«В кофейне предъявили, что я делаю офис из их заведения». Как долго клиент может оставаться в кафе?

 
1269
25 февраля 2019 в 17:08
Автор: Никита Мелкозеров

История из столичной жизни. Андрей захотел поработать на удаленке и нашел для себя уютную кофейню. Списывался и встречался с клиентами две-три недели, после чего за его столик подсел мужчина, представившийся соучредителем заведения. Предъявил, что в кафе не принято проводить так много времени, мол, это необоснованные затраты. Возникает вопрос: как долго посетитель может чилить в кафе и как это все регулируется законом? Мы попросили комментарий у юриста.

«Периодически ко мне за столик приходили клиенты»

— Чтобы все это не походило на «черный маркетинговый ход» со стороны конкурента, изначально я не буду называть заведение, — рассказывает Андрей.

В середине прошлого месяца на протяжении двух-трех недель мужчина трудился удаленно в этом кафе. Говорит, есть собственное рабочее место в одном из ТЦ, но было приятнее в неформальной обстановке.

— Порой забывался за работой, мог занять один-два стула рядом, разложив на них свои вещи, или сесть в позу, которая не совсем принята в общественных местах (но в рамках разумного, естественно), — продолжает молодой человек. — Периодически ко мне за столик приходили знакомые или клиенты, которые параллельно заказывали себе кофе или десерт.

В один из вечеров к Андрею подсел мужчина и представился совладельцем кафе.

— В достаточно агрессивной форме начал забрасывать меня штампами вроде тех, что я «сетевой инфобизнесмен» и «делаю из их заведения офис». Потом поступили доводы о том, что у них «не принято» проводить так много времени в заведении, мол, это необоснованные затраты. Хотя в одной из статей, посвященной открытию данного кафе, заявлялось, что они как раз не ограничивают гостей в пользовании Wi-Fi и временем нахождения. Да и «халявщиком» меня назвать трудно, — утверждает собеседник. — Так как, если я задерживался в заведении более чем на три часа, то обязательно брал второй кофе, десерт и так далее.

Конфликт развился.

— Я отвесил несколько ненормативных фраз (не в адрес заведения и собственника, естественно, а в общей связке), — признается Андрей. — На чем меня тут же подловили, мол, что это еще раз доказывает «плохую» манеру моего поведения. Кульминацией диалога стала фраза совладельца о том, что у них даже есть фото, где я сижу в «неприемлемой» позе, и они сбросили его в чат заведения. Тут же потребовал показать мне фотку и удалить. Ответом было требование привести статью из кодекса, согласно которой они должны это сделать. Еще сказал, что фото вообще на другом телефоне. После я потребовал жалобную книгу.

Правда, Андрей смягчился и теперь жалеет, что не сделал запись в жалобной книге:

— Совладелец сослался на то, что «опаздывает» на футбольную трансляцию, и вдогонку обещал угостить меня кофе в следующий раз.

Через какое-то время мужчина снова оказался в заведении, но никакого бесплатного кофе не случилось.

«Только вы решаете, делать заказ или нет»

А теперь важный вопрос: как долго посетитель может чилить в кафе и как это все регулируется законом?

— Сразу отметим, что к услугам кафе относят приготовление различных блюд и напитков, их продажу и создание условий для их употребления (абз. 27 п. 2 Инструкции о порядке классификации объектов общественного питания по типам и классам, утв. постановлением МАРТ от 06.10.2016 № 32), — говорит юрист Татьяна Ревинская. — Воспользоваться услугами кафе, сделать заказ вы вправе в любое удобное для вас время с учетом режима работы кафе. Придя в кафе, вы не обязаны сразу делать заказ. Заказать напиток или блюдо можно и спустя некоторое время, вплоть до закрытия заведения, что регламентировано ст. 10 Закона о защите прав потребителей (потребитель имеет право на свободный выбор товара (работы, услуги) надлежащего качества в удобное для него время с учетом режима работы торгового объекта).

Кроме того, только вы решаете, делать заказ или нет. Работники кафе не могут вас заставить это сделать либо иначе повлиять на ваше решение, поскольку принуждение к заключению договора не допускается (п. 1 ст. 391 ГК), а кроме того, потребителю Законом гарантирован свободный выбор товара и услуг (подп. 1.3 п. 1 ст. 5 Закона).

Отсюда вывод: неправомерно требование работника кафе сделать заказ либо в противном случае покинуть заведение.

Однако в отдельных случаях требования работников кафе покинуть заведение либо отказать в обслуживании будут являться правомерными — в случаях производственной необходимости (аварии системы водоотведения, отсутствии инвентаря и т. п.); а также в случаях нарушения посетителем общественного порядка либо нахождения в состоянии алкогольного (наркотического) опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность.

Но при этом, безусловно, хамское отношение персонала к посетителю недопустимо, а в случае если посетитель попытается, например, устроить драку либо выражается нецензурной бранью, то задержать его либо применить физическую силу вправе только сотрудники правоохранительных органов.

Следует отметить, что кафе вправе определять и иные условия обслуживания посетителей, что отражено в абз. 9 п. 48 Правил продажи отдельных товаров и осуществления общественного питания № 703.

Эти «иные условия» должны быть отражены в Правилах конкретного заведения. Не исключено, что к таким условиям могут быть отнесены: временные ограничения в пользовании ноутбуком и тому подобное.

кофемашина, 1400 Вт, корпус пластик, цвет черный
рожковая помповая кофеварка, 1350 Вт, корпус металл/пластик, капучинатор автоматический, цвет серебристый/черный
Нет в наличии
кофемашина, 1500 Вт, корпус металл/пластик, капучинатор автоматический, цвет нержавеющая сталь

Подписывайтесь на наш канал в «Яндекс. Дзен»!

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Автор: Никита Мелкозеров