Журналист Onliner Никита Мелкозеров: «Считаю, что Вильнюс не колхоз, а Польша — заграница»

05 марта 2019 в 8:00
Автор: Дмитрий Корсак

Журналист Onliner Никита Мелкозеров: «Считаю, что Вильнюс не колхоз, а Польша — заграница»

Автор: Дмитрий Корсак
Никита Мелкозеров — журналист Onliner. Впервые оказался в отдаленной загранице лет в 16. Детская футбольная команда отправилась на турнир во Францию. Жили на стадионе в деревушке под Лионом. Игроков разместили на надувных матрасах и спальных мешках в раздевалке. 18 человек в помещении 7×5 метров. Поездка не отбила желание путешествовать. Находит вылазки за пределы родины прекрасной формой терапии, которую стоит хотя бы примерно планировать.
Не помню, насколько сестра мне …юродная, но нас с мамой позвали на ее свадьбу. Ребята познакомились где-то в Кахетии. Там и решили устроить тусовку. В Беларуси только-только начался и набирал мощь туристический хайп на Грузию. Я придумал совместить все это с отпуском. Оторвал от сердца и счета денег на билет национального авиаперевозчика и пошел проходить пограничный контроль.

Помню, в ночи добрая стюардесса пересадила в бизнес-класс.

Опыта больших самостоятельных поездок особо не было, оттого жил твердой уверенностью, что качество отдыха тупо зависит от места пребывания. Утрировано, но думалось примерно так: вот спущусь с трапа в международном аэропорту Тбилиси имени Шота Руставели, и на меня навалится всей своей мощью Грузия с ее джигитами, тархуном, хачапури по-аджарски, шашлыком наперевес и «Я тебе один умный вещь скажу, ты только не обижайся».

В принципе, первые два дня примерно так и было. За досуг гостей свадьбы отвечали устроители. Так что получилось вообще по кайфам. Меня сильно порадовали Нико Пиросмани в Национальной галерее в Тбилиси и комфортный спа-отель в Квалери.

После двух дней свадьбы гости разъехались, а я покатил на поезде через всю страну в Батуми. Соседом оказался дедушка-гинеколог с фамилией Цанава, который ехал в Кобулети. Оказался племянником того самого минского Цанавы. Вспоминал, как ходил с дядей выдавать премиальные футболистам «Динамо» после победных матчей.

В принципе, на этом приколы закончились. Я на восемь дней засел в Батуми и думал, что это вполне адекватное решение. Успел за двое суток посмотреть на канатную дорогу и украинок топлес, дочитать книжку, побрить голову в турецком квартале, сгонять на водопад и в ботанический сад — ну и заскучать.

Потом ушла погода, а я сидел в каком-то холодном кафе под столь же холодным кондером, простывал и писал друзьям в Минск, чтобы узнать, как там дела, и хоть как-то себя развеселить.

И это не гон на Батуми, а претензия к себе. После той провальной поездки в Грузию стало ясно, что у места, в которое едет турист, нет никаких обязательств его веселить. На самом деле надо было немного погуглить перед трипом и нормально спланировать маршрут. Грузия — страна, по которой надо много передвигаться.

То есть это разговор о качестве путешествия, которое зависит только от самого туриста.

Их (по самой примитивной классификации) два вида.

Первым просто прикольно, что они не дома. Люди чилят и наслаждаются локацией. Мы так гоняли в Таллинн на концерт Gogol Bordello с моим товарищем. Да, времени было мало. Но помимо концерта, мы только сходили посмотреть на дом, в котором жил Довлатов, отвесить респект Сергею Донатовичу. Хотя, в принципе, можно было проработать план. Говорят, в Таллинне очень крутой морской музей.

Второй тип туристов — ребята, которым не в прикол воля случая, пусть она и допускается. Люди перед поездкой активно гуглят и на месте представляют, куда идти и что делать. Как итог, получают максимум информации и эмоций. Правда, в этом деле главное не перебрать.

Я могу подстроиться под оба вида путешествия, но второй мне ближе, потому что качество процесса лучше контролируется. Мне очень нравится момент осознанности, который делает твою туристическую жизнь легче, если с самого начала у тебя есть какая-то тактика и ты ее придерживаешься.

Да и в конце концов, это элементарное любопытство. Мне кажется, его отсутствие ускоряет момент пресыщения. Вот пример. Не говорю, что где-то в районе железнодорожного вокзала Вильнюса открыли филиал Эдема, но вообще не согласен, когда говорят, что он уже не тот и что Литва не заграница.

Лично для меня вполне себе заграница. Атмосфера другая, да и вообще Вильнюс — отличная опция для минчанина. Два с половиной часа на электричке — и ты в Европе, побродил, кофе попил, не послушал день родной речи, перезагрузился — домой. Обидно, что в сознании многих белорусов Литва — это такой предбанник двух международных аэропортов. Но кайфов ведь хватает. Друскининкай — фантастически медитативное место, я еще хочу на Тракай посмотреть и съездить на баскетбол в Каунас.

Вообще, окружение в какой-то момент перестало воспринимать меня советчиком по трипам. Недавно со знакомой гоняли в Осло на выходные смотреть на музей Эдварда Мунка и американских хлопцев из ансамбля 21pilots. Когда вернулся, на работе спросили: «Советуешь Норвегию на выходные?»«Да, конечно, вообще крутяк».«Хотя, блин, ты не показатель, тебе все нравится».

Нравится на самом деле не все, и в сравнении одна страна в зависимости от контекста может проиграть другой, но я вообще не вижу смысла лететь куда-то, чтобы на месте расстраиваться. То есть удовольствие в моменте — один из основных смыслов путешествия.

Если исходить из этого, есть еще одна классификация. Такие две парадигмы путешествий.

Первая — это когда у тебя впечатления трамбуются, наслаиваются, забивают друг друга и не дают нормально воспринимать новую информацию. Как вариант, подобный непонятный слэм мыслей начинает кружиться от усталости или от желания увидеть все на свете, что тоже формирует усталость. Нас так в пубертате возили в Санкт-Петербург. Ходишь по этому необъятному Эрмитажу, а тебя подгоняют: «Быстрей-быстрей, мы еще не все посмотрели!»

В итоге про Питер помню, что в тот день играли Швеция и Голландия на Евро-2004 и команды били пенальти.

Вторая парадигма — крутая. Это когда ты полностью контролируешь процесс, и эмоции заходят в организм, оказывая совершенно терапевтическое действие. Ты становишься как-то внутренне богаче, спокойнее, смотришь на местных, берешь что-то от них себе, понимаешь, что можно быть расслабленнее, улыбаешься больше.

Честно, я видел очень мало профессиональных путешественников, которые бы хейтили даже самые отчаянные дыры на планете. Мы как-то делали интервью с Леней Пашковским — парень мутит очень сильный блог «Хочу домой». И пусть это самый уставший от трипов человек в республике, он реально суперувлекательно рассказывает о посещенных местах.

Я вот думаю: если возникает какое-то предстартовое сомнение по поводу качества отдыха, как вариант, поищите белорусов в локации. Прошлым летом я был в Толедо у девочки из Минска. Она как-то неожиданно вылезла в директе и просила передать маме благодарность за лечение. Помню, мы договорились встретиться, и я спросил, что привезти. В итоге из Минска в Толедо со мной путешествовали три пакета гречки.

Мне нравятся осознанные, подготовленные путешествия. Они учат понимать, что почти в любом месте может быть интересно. Плюс, получив какой-то туристический опыт, я стал с бо́льшим интересом смотреть на Беларусь. Был в прошлом году в Браславе три дня и получил дикое удовольствие.

Так что вряд ли стоит требовать чего-то от места — требовать стоит от себя. Потому что мы сами в ответе за свое туристическое счастье. Аминь.

Ну и да, надо в Грузию сгонять по-людски.

Читайте также:

Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook и присылайте свои истории и размышления. Самые яркие из них могут стать темой для следующей колонки!

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by