Административный директор IT-компании Роман Жихарев: пересесть с трактора на «Теслу»

16 января 2019 в 8:00
Автор: Дмитрий Корсак . Фото: Александр Ружечка

Административный директор IT-компании Роман Жихарев: пересесть с трактора на «Теслу»

Автор: Дмитрий Корсак . Фото: Александр Ружечка
Роман Жихарев — автор книги о построении карьеры, административный директор офисов G-Core Labs в Минске и Перми, советник акционера Wargaming.
Если остановить 10 случайных человек в возрасте 20—40 лет на проспекте Независимости вопросом «Где бы вы хотели работать?», то 9 из 10 наверняка ответят, что в IT. А 10-й, вполне довольный собой, уже работает в IT и ничего менять не собирается. Истории про космические заработки и невероятные условия труда в этой индустрии плодятся и становятся красочнее день ото дня.

Начнем с разбора народного фольклора. Первое, что приходит на ум, — мнение, что у айтишников раздутые зарплаты. С этим довольно трудно спорить, особенно на фоне историй про то, как одна крупная компания потратила на корпоратив едва ли не больше, чем минская администрация на День города.

Но! Подумайте вот о чем: средняя IT-компания из 50 человек выпустила мобильное приложение для iOS, которое установили и используют 1 млн человек. Получается, что каждый ее сотрудник обслуживает 20 тыс. пользователей! И примерно 95% из этих пользователей ничего компании не платят.

Для сравнения: Минским метрополитеном пользуется меньше 1 млн человек в день, а численность его сотрудников — 5000. За проезд платят все. Соотношение количества сотрудников на одного клиента отличается в 100 раз! Сравнение довольно грубое, но дает представление о масштабах эффективности. Есть и более ужасающие примеры. Компания Valve (цифровой магазин Steam) обслуживает 50 млн пользователей в день силами менее 400 сотрудников. 125 000 клиентов на 1 работника.

Уже слышу: «Метро же в реальном мире!», «Поезда обслуживать — не кнопки нажимать!» Напомню, что те же самые «яйцеголовые» создают самодвижущиеся поезда и магазины без продавцов. Метро без персонала уже наверняка где-то существует. Ну и про время: сколько вы проводите в метро, а сколько в приложениях?

Еще миф: в таких компаниях, как Wargaming, есть заведующие игровой комнатой, которые пыль с приставок протирают за $1000. Когда я такое услышал, сразу пошел проверять, правда или нет, в корпоративной адресной книге. Пока смотрел, подумал, что я бы на такую работу не пошел: не так много денег, чтобы терпеть эту скуку изо дня в день.

Если бы это и было правдой, на эту вакансию не взяли бы кого попало. Нужен приятный, улыбчивый человек, образованный, с тонкой душевной организацией, разбирающийся в играх, способный поддержать беседу. Это ведь комната отдыха. Там должно быть комфортно, в том числе и эмоционально. Вы удивитесь, но далеко не каждый прошел бы собеседование.

Так и к чему мы пришли? Похоже, айтишники владеют технологиями, которые позволяют им обслуживать в 100 раз больше людей, чем другим организациям. Ок. А откуда такие зарплаты? Два фактора: первый — у IT-компании есть деньги, потому что она очень эффективна. Второй — стать айтишником не просто: приходится разбираться со сложными штуками и продолжать учиться всю жизнь, потому что знания, как и технологии, устаревают каждые несколько лет. Это создает дефицит хороших кадров.

Нужных людей искать очень трудно, конкуренты постоянно хотят выдавить вас с рынка, а пользователи привыкли, что все бесплатно.

Например, рядового PHP-программиста найти легко, а вот инженера по оперированию CDN — крайне непросто. Мы уже несколько месяцев перебираем кандидатов. Вакансии Cloud Solution Architect и Infrastructure Project Manager мы закрывали почти полгода. Искать пришлось по всем странам СНГ и релоцировать в Минск.

В IT-сектор идут самые упорные и талантливые люди. На этом поприще они соревнуются с другими талантливыми людьми, поэтому конкуренция среди компаний очень высока.

Мой университетский товарищ несколько лет назад переквалифицировался из ремонтника сотовых телефонов в разработчика бэкэнда. Потом стал программистом биллинга (это покруче просто программиста). Теперь он зарабатывает около $3000 и шлет мне фотки из Шри-Ланки. Утром у него серфинг, с 11 часов начинает работать офис в Москве, и он сидит у ноутбука. А вечером снова на моречко. Алоха! Но тут важно учесть, что он учился в физмат-школе и окончил физфак. Не среднего ума человек.

После нескольких лет работы в хорошей IT-компании появляется профдеформация: все традиционные бизнесы кажутся медленными и неэффективными (не говоря уже про госуслуги). Кажется, что можно без труда организовать свою компанию и уделать всех конкурентов. Отчасти это правда, но лишь наполовину: работать все равно приходится с «медленными» людьми и контрагентами. Либо же платить айтишные зарплаты (что традиционные бизнесы не могут себе позволить).


Концепция найма сильно изменилась за последние 20 лет. Отчасти благодаря IT-технологиям. Раньше все было просто: принес резюме кадровику, «подмазал» — и работа есть.

Сейчас наем в компаниях — это огромная машина, конвейер, где куча фильтров, много людей, условий, сложностей. Как в фильме «Индиана Джонс», когда он пытается ограбить гробницу.

И вот сейчас, чтобы обхитрить эту рекрутинговую машину, нужно хорошо знать, как она работает, какие в ней есть лазейки, чтобы обойти конкурентов, которые пытаются пробраться к гробнице фараона так же, как и вы.

Нужно особым образом составить резюме и сопроводительное письмо, подготовиться к интервью, знать ответы на хитрые вопросы. И даже если вы уже в финале — важно же еще не продешевить. Не продаться за бульбу, а попросить на хлеб с икоркой.


Даже при всем при этом современная система подбора персонала работает из рук вон плохо. Что с ней не так?

Ну во-первых, а судьи-то кто? Рекрутер (низшая должность в HR) — это часто девочка после университета. Как думаете, какое качество оценки у нее? Или руководители — многим из них всего 25—30 лет и руководят они впервые. Думаете, они умеют оценивать?

Во-вторых, ищут не подходящих, а похожих. Из-за того, что мало кто умеет реально оценивать соискателей, их компетенции и навыки, ищут просто тех, кто похож на уже работающих. Работал в IT — подходишь, не работал — закрой за собой дверь с той стороны. В топовые IT-компании хотят брать только из топовых IT-компаний. Разработчикам попроще, но все равно нужен опыт масштабных проектов.

В-третьих, тянут резину. В боксе есть понятие «войти в клинч» — прием, когда боксер не дает двигаться другому боксеру. Рекрутеры делают то же самое: часто не дают обратной связи, а соискатели должны неделями ждать ответа. И получается, если тебе нравится какая-то компания, ты ждешь от нее ответа, теряя предложения от других компаний. А потом говорят: «Ой, а мы уже закрыли вакансию».

Одна моя знакомая 2 года назад решила, что хватит работать продавцом металлопроката. Пошла на курсы бизнес-аналитиков, устроилась работать в компанию, являющуюся оператором мобильной связи (это аналог тракторного завода в IT). Отработала на галерах 1,5 года, набралась опыта и теперь проектирует мобильные приложения для западного рынка в уютном офисе в центре за $1500 (Наташа, или уже $2000?).

Так что, если хотите пересесть на «Теслу», придется неистово крутить педали (всю жизнь). Что бы ни говорили, свой хлеб с маслом и икоркой айтишники едят не просто так.

Читайте также:

Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook и присылайте свои истории и размышления. Самые яркие из них могут стать темой для следующей колонки!

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией: читайте паблик-чат Onliner и пишите нам в Viber!

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. nak@onliner.by