Создатели площадки начали банально с Google: поиск показал, что при необходимости выгулять питомца, если самому делать это лень, наткнешься на десятки частных объявлений, разбросанных на разных площадках. Единого сервиса в Минске нет, собственно, как нет и других централизованных сервисов, работающих по принципу «нажал кнопку — вызвал». Место было абсолютно свободно. Таким образом, появился сайт DogWalk. Что к чему, рассказывают непосредственно организаторы.
Инициаторами создания подобного сервиса выступили владельцы GetClean, у которых уже есть опыт объединения определенных услуг так, чтобы пользователю было удобно их заказать. Бахрам Исмаилов делится подробностями c Onliner:
— Выгул собак — весьма востребованная услуга в цивилизованном мире. В США емкость рынка выгула собак составляет более 6 миллиардов долларов, там образовалось несколько крупных игроков, которые работают в более чем 10 тысячах городах и привлекли до полумиллиарда долларов венчурного капитала. Но сигналом послужило не это. Для нас сигналом экономически целесообразного принятия решения стало то, что в Москве успешно запустилась и развивалась подобная компания. Мы решили, что пришло время аналогичного запуска в Минске.
Возникает вопрос: если уборка популярна, потому что каждый человек где-то живет и это «где-то» обязательно пачкается, то собачников не так уж и много — целесообразен ли бизнес?
— Мне не нужны лекарства, но рынок фармацевтики в мире огромен, — приводит пример Бахрам. — Каждый год он составляет миллионы долларов, потому что всем остальным людям лекарства могут быть нужны. То, что в услуге выгула собак нуждается ограниченное количество людей, совсем не означает, что заработок будет небольшим. Мы знаем, что абсолютно каждому владельцу в теории нужна помощь с выгулом питомца.
По косвенным данным, которые мы сегодня сумели получить из открытых источников, в Минске — до 100 тысяч домашних собак. Но эти цифры приближенные. Что касается емкости рынка, его нет. Схожая ситуация была когда-то с клинингом. Нет никакого институционного игрока, который дает гарантии, проводит обучение персонала, задает ценовую политику, является двигателем рынка. Это зарождающийся рынок, и сегодня он микроскопический.
По словам бизнесмена, среди предложений по выгулу в Минске — частные единичные объявления в интернете без единого ценообразования. Кто-то предлагает побыть с песиком за 5 рублей в час, кто-то — за 20. Надо сказать, желающих немало. Работа непыльная, и свежий воздух еще никому не мешал.
— Стоимость частных предложений варьируется. Поэтому мы сейчас формируем ценовую политику и пока остановились на 12 рублях в час (10 — для постоянных клиентов).
Стоимость услуги в США — около $20, в Москве — $9.
— Заводя собаку, надо понимать, что утром надо встать раньше на час для выгула, независимо от погоды, от того, будний это день или выходной, и спланировать свой день так, чтобы ты и вечером мог уделить время собаке, — говорит директор по развитию DogWalk Алена. — За прогулку длиной менее 40 минут пес не набегается, не выгуляется, и, вполне возможно, вас дома будут ждать сюрпризы: разорванная обувь, мебель, вой.
Особая боль: момент, когда тебе надо куда-то уехать. В моем случае я не могла найти человека, которому я могла бы доверить собаку даже на два дня. Предложения, которые есть на рынке, неактуальны: я не могу положиться на человека, который просто предложил мне погулять с собакой. Я не знаю, кто он, но я несу ответственность за свою собаку. Если отпуск длится недели две, то эта ситуация вообще патовая: приходится ставить в неудобное положение родных и близких. Также я знаю людей, которые очень любят своих собак, любят с ними гулять, но иногда хотят полениться, куда-то уехать.
Так что идея проекта лежала на поверхности. Сервис решит проблему тех, кто, безусловно, зарабатывает выше среднего и хочет заботиться о своей собаке.
Сегодня стандартная услуга DogWalk — это 45-минутная прогулка в промежутке с 7 утра до 23 вечера. Бахрам уточняет, что другие предложения добавятся позже:
— Мы ограничиваем функционал, чтобы отработать процессы. До конца месяца мы будем делать до 10 выгулов в сутки. Надо убедиться, что процесс найма, обучения и выгула налажен, клиенты довольны. После этого мы введем дневную няню, когда нужно посидеть с собачкой дома. Затем — передержку, которая поможет приютить собаку на пару недель, пока хозяева отсутствуют.
Первый выгул проводится с хозяином, чтобы пес понимал, что все хорошо. С собой у выгульщика будут пакетики, фирменная кепка, питьевая вода для собаки, если на улице жарко. После окончания прогулки выгульщик отправляет хозяину несколько фотографий с прогулки и скриншот с GPS-трекера, на котором видно, как долго и где гуляла собака.
Выгульщики убирают за собаками, используя экологичные пакеты. При передаче хозяину выгульщик помоет лапы собаке, почешет за ухом.
— При подборе выгульщика учитывается порода собаки, — отмечает Алена. — Некоторые люди банально боятся больших собак. Есть список потенциально опасных собак, которые обязательно выгуливаются в наморднике. Тут еще надо понимать, что хозяин опасной собаки просто так не отдаст поводок — это чревато для всех. Надеемся на адекватность. Учитывается и локация — здорово, когда собака всегда будет гулять с одним и тем же человеком или двумя.
Создатели площадки говорят, что, несмотря на внешнюю простоту самого сайта, у него есть огромное ядро, скрытое от пользователей: сложная система маршрутизации заказов, которая учитывает место выгула, место проживания выгульщика. Система делает так, чтобы выгульщик, прогулявшись в одной точке, мог в течение 15 минут пройти в другую точку. Также есть история заказов, система учета отзывов. Учитываются пристрастия собаки, пожелания клиентов.
По словам Алены, в Минске есть 50 специальных площадок для выгула, построенных за налоги, которые платят собаководы. Мест катастрофически не хватает, поэтому в каждом микрорайоне есть дополнительные площадки, изолированные от людей. Они отработаны, выгульщики знают, где можно гулять.
Сейчас в штате компании — 30 выгульщиков, подключенных к платформе. Они прошли обучение, с ними были отработаны стрессовые ситуации.
— Первых выгульщиков мы искали известным способом — с помощью размещения вакансии, — вспоминает Бахрам, — плюс реклама. Люди охотно обращались. Мы сильно удивились числу желающих. Оказалось, что гулять готовы даже люди, не обремененные недостаточным финансовым доходом, а напротив — состоявшиеся. Есть те, кто искренне любит собак, но ими не обладает, при этом имеет потребность в общении с животными.
Зарплаты обещают хорошие, но это если много и упорно трудиться:
— Заработок выгульщика, если он работает на полную ставку, делая по пять-шесть выгулов в день, будет выше, чем средний по стране. Таким образом, можно зарабатывать 1200—1400 рублей. Доход легальный. Дело в том, что выгульщик не обязан регистрировать ИП, он может вести деятельность, идентифицируя себя как самозанятого ремесленника и платя единый налог раз в месяц.
100 выгулов в день — заявление амбициозное. Наберется ли столько желающих? Если отдавать по 12 рублей утром и вечером, то за месяц набежит немаленькая сумма. Питомца можно любить бесконечно, но кошелек-то ограничен.
— Мы знаем, как работать с маркетингом, каналами привлечения клиентов, — объясняет Бахрам. — Для нас принципиально важно охватить всех собачников в Минске и сделать так, чтобы в течение года 100% владельцев собак знали о нашем сервисе и хотели с нами сотрудничать.
Изучив примеры компаний в Америке и России, пообщавшись с причастными людьми, мы видим, что услуга востребована на постоянной основе. То есть клиент, однажды воспользовавшись услугой, пользуется ею и потом, потому что собака никуда не пропадает и прогулки ей тоже всегда нужны.
Мы уже видим, что 80% обращений — постоянные. Мы ищем золотую середину в стоимости услуги. Если человек хочет снять с себя столь обременительные действия, как выгул собаки утром и вечером в любую погоду, то это в любом случае будет стоить денег.
Насчет инвестиций Бахрам отмечает:
— Мы инвестируем исключительно за счет средств GetClean. Могу сказать, что это около $15 тысяч. Вложения отобьются в течение нескольких месяцев, потому что мы умеем хорошо автоматизировать процессы.