не по нашей вине. Не по нашей вине случаются девальвации. И действительно, в свое время правительство участвовало в рассмотрении вопросов по стабилизации «Евроторга» и работе с долговой нагрузкой. Это известный факт. Так что давайте сейчас создадим своими руками еще один кризис для «Евроторга».

Но это не только для «Евроторга», это для 20% страны мы сегодня можем создать кризис. Вспомните, когда останавливался «Простор», какой дурдом был. Ну давайте остановим 1000 магазинов. Только из-за призрачного впечатления, что вы что-то отрегулируете. Что вы отрегулируете в данном случае? Ухудшите эффективность, убьете компанию!

«Если что-то случится, государство за наши с вами деньги будет их спасать»

— Что касается «Евроторга» и девальвации, то я таких ремарок сегодня не делал, — отметил заместитель министра торговли и антимонопольного регулирования Иван Вежновец. — Что касается рынка и зарегулированности торговли, то это не помешало компании «Евроторг» сегодня выйти на лидерские позиции.

По словам главы Республиканского союза промышленников и предпринимателей Александра Швеца, нужно уменьшить риски, которые несет быстрый рост крупных сетей.

— У нас хорошее отношение к коллегам из «Евроторга». Это талантливые люди, которые смогли на базе действующего законодательства построить очень успешный бизнес, — отметил он. — Но хочу высказать ту позицию, которая формируется в деловой среде. С нашей точки зрения, для страны наиболее выгодно иметь несколько (три, четыре, пять) сбалансированных по объему сетей, которые конкурировали бы друг с другом. На данном этапе абсолютно в соответствии с законодательством конкурировать и выйти на их уровень при их рыночной силе на данный момент практически невозможно.

Уважаемый руководитель «Евроторга» сказал очень тревожные слова, если кто-то не заметил. У нас 20% рынка, вы что, хотите, чтобы сейчас, если что-то с нами сделаете, у нас было плохо? Да, я согласен, была у нас проблема с «Простором». Но была проблема и у «Евроторга». Когда они не рассчитывались энное количество дней. И она решалась в том числе с помощью государства. Поэтому если что-то случится, то будет работать такая схема: слишком большой, чтобы банкротить. И значит, государство за наши с вами деньги будет их спасать.

Зачем нам выращивать талантливых людей в одной корзине? У нас есть еще сельское хозяйство, промышленность — много привлекательных сфер. Пусть инвестируют туда.

Зачем нам концентрировать талантливых людей только в одной сфере? В этом и суть законодательства, и суть указа — это четкая проработанность и оперативное принятие его для реагирования. Коллеги, честь и хвала «Евроторгу», молодцы. Но интересы государства, а в конечном итоге и каждого налогоплательщика говорят, что риски формируются чрезвычайно большие. Мы их должны уменьшить. А то, под что подпадает «Евроторг», ну, наверное, подпадает «Евроторг».


МАРТ подчеркнул, что проект Указа согласован практически всеми государственными органами. В конце обсуждения участники общественно-консультативного совета проголосовали: 14 человек выступили за принятие указа, двое против и один воздержался. Общественное обсуждение будет продолжено до 20 июня. Дальше документ поступит на рассмотрение президенту страны, и последнее слово будет уже за ним.

Подписывайтесь на наш канал в «Яндекс.Дзен»

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!