11 июня 2019 в 15:57
Источник: Полина Шумицкая. Фото: Максим Малиновский

«Зарплата у меня будет cо старта — $1000». Репортаж с первого ЦТ

Источник: Полина Шумицкая. Фото: Максим Малиновский

Во всех смыслах жаркий денек выдался сегодня у одиннадцатиклассников: первое в этом году ЦТ и +30 на столбике термометра. Сегодняшний предмет — белорусский язык — традиционно выбирают реже, чем русский. Тем более интересна мотивация тех, кто решил сдавать «родную мову». Onliner поговорил с абитуриентами о языке, экзаменах, мечтах, тревогах и будущих зарплатах. Подробности — в нашем материале.

«…Оставшиеся свободными клеточки заполнять не стоит…» Спокойный голос из репродуктора над главным корпусом БГУ дает последние наставления абитуриентам. Особенного ажиотажа нет. И волнения, кажется, тоже. Конечно, мы не проводили серьезных статистических исследований на этот счет, но создается ощущение, что неописуемый страх и дикое волнение перед экзаменами — в прошлом. «Я не мог есть, не мог спать — у меня же впереди ЦТ!» — такое отношение к жизни осталось где-то в параллельной вселенной. Новое поколение белорусов знает, чего хочет от жизни и в чем ее соль. Уж точно не в экзаменах.

— Я студент первого курса, учусь на мехмате БГУ на платном. Но думаю перепоступать. Хочу что-то творческое: пение, наверное. Почему так? Захотелось. Так что сегодня я не волнуюсь. Я уже поступил, армия мне не светит. Если не поступлю в Институт культуры — ничего не теряю. Это пацанам нужно волноваться. Разница в средней зарплате выпускника мехмата БГУ и выпускника «Кулька» меня не смущает. Вопрос не в деньгах, а в желании. Зачем мне работать тем, кем я не хочу? Мама так сильно противилась, чтобы я шел в «Кулек»… А теперь мне уже 18, могу делать что хочу, — говорит первокурсник Артем.

— ЦТ по белорусскому языку легче, чем по русскому. Задания легче, я сравнивала. Да и белорусский я понимаю лучше, в школе он преподавался глубже. В этом году у всех выросли баллы — можно заметить по репетиционному тестированию. Думаю, это ни на что не повлияет. Поступать я буду в БГУ на биофак. Потом хочу пойти на какое-нибудь фармацевтическое производство — если повезет, если возьмут, конечно. Зарабатывать хочу много. Чтобы хватило на жизнь: 1500—2000 рублей. Сегодня я не волнуюсь вообще, — улыбается семнадцатилетняя Ольга.

— Нет, на самом деле все не так! Мы сдаем белорусский язык не потому, что он легче. А потому, что мы патриоты, — поправляет девушку одноклассник из лицея. — Я и дома могу говорить на белорусском, и с друзьями. 

Многие абитуриенты решили сделать ход конем: сдать два языка — и русский, и белорусский, а потом выбрать тот сертификат, где больше баллов. Вот и 16-летняя Настя из Шацкой школы (Пуховичский район) намерена сделать так же: «Хочу поступить в экономический колледж на специальность „банковское дело“. Я сама так решила, не родители. Зарабатывать планирую не меньше 1000 рублей».

— Я сдам и русский, и белорусский, а потом выберу лучший балл. Поступать буду в Белорусский государственный университет культуры и искусств на «современную хореографию». Я ведь танцую с четырех лет. Неприбыльное дело? Нет, вы не правы. Зарабатывать в этой сфере можно по-разному: танцевать в балете, работать хореографом-постановщиком на больших концертах, обучать детей, получать деньги на корпоративах, свадьбах… А если уехать куда-нибудь за границу и там хорошо заработать, то можно вернуться и открыть свою школу. Создать что-нибудь свое. Для поступления мне нужно набрать баллов 70 по истории Беларуси и по языку. Еще будут внутренние экзамены — хореография и т. д. На «современной хореографии» очень мало бюджетных мест, конкурс высокий, — говорит почти что 18-летняя минчанка Мария.

Ее друг Федор сделал более прагматичный выбор — хочет быть SMM-специалистом. Пожалуй, он один из немногих, кто сегодня честно волнуется перед ЦТ:

— Поступать буду в БГУИР на «электронный маркетинг». Почему белорусский язык? Репетитор посоветовал, сказал, он легче. По моим ощущениям, из-за новой системы оценивания ЦТ баллы в этом году выросли. Для тех, кто ничего не учил, это, конечно, хорошо. А для тех, кто отлично знает предмет, — не очень. После университета я буду зарабатывать тыщу.

— Рублей?

— Долларов, конечно. 

Выпускники Лицея БГУ Александр и Анна не выглядят взволнованными, хотя с улыбкой добавляют: «Приходится волноваться. Все-таки ЦТ само себя не сдаст». 

— Как ни крути, белорусский все-таки наш родной язык. Ну а если более прямо: ЦТ по белорусскому проще. Поэтому все любят его сдавать. Задания по русскому языку более хитрые. Например, что касается пунктуации, то в русском языке есть задания, где нужно не просто расставить запятые, двоеточия и тире, а сделать это в зависимости от конкретных условий. В белорусском же — просто расставить. Не имеет значения тип предложения и все такое, — объясняет Александр. — Поступать я буду вот прямо сюда, на факультет прикладной математики и информатики БГУ. Проходной не маленький, прямо скажем. Но есть и больше. Поэтому унывать не стоит. Платное или бюджет? Как карта ляжет. Начать работать я думаю на третьем курсе. По рассказам нынешних студентов, минимальная зарплата у третьекурсника — «шестьсот плюс» долларов. Затем, после выпуска, $1000 — это старт. А потом по возрастающей. 

— Я выбрала белорусский язык, потому что в Лицее БГУ, где мы учились, довольно масштабное белорусское движение. Многие преподаватели и ученики говорят на белорусском в повседневной жизни. И, как сказал Саша, это на самом деле проще. Может быть, потому что мы привыкли к этой среде. А может быть, наше государство тем самым мотивирует ребят учить белорусский язык. Плюс я из филологического класса, это мой профиль. Если честно, в повседневной жизни я говорю на белорусском очень редко. Но приятно очень слышать родной язык. Я достаточный период в своей жизни провела в небольшом городе, у бабушки с дедушкой, у них там акцент очень схож с белорусским языком, поэтому он у меня здесь — в сердце. 

У здания педагогического университета тоже не змеится бесконечная очередь. Тихо, спокойно, только развеваются на ветру скатерти с пирожками (хит этого сезона).

— Я буду поступать в медицинский и хотела сдавать ЦТ там, но уже не было мест. Вот сдаю в педагогическом. Почему медицинский? Нравится очень, — говорит 17-летняя Виктория.

— Огромные перегрузки и маленькие зарплаты в медицине вас не отпугивают?

— Ничего страшного. Ради того, чтобы нравилось, можно и не такое выдержать.

16-летняя Диана из агрогородка Рочевичи (Столбцовский район) отпраздновала выпускной два дня назад. Говорит, отлично погуляли. Вшестером.

— Моя школа белорусскоязычная. Белорусский — легче и проще. Наш родной язык. Куда буду поступать после всех ЦТ — это очень сложный вопрос. Может быть, выберу профессию менеджера или маркетолога. Но сейчас сдать бы ЦТ, вперед не заглядываю… Выпускной у нас был 9 июня, прошел очень хорошо, весело. Большой ли у нас класс? Шесть девочек — и все. Да, людей мало, уезжают из деревни. Девятый выпускной класс — это вообще только два человека. Два мальчика. Рочевичи — маленький поселок. Два магазинчика, аптека. Жизнь скучна. Только одна учеба и школа. Я не хочу возвращаться в Рочевичи после университета. Тут нет перспектив. Думаю, нужно зарабатывать хотя бы 1000 рублей, чтобы жить в Беларуси комфортно. Но в Рочевичах никто и близко 1000 рублей не зарабатывает, у нас зарплаты гора-а-аздо меньше… Сегодня я очень волнуюсь. Может быть, по мне не видно, но внутри так страшно! Как зайду в аудиторию — очень буду переживать. Больше всего я боюсь неправильно заполнить бланк. На репетиционном тестировании у меня была такая ситуация. В графу «Имя» написала фамилию, и мне пришлось поменять бланк. Взяла новый, и снова что-то испортила… Тогда я набрала по белорусскому языку 64 балла, — говорит Диана.

До 11:00 — именно во столько начинается каждое ЦТ — остается все меньше минут. Журналисты прячутся в теньке. Ответственные абитуриенты спешат зайти внутрь: за 15 минут до начала тестирования вход в корпус будет закрыт.

— Я буду сдавать и белорусский, и русский. Где больше наберу — то и подам. Поступать буду в БГУ на военный факультет. Почему? У меня отец военный, — успевает рассказать минчанин Вадим. — Проходной балл на военный факультет высокий — 280. Это вместе со средним баллом школьного аттестата. Самое сложное ЦТ для меня — по физике. А сегодня я не волнуюсь. Физику я вместе с репетитором учил, целый год готовился. На военном факультете студентов ждут четыре года на казарменном положении. Первый-второй год ты живешь в казарме, но, если успеваемость хорошая, на выходные отпускают домой. А потом могут и каждый вечер после шести домой отпускать, — опять-таки, если успеваемость хорошая. 

— Вас не пугает такой суровый режим?

— Да нормально. 

— А какая зарплата вас ждет? Куда распределяют?

— Распределяются там только в один вид войск — в КГБ. Зарплата сразу идет 1000 рублей. Можно достичь повышения. Больше должность — больше зарплата. Каждый раз повышают. Дорасти можно хоть до главы КГБ, хоть до министра внутренних дел…

— А вы знаете, что министр внутренних дел как раз подал в отставку? Что об этом думаете?

— Да, читал. Что ж, теперь можно будет фоткаться со статуями и никто не заберет.

Подписывайтесь на наш канал в «Яндекс.Дзен», чтобы не пропустить интересные статьи и репортажи

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!