Разговоры о том, как бы Беларуси наладить производство собственных вагонов для метро, ведутся давным-давно. Еще лет 10 назад представители БЖД уверенно говорили, что вагоноремонтные заводы готовы к почетной миссии производства. Но по рельсам продолжали катить мытищинские и санкт-петербургские вагоны, по дизайну похожие на банку сгущенки.
С годами в них менялись какие-то скрытые от глаз механизмы, освещение, диваны. Принципиальная конструкция оставалась как в черно-белых фильмах.
Сегодня в Фаниполе на заводе «Штадлер Минск» наконец официально представили новую версию поезда для минского метро. Он синего цвета — на этом сходства заканчиваются. Формально поезд 4-вагонный или 5-вагонный, но сквозной проход превращает его в единый состав. То есть теперь нет необходимости демонстративно идти по платформе в нужном направлении вдоль стоящего поезда, ожидая «двери закрываются», чтобы запрыгнуть внутрь.
В январе 2017 года Stadler и Минский метрополитен подписали договор на поставку 10 поездов: шесть 4-вагонных и четыре 5-вагонных состава (количество мест соответственно 168 и 212).
В 2019 году будут поставлены первые 6 составов, вся партия — до конца 2020 года.
В основе дизайна вагона — цвета герба Минска: синий, белый и красный. Визуально дизайн вагона не представляет собой ничего необычного, он ни капли не сложнее привычных минчанам.
Кузов вагона представляет собой цельнометаллическую конструкцию со сроком службы 50 лет.
— Этот проект для меня особенно дорог, — рассказал первый вице-премьер Александр Турчин. Он в качестве менее важного чиновника стоял еще в чистом поле, выбирая место для Stadler. — Можно и нужно инвестировать в Беларуси. Сегодня перед нами наглядный пример, как можно выстраивать бизнес в Беларуси.
Председатель совета директоров Stadler Rail Group Петер Шпулер вежливо отметил, что гордится стоять перед новым поездом на заводе, который является одним из самых современных в группе Stadler.
— Судьба завода и первого заместителя премьер-министра развивались параллельно (успешно, в смысле. — Прим. Onliner), — связал две судьбы г-н Шпулер. — Мы не жалеем, что инвестировали в этот завод 90 млн евро. Здесь выпускается продукция, конкурентная во всем мире. Вот поезд, который отправится в Норвегию, эти двухэтажные составы отправятся в Венгрию. Следом в Словению. В нашем фокусе находится рынок Латинской Америки. Для Боливии здесь будут производить трамваи.
Главный инженер Минского метрополитена Игорь Шестаков уточнил, что состав изготавливался по нашим техническим требованиям:
— В технических решениях лучшие показатели, которые позволят существенно снизить эксплуатационные расходы и энергетические. Сегодня доля затрат на энергию составляет 15% от расходов в целом. Улучшенные потребительские характеристики предусматривают автоматическое пожаротушение, места для инвалидов, кондиционирование и прочее. Скоро исполняется 35 лет Минскому метрополитену, назрела необходимость обновления состава. Мы надеемся, что поезд пройдет успешно все испытания на 3-й линии и мы продолжим сотрудничество.
— В этом году мы сделаем всего 310 вагонов для себя и других предприятий. Это уже 20% от общей мощности группы Stadler, — уточнил Филипп Бруннер, директор «Штадлер Минск».
В октябре-ноябре Stadler обещает поставить первый сертифицированный поезд на рельсы метро.
Внутри вагона проходы существенно просторнее, притом что номинальная ширина вагона не может быть изменена. Дело в сиденьях, которые сделали менее глубокими и относительно жесткими. Для коротких расстояний сойдет, но долго на таких не очень удобно сидеть.
Потолки кажутся визуально ниже, но Игорь Шестаков отрицательно машет головой на это утверждение.
Надпись «Не прислоняться» выполнена на круглой наклейке, а не красками через трафарет.
— Всего в метрополитене сейчас 360 вагонов, — уточнил Шестаков. — Этот заказ Stadler выиграл в тендере, где участвовали в том числе мытищинские вагоны. По цене он оказался выгоднее.
Новые вагоны появятся сначала на 2-й линии метро.
— За счет чего поезд обещает быть тише?
— Тут лучше звукоизоляция, тише работают сами механизмы...
— То есть можно будет разговаривать друг с другом во время движения?
— Надеемся, но это же зависит от многих факторов, включая подвижные пути.
Новый поезд разгоняется до 80—90 км/ч, но наш метрополитен не особенно рассчитан на гонки, поэтому интервалы между станциями не изменятся.
Подписывайтесь на наш канал в «Яндекс.Дзен», чтобы не пропустить интересные статьи и репортажи
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!